Инновации в образовании: основания и смыслы Головина Татьяна Владимировна, проректор, заведующая кафедрой управления и экономики образования, к.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая инноватика Кафедра педагогики и андрагогики.
Advertisements

14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
осуществить сравнительный анализ инновационно-педагогических технологий в современном дошкольном образовании РБ и РФ.
Управление инновационными процессами в ДОУ. «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед» Френсис Бэкон.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Инновация.
Н АПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнила: студентка гр. МПМ-13 Станева Н.Г. Проверила: доктор, ст. преподаватель.
Управление инновационными процессами в образовании Управление инновационными процессами в образовании Автор: Журавлева Наталья Николаевна, к.п.н, доцент.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Тема 2. Формирование инновационных процессов Инновационный менеджмент Губин Евгений Петрович, доцент каф. Управления инновациями ТУСУР.
Технология инновационного процесса Выбор инновационного пути – это выбор осознанного преобразования библиотечной деятельности, предполагающий активность.
* Понятие инновация в переводе с латинского языка означает обновление, новшество или изменение. * Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую.
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
Инновационный менеджмент Лектор – Квеско Раиса Брониславовна, доцент кафедры философии, д.фс.н. Тел.:
«Организационные основы инновационной экономики» Курс по выбору Лектор: д.э.н., профессор кафедры «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета.
В.И. Безруков РАЗДЕЛ: Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства.
Инновационные процессы в социально-культурном сервисе и туризме Работу выполнил студент группы БТРз(Э)-401 Мамонова М. В. Проверил: ст. пр. Коровина Н.
Педагогическая инноватика как наука об изменениях в образовательных системах Кафедра педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.
Инновационная деятельность. Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в.
Транксрипт:

Инновации в образовании: основания и смыслы Головина Татьяна Владимировна, проректор, заведующая кафедрой управления и экономики образования, к.п.н.

Хотим мы того или не хотим, сегодня становится прошлым, а завтра – настоящим. И это завтра будет отличным от сегодня. Сможет ли школа соответствовать этому завтра – зависит от того, сможет ли она адекватно изменяться. (Валерий Семенович Лазарев)

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: определение сущности инновационных процессов в образовании

Задание. Работа с ключевыми понятиями. В таблице представлены ключевые понятия, с которыми вы будете работать по ходу изучения темы. Дайте свои определения этим понятиям до начала изучения темы. После того как познакомитесь с темой, внесите уточнения и дополнения в данные вами определения. Ключевые понятияДо изучения темыПосле изучения темы Инновации Нововведение Новшество Инновационная деятельность Инновационный процесс Инноватика

ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» В ЛИТЕРАТУРЕ Процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание (Б. Твисс ) Совокупность технических производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных технологий и оборудования (Ф.Никсон) Общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, услуг (Б. Санто) Новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом (Й. Шумпетер)

ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» В ЛИТЕРАТУРЕ Итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, социальный и т.д.) (Д.В. Соколов,А.Б. Титов,М.М. Шабанова) Прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно- технологических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера (Ю.П. Морозов) Сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах (А.И. Пригожин) Использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной деятельности, направленных на ее совершенствование (П.Н. Завлин,А.К. Казанцев,Л.Э. Миндели)

Основоположники новой научной дисциплины - инноватика Немецкие ученые В. Зомбарт и В. Метчерлих Австрийский экономист Й. Шумпетер, который термин «инновация» ввел в научный оборот.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА - Наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования (А.В. Хуторской)

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ Новшество Нововведение Инновация Инновационный процесс Инновационная деятельность

Педагогическое новшество изменения, направленные на улучшение и развитие воспитания и образования (К. Ангеловски) содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к ранее неизвестному, не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания (Н. Р. Юсуфбекова) комплекс элементов или отдельные элементы обучения и воспитания, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях эффективно решать задачи образования (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов)

Педагогическое новшество средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, В.С. Лазарев) материализованная идея возможного повышения эффективности какой-либо образовательной системы (В.С. Лазарев)

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ НОВШЕСТВА (С.Д. Полякова) Зарождение нового Освоение нового на определенном объекте Диффузия (распространение на другие объекты) Рутинизация (превращение в традицию)

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ НОВШЕСТВА (В.И. Загвязинский) Старт Возникновение Быстрый рост (в борьбе с оппонентами и скептиками) Зрелость Насыщение, связанное с более или менее широким продвижением в практику Кризис Финиш, связанный со снятием нововведения как такового, в новой, более эффективной, нередко более общей системе

ЭТАПЫ НОВШЕСТВА (В.С. Сластенин, Л.С. Подымова) 1.Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия (озарения); 2.Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец 3.Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка. Этап завершается получением устойчивого эффекта от новшества.

ЭТАПЫ НОВШЕСТВА (В.С. Сластенин, Л.С. Подымова) ФАЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВШЕСТВА 4.Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы 5.Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну 6.Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВОВВЕДЕНИЕ целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего присходит переход системы из одного состояния в другое процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое с помощью использования инноваций (В.С. Лазарев) организация нового (П.И. Третьяков)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ содержание и организация нового (П.И. Третьяков) инновация и нововведение – тождественные понятия (В.С. Лазарев) целенаправленное изменение педагогической системы или ее отдельных элементов, вносящее в среду внедрения стабильные новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое и соответствующие прогрессивным тенденциям развития общества (В.И. Загвязинский)

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ По степени потенциала новой идеи: -радикальные -комбинаторные -модифицирующие По степени новизны: -абсолютная новизна -отностительная новизна -целесообразная новизна -стоимостная новизна

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ По типу новизны для рынка: -новые для отрасли в стране -новые для данной организации или группы организаций По целям: -для восстановления и сохранения функций и основных свойств существующей системы; -для приспособления системы к количественным изменениям среды; -для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта -для создания системы нового вида путем коренного изменения принципов ее функционирования; -для создания системы нового вида, функционирующей на основе прежних принципов

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ По результативности: -завершенные; -незавершенные; -успешные; -неуспешные. По направленности: -внутриорганизационные; -межорганизационные По характеру: эволюционные, революционные. По комплексности: точечные, простые, системные

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - это процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств (В.С. Лазарев) это процесс управления изменениями в образовании (А.В. Хуторской)

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В ОБУЧЕНИИ – -совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическое открытие или методическая идея превращаются в в образовательное нововведение. И если дидактика и методика – инструмент создания новшеств (новых целей обучения, структуры и содержания учебных предметов, системы контроля), то для введения этих новшеств в практику нужны инструменты другой дисциплины – педагогической инноватики.

ТИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Первый тип – инновации, происходящие стихийно, без точной привязки к порождаемой потребности либо без полноты осознания участниками инновации условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Имеют под собой, как правило, эмпирическую основу. Второй тип – инновации в системе образования, являющиеся продуктом научно обоснованной, целенаправленной деятельности, имеющей междисциплинарный характер.

Масштабность освоения инновации Простое воспроизводство нововведения, характеризующееся тем, что новшество создается лишь в организации, в которой его производство было впервые освоено. Этот процесс включает: формирование предпосылок нововведения; научное открытие; создание новшества, включающее его первое освоение; распространение; использование. Расширенное воспроизводство новшества, характеризующееся тем, что процесс изготовления новшества распространяется на многие организации, обеспечивающее насыщение потребности в нем.

Структуризация инновационного процесса по стадиям Генерирование новой идеи Экспериментальная реализация новой идеи Освоение Массовый выпуск Потребление

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 1.Последовательно 2.Параллельно 3.Интегративно

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов

ОТЛИЧИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ ПараметрыИнновационная деятельность Текущая деятельность ЦельУдовлетворение новой потребности Удовлетворение сложившейся потребности РискВысокийНизкий Тип процессаДискретныйНепрерывный УправляемостьНизкаяВысокая Результат для системы Переход на новый уровень Сохранение на прежнем уровне Отношение к текущим интересам участников ПротиворечитСоответствует

ОТЛИЧИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ИННОВАЦИОННОЙ Образовательная деятельность призвана развивать обучающихся Инновационная деятельность призвана развивать образовательные системы

СИСТЕМА - ЭТО целенаправленная целостность взаимодействующих элементов, имеющая новые свойства, которые отсутствуют у этих элементов, и связанная с внешней средой. Такой целостной, динамической социально- педагогической системой и является ОУ. (Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ являются соединением принципиальных и основополагающих знаний (в широком смысле слова) в некую органичную целостность, в наиболее общем выражении – составляют доктрину образования.

Структура образовательной системы Процессы: образовательный и другие Ресурсы Результаты Внешняя среда

Основные элементы образовательной системы школы: образовательная среда; содержание образования; образовательный процесс; субъекты образовательного процесса (В.А. Ясвин )

ФУНКЦИИ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИЙ Управленец: перевод нововведения из проектного состояния в конкретное практическое действие Педагог-экспериментатор: планирование изменения в образовательном процессе с опорой на педагогическую структуру и содержание новшества Проблематизатор: отыскивает, выявляет и фиксирует возникающие противоречия, производит контраргументы планируемым действиям, осуществляет перевод проблем в плоскость конструктивного представления Методолог: отслеживает соответствие цели в происходящих процессах, организует и осуществляет рефлексию на всех этапах нововведения

ФУНКЦИИ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИЙ Проектировщик: проектирует и перепроектирует планируемые процессы Конструктор: создает, воплощает, конструирует спроектированные процессы и объекты Оформитель: обозначает и фиксирует ход и результаты нововведения, создает описание инновационной деятельности и ее результатов

Проблемный вопрос Как инновационное развитие ОУ влияет на состояние муниципальной системы образования? Укажите положительные и отрицательные результаты этих процессов. + _

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!