1 ИСЭМ СО РАН ГУ ИЭС Бушуев В.В., Воропай Н.И., Сендеров С.М., Саенко В.В. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКТРИНЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ II Международная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
Advertisements

Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
1 ФГУП «ЗапСибНИИГГ» Влияние сырьевой и ресурсной базы недр (нефть) на величину национального богатства Российской Федерации.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Директор Департамента угольной и торфяной промышленности К.Ю. Алексеев.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 10 ноября, 2009 г. Роль и место энергоэффективности.
ПРОЕКТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ на период до 2035 года 21 апреля 2014 г. Москва.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Транксрипт:

1 ИСЭМ СО РАН ГУ ИЭС Бушуев В.В., Воропай Н.И., Сендеров С.М., Саенко В.В. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКТРИНЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ II Международная практическая конференция ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – НОВЫЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ Санкт-Петербург, 16–17 мая 2013 г.

2 На заседании СБ РФ президент Д.А.Медведев потребовал от правительства разработать в 2011 г. Доктрину энергетической безопасности и определить первостепенные меры по ее реализации. 1-й проект Доктрины энергетической безопасности РФ (1997 г., одобрен МВК при СБ РФ) Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты»: «ТЭК и государство», «Нефтяной комплекс России», «Проблемы функционирования и развития электроэнергетики», «Газовая промышленность России», гг.... Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (2003 г.) Энергетической стратегии России на период до 2030 г. (2009 г.) Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (2009 г.) Федеральный закон «О безопасности объектов ТЭК» (2011 г.) Доктрина энергетической безопасности России

3

4 I.Основные положения. II.Угрозы энергетической безопасности. III.Принципы и задачи обеспечения энергетической безопасности. IV.Меры, направленные на обеспечение энергетической безопасности, и механизмы их реализации. Структура: Доктрина энергетической безопасности России определить стратегию действий органов государственного управления и общества в вопросах обеспечения энергетической безопасности России и ее регионов на перспективу Цель:

5 Основные положения Доктрина энергетической безопасности России Энергетическая безопасность страны – состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения. Региональная энергетическая безопасность – комплексная характеристика состояния энергообеспечения потребителей региона, определяемая ТЭБ региона с учетом собственных и гарантированных внешних поставок ТЭР. Угрозы энергетической безопасности – внутренние экономические, социально-поли- тические, техногенные, природные, а также внешнеполитические и внешнеэкономические условия и факторы, создающие опасность ослабления энергетической безопасности, как в результате совокупного действия, так и по отдельности. Мониторинг энергетической безопасности – систематические наблюдения, регистрация и анализ процессов в энергетике и экономике, влияющих на энергетическую безопасность, с целью идентификации угроз, оценки уровня энергетической безопасности, подготовки информации для решения задач функционирования и развития энергетики с учетом фактора энергетической безопасности и для выбора мер и механизмов ее обеспечения. Индикаторы энергетической безопасности – показатели развития и функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК), его подсистем и объектов, а также потребителей энергии, в совокупности характеризующие состав, глубину и территориальные рамки реализации угроз энергетической безопасности и ее уровень.

6 Энергетика – важнейший фактор экономической и национальной безопасности Доктрина энергетической безопасности России В недрах сосредоточено: 6% разведанных мировых запасов нефти, 18% угля, 24% - природного газа. ТЭК – крупнейший потребитель продукции других секторов экономики и должен сыграть ведущую роль в ее технологическом развитии и модернизации. Для России как крупнейшего экспортера энергоресурсов (более 10% объемов их мирового экспорта) энергетическая безопасность включает также поддержание энергетического суверенитета и обеспечение условий для недискриминационного доступа на внешние рынки. ТЭК - важнейшая составляющей экономики России (жизнедеятельность населения, функционирование производительных сил, консолидация регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений) 2011 г., доля добавленной стоимости, созданной в отраслях ТЭК: в ВВП страны – более 31%, в объеме экспорта – 67%, в налоговых поступлениях в бюджет – более 49%.

7 Угрозы энергетической безопасности Доктрина энергетической безопасности России Негативные тенденции: качество запасов углеводородных ТЭР ухудшается, эффективность ГРР в целом недостаточна, растет доля трудноизвлекаемых запасов; высок износ ОПФ энергетики, низки темпы их обновления и создания строительных заделов, заканчивается технический ресурс значительной части оборудования; наличие ЧС в системах топливо- и энергоснабжения страны и ее регионов; нет серьезных сдвигов в сфере энергосбережения; дефицит инвестиций в газовой отрасли и в электроэнергетике; недостаточна диверсификация структуры ТЭБ, характерна региональная асимметрия в обеспеченности территорий собственными первичными энергоресурсами; негибкость ценовой и налоговой политики, приводящие к значительному росту цен на энергоносители для конечных потребителей. Внутренние экономические Социально- политические Техногенные Природные Внешнеэкономические, внешнеполитические УГРОЗЫ

8 Угрозы энергетической безопасности Доктрина энергетической безопасности России Внутренние экономические дефицит инвестиций, способный привести к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей объектов энергетического производства в условиях высокой изношенности оборудования и его низкого технического уровня; ухудшение состояния сырьевой базы ТЭК и атомной энергетики; низкая инновационная активность в энергетике и в смежных отраслях (в особенности в энергетическом машиностроении), приводящая к отставанию в освоении критически важных технологий; зависимость предприятий ТЭК от импорта оборудования, сервисных и инжиниринговых услуг; высокая энергоемкость отечественной продукции, отсутствие либо незавершенность отраслевых и региональных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Социально-политические национально-этнические конфликты, проявления сепаратизма в отдельных регионах страны; трудовые конфликты на предприятиях отраслей ТЭК; диверсии и террористические акты на объектах энергетики; общественные движения антиэнергетической направленности (к примеру, против строительства АЭС).

9 Угрозы энергетической безопасности Доктрина энергетической безопасности России Техногенные нарастающий удельный вес морально устаревшего и физически изношенного оборудования в отраслях ТЭК; снижение технического уровня объектов энергетики из-за недостаточного финансирования НИОКР и слабой реализации их результатов (особенно в области разработки новой техники и технологий); снижение уровня подготовки высококвалифицированных кадров для ТЭК. стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, гололед, сели и др.); аномальные проявления природных процессов (критически низкие или высокие температуры окружающей среды, длительная маловодность речного стока, внешние электромагнитные аномалии и др.) Природные

10 Угрозы энергетической безопасности Доктрина энергетической безопасности России Внешнеэкономические и внешнеполитические недостаточная географическая диверсификация экспортных поставок ТЭР из России, ограниченность товарной номенклатуры; высокая политизированность отношений в энергетической сфере и обусловленные этим фактором дискриминационные действия отдельных стран, их сообществ и компаний по отношению к российским экспортерам ТЭР; неустойчивая конъюнктура мировых финансовых и энергетических рынков в сочетании с нестабильностью военно-политической обстановки в основных регионах добычи энергоресурсов; ограничения по транспортировке экспортируемых из России энергоресурсов в связи с блокированием нефте- и газопроводов на территориях транзитных государств, невыполнением конвенции по свободе судоходства в проливах и каналах и др.; противодействие участию российских компаний в освоении месторождений, приобретении либо строительстве энергетических объектов за рубежом.

11 Угрозы энергетической безопасности Доктрина энергетической безопасности России Полная или частичная реализация угроз энергетической безопасности неизбежно приведет к нарушению стабильности функционирования систем топливо- и энергоснабжения, что может вызвать замедление развития экономики, а также обострение проблем социальной защиты населения. Предотвращение и преодоление указанных угроз должно быть предметом постоянного внимания федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

12 Доктрина энергетической безопасности России Отношение годового прироста балансовых запасов первичных ТЭР к объему их добычи. Доля природного газа в структуре баланса первичных ТЭР. Динамика уровня цен внутри страны на основные виды ТЭР. Объем неплатежей на розничном и оптовом рынках электроэнергии. Выполнение инвестиционных программ отраслями ТЭК. Относительное изменение величины удельной энергоемкости ВВП. Доля ископаемых первичных ТЭР используемых на внутреннем рынке в общем объеме их добычи. Террористические акты на объектах ТЭК, основные факторы, принятые меры. Стабильность обеспечения потребителей различными видами ТЭР. Забастовки на объектах ТЭК, основные факторы. Физический износ основных производственных фондов по отраслям ТЭК и смежным отраслям промышленности. Чрезвычайные ситуации на объектах ТЭК. Доля экспорта российских ТЭР в общем объеме экспорта. Доля продукции нефтепереработки и нефтехимии в общем объеме экспорта российских ТЭР. Отношение годового прироста балансовых запасов первичных ТЭР к объему их добычи. Доля природного газа в структуре баланса первичных ТЭР. Динамика уровня цен внутри страны на основные виды ТЭР. Объем неплатежей на розничном и оптовом рынках электроэнергии. Выполнение инвестиционных программ отраслями ТЭК. Относительное изменение величины удельной энергоемкости ВВП. Доля ископаемых первичных ТЭР используемых на внутреннем рынке в общем объеме их добычи. Террористические акты на объектах ТЭК, основные факторы, принятые меры. Стабильность обеспечения потребителей различными видами ТЭР. Забастовки на объектах ТЭК, основные факторы. Физический износ основных производственных фондов по отраслям ТЭК и смежным отраслям промышленности. Чрезвычайные ситуации на объектах ТЭК. Доля экспорта российских ТЭР в общем объеме экспорта. Доля продукции нефтепереработки и нефтехимии в общем объеме экспорта российских ТЭР. Оценка состояния энергетической безопасности: используются важнейшие индикаторы по объектам мониторинга:

13 Принципы и задачи обеспечения энергетической безопасности Доктрина энергетической безопасности России Основные принципы: Надежность функционирования систем топливо- и энергоснабжения, позволяющая снабжать потребителей на территории страны в достаточном объеме экономически доступными ТЭР приемлемого качества. Энергетическая эффективность работы национального хозяйства в части затрат на энергообеспечение и предотвращения нерационального расходования ТЭР. Сбалансированность производства и потребления ТЭР с учетом необходимости воспроизводства минерально-сырьевой базы и внешнеэкономических обязательств. Устойчивость энергетического сектора экономики к экономическим, социально- политическим, техногенным, природным и другим угрозам, его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлениями угроз различного характера. Разделение рисков в сфере ТЭК, полномочий и ответственности государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в сфере обеспечения энергетической безопасности.

14 Принципы и задачи обеспечения энергетической безопасности Доктрина энергетической безопасности России Основные задачи: модернизация и инновационное развитие ТЭК (через техническое перевооружение отраслей ТЭК и омоложение производственного аппарата); повышение энергетической эффективности экономики страны (в особенности жилищно-коммунального хозяйства и транспорта), в том числе через разработку и реализацию отраслевых и региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, снижение энергетической составляющей затрат на производство товаров и услуг; своевременное проведение геологоразведки и работ по подготовке и освоению месторождений, обеспечивающее воспроизводство и рациональное использование МСБ страны, повышение эффективности недропользования (в т.ч. повышение коэффициента извлечения нефти); диверсификация источников и транспортной инфраструктуры энергоснабжения; повышение степени самообеспечения регионов ТЭР посредством освоения местных топливных баз и развития малой энергетики (в т.ч. на базе ВИЭ); достижение рационального уровня централизации энергоснабжения и рационального соотношения централизованного и децентрализованного энергоснабжения; обеспечение надежной работы и своевременного развития энергетической инфраструктуры, включая обеспечение достаточности резервов производственной мощности ТЭК и пропускной способности энергетических коммуникаций; укрепление, на основе межрегиональных и межгосударственных поставок ТЭР, оборудования, услуг и энергетических технологий, позиций России на мировых рынках, прежде всего в СНГ, Европе, АТР.

15 Меры обеспечения энергетической безопасности и механизмы их реализации Доктрина энергетической безопасности России Предотвращение внутренних экономических угроз (1) инициирование и поддержка реализации пилотных проектов и стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей и других приоритетных сферах; повышение эффективности управления государственной собственностью в ТЭК при соблюдении условий гарантированной надежности энергоснабжения потребителей; совершенствование корпоративного управления в энергетическом секторе на основе внедрения передовых принципов и стандартов управления в сочетании с обеспечением действенного контроля за деятельностью энергетических компаний; создание организационных и финансово-экономических условий для формирования механизма возврата частных инвестиций в энергосбережение; изменение налогового законодательства с целью рационализации налоговой нагрузки на энергетику и внедрения дифференцированного подхода к налогообложению с учетом объективных геологических и технико-экономических условий, определяющих качество и себестоимость добываемого сырья (производимой продукции и услуг); продолжение управляемой либерализации внутренних цен на энергоресурсы, отвечающих интересам производителей, поставщиков и потребителей, на условиях недопущения необоснованного роста цен на продукцию ТЭК;

16 Меры обеспечения энергетической безопасности и механизмы их реализации Доктрина энергетической безопасности России стимулирование проведения ГРР с целью доведения их объемов до уровня соответствия между объемами ежегодных приростов балансовых запасов энергоресурсов и объемами их извлечения; финансовая поддержка проведения фундаментальных и прикладных НИР по основным направлениям развития перспективных энергетических технологий, в том числе в сфере атомной и возобновляемой энергетики; стимулирование развития отечественного производства оборудования и поставщиков услуг посредством предоставления разумных преференций компаниям, обеспечивающим использование отечественного оборудования; формирование механизмов реализации долгосрочной политики, обеспечивающей рационализацию ТЭБ страны и регионов на основе нормализации условий межтопливной конкуренции и комплексное развитие региональной энергетики, включая освоение ВИЭ и местных видов топлива; совершенствование системы программных документов в сфере энергетики и повышение их обоснованности – от Энергетической стратегии России до инвестиционных программ компаний ТЭК и региональных энергетических программ с обязательным учетом требований энергетической безопасности. Предотвращение внутренних экономических угроз (2)

17 Меры обеспечения энергетической безопасности и механизмы их реализации Доктрина энергетической безопасности России Предотвращение социально-политических угроз законодательное и организационное обеспечение сохранения национального контроля за деятельностью компаний в стратегически важных сферах энергетики; разработка и проведение мероприятий по профилактике и предотвращению преступлений, в том числе диверсионно-террористического характера, в отношении наиболее важных и характеризующихся повышенной опасностью объектов энергетики (АЭС и предприятия ядерного топливного цикла, газо-, нефте- и нефтепродуктопроводы, емкости по хранению топлива, НПЗ, плотины ГЭС и др.); совершенствование методов сбора и анализа упреждающей информации о готовящихся преступлениях в отношении объектов энергетики; контроль за финансово-экономическим состоянием предприятий ТЭК (компетентными органами в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством) с целью предотвращения забастовок и конфликтов; совершенствование системы контроля и надзора за промышленной безопасностью на предприятиях ТЭК, обеспечивающее снижение аварийности.

18 Меры обеспечения энергетической безопасности и механизмы их реализации Доктрина энергетической безопасности России Предотвращение техногенных и природных угроз (1) разработка и внедрение новых технических регламентов и стандартов, стимулирующих развитие и переход предприятий ТЭК и экономики в целом на современные энергетические технологии; совершенствование процедур декларирования, лицензирования и сертификации и паспортизации в технологической сфере; совершенствование структуры управления энергетическими системами государственного значения (ЕЭЭС, ЕСГ, магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы) в целях обеспечения требуемой надежности и безопасности их функционирования; усиление государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля и надзора за соблюдением установленных требований в сфере безопасности и энергоэффективности; разработка и установление обязательных требований к безопасности и энергоэффективности объектов энергетики на всех этапах их жизненного цикла; создание комплексной системы прогнозирования, выявления, анализа и оценки рисков аварий и опасных природных явлений на объектах ТЭК; разработка классификатора опасности объектов ТЭК, основанного на расчетах риска их эксплуатации и учитывающего масштабы последствий аварий; совершенствование методики расчета и практики компенсации ущерба в результате аварий на объектах ТЭК;

19 Меры обеспечения энергетической безопасности и механизмы их реализации Доктрина энергетической безопасности России Предотвращение техногенных и природных угроз (2) введение персональной ответственности руководителей предприятий ТЭК за техническую укрепленность и оснащенность возглавляемых ими объектов, и за своевременное и полное техническое обслуживание, ремонт и реконструкцию основных фондов; актуализация, а где нужно – разработка и утверждение нормативов экономически обоснованных резервных запасов топлив, производственных мощностей, ремонтно-восстановительных запасов, а также нормативов по уровню диверсификации топливо- и энергообеспечения важнейших объектов; поддержка технического перевооружения и модернизации АЭС, повышения безопасности существующих и строящихся объектов атомной энергетики; поддержка модернизации и развития существующей инфраструктуры ЕЭС, включая внедрение элементов активно-адаптивных сетей и систем хранения электроэнергии; совершенствование системы функционирования топливо- и энергоснабжения страны и ее регионов в период ЧС для гарантированного обеспечения жизненно важных потребителей, в т.ч. обеспечение реализации маневренных и мобилизационных возможностей отраслей ТЭК в чрезвычайных ситуациях (включая создание механизма компенсации за выполнение обязательств по созданию и поддержанию мобилизационных резервов).

20 Меры обеспечения энергетической безопасности и механизмы их реализации Доктрина энергетической безопасности России Предотвращение внешнеэкономических и внешнеполитических угроз поддержка сохранения и расширения надежных рынков сбыта российских энергоресурсов, энергетического оборудования, услуг и оптимизации условий их реализации; оказание дипломатической и законодательной поддержки и создание экономических механизмов, стимулирующих диверсификацию и качественную реструктуризацию экспорта энергоносителей, направленную на увеличение доли конечных энергоносителей в общем объеме экспорта; дипломатическая поддержка и стимулирование участия российского капитала в зарубежном энергетическом секторе, а также в обеспечении транзитных потоков энергоресурсов через территорию России; совершенствование системы контроля и обеспечения бесперебойной работы транспортных коридоров, соединяющих Россию с внешними энергетическими рынками, с учетом интересов дальнейшего развития инфраструктуры экспорта российских ТЭР; создание благоприятных условий для международной научно-технологической кооперации, содействие трансферу в Россию передовых энергетических технологий.

21 Меры обеспечения энергетической безопасности и механизмы их реализации Доктрина энергетической безопасности России Предотвращение внешнеэкономических и внешнеполитических угроз В стратегическом плане энергетическая дипломатия в рамках Евразийского экономического союза и в странах СНГ будет направлена на: сохранение современной роли России в снабжении стран, недостаточно обеспеченных собственными энергоресурсами; активизацию участия в освоении и обеспечении экспорта энергетических ресурсов Каспийского региона, включающего в себя развитие сотрудничества со странами региона в рамках Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС); обеспечение выполнения международных обязательств по транзитным перевозкам и установление согласованных тарифов на транспортные услуги. В целях максимизации выгоды от экспортных поставок ТЭР Россия должна: наращивать поставки ТЭР в страны АТР с целью диверсификации географии экспортных связей; активизировать и координировать взаимодействие с другими экспортерами нефти и природного газа; максимально использовать потенциал интеграционных объединений (АТЭС, СНГ, ШОС, ЕврАзЭС и др.) путем совместного участия в создании и надежном функционировании энергетической инфраструктуры.

22 Доктрина энергетической безопасности России З адачи органов государственной власти: совершенствование нормативной правовой базы функционирования ТЭК (в т.ч. С учетом положений разрабатываемой Доктрины); осуществление мониторинга и контроля состояния энергетической безопасности; оценка устойчивости энергетики страны и ее регионов к изменениям конъюнктуры внутреннего и внешних рынков ТЭР; формирование государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения энергетической безопасности. Система обеспечения энергетической безопасности определяется федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации. Положения Доктрины могут дополняться и уточняться в связи с изменением условий социально-экономического развития страны и возникновением угроз национальной безопасности. Реализация положений Доктрины позволит обеспечить энергетическую безопасность Российской Федерации, предотвратить возникающие угрозы для экономики страны, повысить ее устойчивость, создать условия для динамичного развития ТЭК и улучшения благосостояния населения. Положения Доктрины могут дополняться и уточняться в связи с изменением условий социально-экономического развития страны и возникновением угроз национальной безопасности. Реализация положений Доктрины позволит обеспечить энергетическую безопасность Российской Федерации, предотвратить возникающие угрозы для экономики страны, повысить ее устойчивость, создать условия для динамичного развития ТЭК и улучшения благосостояния населения.

23 Доктрина энергетической безопасности России В перспективе целесообразно: проведение научно-методических работ с целью формирования единой системы мониторинга энергетической безопасности России и ее регионов. Вместе с создаваемой Государственной информационной системой топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) это позволит создать научную основу для исследования и последующего укрепления энергетической безопасности России. Спасибо за внимание!