Автор: ученица 11 «а» класса СОШ п. Опытный Ахметшина Алия Шамилиевна Соавтор: ученица 11 «а» класса СОШ п. Опытный Николаева Алена Сергеевна Научный руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Ахметшина Алия Шамилиевна Соавтор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Николаева Алена Сергеевна Научный руководитель:
Advertisements

Цели и задачи: Цель: Исследование особенностей выбора профессии современной молодёжью. Задачи: определить профессии, которые пользуются популярностью у.
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи, Центр психолого.
Отсутствие информации о профессиях, востребованных через 7-10 лет в нашем регионе Отсутствие информации о профессиях, востребованных через 7-10 лет в.
О СОСТОЯНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (по данным анкетирования, проведенного совместно с Министерством образования Московской области)
Самоопределение учащихся в условиях предпрофильной подготовки. Учитель математики МОУ СОШ 4 г. Тобольска. 2007год.
Профориентационная работа школьного психолога. Цель: помочь ученику правильно решить проблему профессионального выбора.
Профдиагностика в профильном обучении. Основные методы профдиагностики: наблюдение беседа анкетирование тестовые испытания.
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы в рамках предпрофильного и профильного обучения»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОУ ЗАДАЧИ Создание уголков профориентации на базе кабинетов «Технология»; Создание уголков профориентации на базе кабинетов.
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.на старшей ступени.
ОУ СОШ 10 Апрель Структура организации предпрофильной подготовки и распределение обязанностей между субъектами данного процесса. Заместитель директора.
Удовлетворенность организацией профильного обучения Результаты мониторинга учащихся 10-х профильных классов СОШ города.
Мониторинг профессиональных планов и жизненных ценностей учащихся 9-х классов Н.А Федулова, СОШ 1 (Шатура) Е.В.Образцова, Каменская СОШ 2 (Дмитровский.
Профориентационная работа в начальных классах. Профориентация - это научно обоснованная система мер по оказанию детям личностно- ориентированной помощи.
1 Результаты исследования Состояние профориентационной работы в общеобразовательных школах Республики Таджикистан Д.Куддусов, ИИЦ «Соцсервис»
Условия осуществления образовательного процесса В школе обучалось 728 учащихся в 26 классах- комплектах. Средняя наполняемость классов составила 28 учеников.
Профессиональное самоопределение девятиклассников гимназии Яна Сергеевна Фурсова, педагог - психолог гимназии МБОУ Гимназия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 59 ПРЕДСТАВЛЯЕТ…
БОУ «Средняя общеобразовательная школа 2 г. Грязовца» Курс «Твой выбор» Рюмина Ольга Николаевна, учитель физики.
Транксрипт:

Автор: ученица 11 «а» класса СОШ п. Опытный Ахметшина Алия Шамилиевна Соавтор: ученица 11 «а» класса СОШ п. Опытный Николаева Алена Сергеевна Научный руководитель: педагог-психолог СОШ п.Опытный Аврамова Наталия Анатольевна.

Цель - изучение особенностей предпрофильной подготовки учащихся, особенностей учащихся профильных классов, особенностей профильного обучения, особенностей профессионального самоопределения учащихся Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме. 2. Изучить особенности предпрофильной подготовки учащихся. а) Выявить интересы, способности и склонности учащихся а) Выявить интересы, способности и склонности учащихся б) Изучить готовность учащихся к выбору профиля б) Изучить готовность учащихся к выбору профиля в) Соотнести интересы, склонности, способности учащихся с выбранным профилем обучения. в) Соотнести интересы, склонности, способности учащихся с выбранным профилем обучения. г) Изучить меру включенности родителей в процесс выбора ребенком профиля обучения г) Изучить меру включенности родителей в процесс выбора ребенком профиля обучения д) Определить пути дальнейшего образования д) Определить пути дальнейшего образования 3. Изучить особенности учащихся профильных классов и особенности профильного обучения а) Выявить интересы, способности и склонности учащихся а) Выявить интересы, способности и склонности учащихся б) Изучить согласованность выбора профиля с интересами, склонностями и способностями учащихся. б) Изучить согласованность выбора профиля с интересами, склонностями и способностями учащихся. 4. Изучить особенности профессионального самоопределения учащихся а) Выявить интересы, способности и склонности учащихся а) Выявить интересы, способности и склонности учащихся б) Определить готовность учащихся к выбору профессии б) Определить готовность учащихся к выбору профессии в) Изучить согласованность интересов, склонностей и способностей учащихся с выбранной профессией. в) Изучить согласованность интересов, склонностей и способностей учащихся с выбранной профессией. г) Изучить положение на рынке труда. Определить согласованность выбранных профессий с положением на рынке труда. г) Изучить положение на рынке труда. Определить согласованность выбранных профессий с положением на рынке труда. д) Определить мотивы и факторы, повлиявшие на выбор профессии. д) Определить мотивы и факторы, повлиявшие на выбор профессии. е) Изучить предпочтения 11-классников к определенным видам труда. е) Изучить предпочтения 11-классников к определенным видам труда. ж) Определить пути дальнейшего образования. ж) Определить пути дальнейшего образования. 5. На основе полученных результатов разработать предложения и рекомендации.

Методы исследования: –анализ и обобщение литературы –тестирование –опрос –анкетирование –качественная и количественная обработка данных Организация исследования: В исследовании приняли участие 56 учащихся 9-х классов, 74 учащихся 10-х классов и 64 учащихся 11-х классов СОШ п. Опытный Цивильского района. 41 родитель учащихся 9-х классов. В исследовании приняли участие 56 учащихся 9-х классов, 74 учащихся 10-х классов и 64 учащихся 11-х классов СОШ п. Опытный Цивильского района. 41 родитель учащихся 9-х классов.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся, для организации профильного обучения, а также для организации системы работы по развитию отдельных способностей учащихся и направлению их интересов и склонностей (организация кружков, секций, факультативных занятий, профориентационных курсов). Также важно отметить то, что в ходе исследования нами были разработаны анкеты для 9-11 классов, психодиагностическая тетрадь (9-11 классы), были подобраны методики. Это может быть использовано в дальнейшей работе психолога. Методики: «Художник или мыслитель» «Художник или мыслитель» «Анкета интересов» «Анкета интересов» «Труд для вас» «Труд для вас» Анкета «Выбор профиля» (разработана авторами) Анкета «Выбор профиля» (разработана авторами) Тест Голланда Тест Голланда Анкета для родителей 9-классников (разработана авторами) Анкета для родителей 9-классников (разработана авторами)

Распределение испытуемых по интересам. (9класс)

Распределение 9-классников по типам мышления

Распределение 9-классников по предпочитаемым областям знаний

Распределение 9-классников по выбранным профилям обучения

Соотношение предпочитаемых областей знаний и выбранных профилей.

Соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся с выбранным профилем (9 класс)

Выбор учебного заведения 9-класников

Опрос родителей Опрос родителей показал, что у 80% родителей мнение относительно профиля обучения совпадает с мнением детей, у 20% - мнение не совпадает, 100% родителей обсуждали с ребенком будущий профиль обучения, Это говорит о заинтересованности родителей в образовании их детей.

Распределение учащихся 10 «а» класса по интересам

Распределение учащихся 10 «б» класса по интересам

Распределение учащихся 10 «в» класса по интересам

Распределение учащихся 10 «а» класса по типам мышления

Распределение учащихся 10 «б» класса по типам мышления

Распределение учащихся 10 «в» класса по типам мышления

Распределение учащихся 10 «а» класса по предпочитаемым областям знаний

Распределение учащихся 10 «б» класса по предпочитаемым областям знаний

Распределение учащихся 10 «в» класса по предпочитаемым областям знаний

Соотношение предпочитаемых областей знаний и выбранных профилей 10-классников.

Отношение 10-классников к выбранному профилю обучения.

Соотношение интересов, склонностей и способностей 10-классников с выбранным профилем обучения

Распределение 11-классников по интересам

Распределение 11-классников по типам мышления.

Личностные типы 11-класников

Соотношение интересов, склонностей и способностей 11-классников с выбранной профессией.

Распределение 11-классников по предпочтениям к определенному виду труда Труд для вас Легкий и попроще 16% Умственный 24% Физический 4% Любой, лишь бы деньги платили 14% Интересный 52% Полезный людям 16% Не вредный для здоровья 20% Творческий 14% Любой, но законный 4% Тяжелый, но хорошо оплачиваемый 16%

Выбор 11-классниками учебного заведения.

Рынок труда Строители (каменщики, бухгалтера Строители (каменщики, бухгалтера маляры, штукатуры) экономисты маляры, штукатуры) экономисты Слесари филологи Слесари филологи Инженеры юристы Инженеры юристы Продавцы операторы ПЭВМ Продавцы операторы ПЭВМ Электрогазосварщики учителя Электрогазосварщики учителя воспитатели воспитатели швеи швеи ВостребованныепрофессииНевостребованныепрофессии Работники с/х (трактористы, водители, механизаторы), Программисты Электрики Электрики

Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессии (11 класс.) их решение (55,5%), их решение (55,5%), родители (35,9%), родители (35,9%), жизненные обстоятельства (17,7%), жизненные обстоятельства (17,7%), способности (17,7%), способности (17,7%), родственники (17,3%). родственники (17,3%). друзья - 7,3% друзья - 7,3% знакомые, книги и фильмы - 1,8% знакомые, книги и фильмы - 1,8% Мотивы выбора будущей профессии перспективность(80%), перспективность(80%), условия труда (50%), сам труд (40%) условия труда (50%), сам труд (40%) высокая материальная обеспеченность(40%) высокая материальная обеспеченность(40%) контакты с людьми (20%) контакты с людьми (20%) возможность без особого труда получить профессию(20%). возможность без особого труда получить профессию(20%). полезность результатов труда(10%). полезность результатов труда(10%).

Выводы: В ходе проведенного исследования нами была изучена психолого- педагогическая литература по данной проблеме. На основании изучения литературных источников определены основные виды труда и профессий, выделено понятие профориентации, рассмотрены основы профильного обучения. В ходе опытно-экспериментальной работы мы сделали следующие выводы: 2. Нами были изучены особенности предпрофильной подготовки учащихся а) Наибольший интерес учащиеся проявляют к таким отраслям как техника, компьютерная технологии, сфера обслуживания, медицина, химия. Способности учащихся: 42,3 % учащихся принадлежат к логическому типу мышления, 21,6% учащихся принадлежат к художественному типу мышления, 36,1% учащихся в равной степени принадлежат к логическому и художественному типу мышления. В числе самых предпочитаемых областей знаний (учебных предметов) у опрошенных 9-классников оказались: физкультура, ОИВТ, химия, алгебра. б) Все учащиеся определились с выбором профиля. Наиболее предпочитаемым оказался универсальный. Далее в порядке убывания следуют: физико- математический, биолого-химический, гуманитарный. в) Соотнося предпочитаемые области знаний и выбранные профили мы отметили несогласованность выбора профиля с интересами учащихся. г) Опрос родителей показал, что все родители обсуждали с ребенком выбор будущего профиля. Это говорит о заинтересованности родителей в образовании из детей. д) После окончания школы или 9-го класса продолжить обучение в профильных классах собираются 45% учеников, обучаться в колледже, техникуме, ПУ – 35%, 20% - пока не знают, каким образом будут продолжать свое образование.

3. 3. Нами были изучены особенности учащихся профильных классов и особенности профильного обучения. а) Учащиеся 10 «а» класса наибольший интерес проявляют к таким отраслям как педагогика, компьютеры, военное дело. Учащиеся 10 «б» класса наибольший интерес проявляют к таким отраслям как физика, военное дело, компьютеры. Учащиеся 10 «в» класса наибольший интерес проявляют к таким отраслям как биология, химия, техника. Способности учащихся: в 10 «а» классе 37,5% учащихся принадлежат к логическому типу мышления. 37,5% учащихся принадлежат к художественному типу мышления. 25% - к смешанному типу. Среди учащихся 10 «б» класса 36,6% учащихся принадлежат к логическому типу мышления. 20% учащихся принадлежат к художественному типу мышления. 43,3% учащихся в равной степени принадлежат к логическому и художественному типу мышления. Среди учащихся 10 «в» класса 16% учащихся принадлежат к логическому типу мышления. 50% учащихся принадлежат к художественному типу мышления. 37% учащихся в равной степени принадлежат к логическому и художественному типу мышления. В числе самых предпочитаемых областей знаний (учебных предметов) у учащихся 10 «а» класса оказались русский язык, литература, общество. В числе самых предпочитаемых областей знаний (учебных предметов) у учащихся 10 «б» класса оказались физика, алгебра, информатика. В числе самых предпочитаемых областей знаний (учебных предметов) у учащихся 10 «в» класса оказались биология, химия, физкультура.

б) Соотнося предпочитаемые области знаний и профили в которых обучаются 10-классники, можно отметить, что для 22,9% учащихся физика, алгебра и геометрия являются предпочитаемыми областями знаний и при этом 42,8% учащихся обучаются в физико-математическом классе; 22% учащихся предпочитают русский язык, литературу и историю, при этом в гуманитарном классе обучается 28,7%; 14,3% предпочитают биологию, химию и географию, при этом обучается в биолого-химическом классе 28,5%, что говорит о сознательном выборе гуманитарного профиля и о несознательном выборе биолого-химического профиля и физико- математического. Среди 10-классников 89,4% оказались довольными выбранным профилем, 1,5% - не довольны, 6,1% - почти довольны и 3% не определились Соотнеся интересы, склонности и способности учащихся с выбранным профилем обучения мы пришли к выводу, что в 10 «а» классе у 58,8% учеников интересы, склонности и способности совпадают с выбранным профилем, у 41,2% - не совпадают; в 10 «б» классе у 74,1% - совпадают, у 25,9% – не совпадают; в 10 «в» классе у 78,5% - совпадают, а у 21,5 – не совпадают.

4. 4. Нами были изучены особенности профессионального самоопределения учащихся а) Учащиеся 11 классов наибольший интерес проявляют к таким отраслям как компьютеры, военное дело, автодело и сфера обслуживания. В числе предпочитаемых областей знаний (учебных предметов) у 11-классников оказались физ-ра (36%), обществознание (34,9%), алгебра (32,9%). В ходе методики «Художник или мыслитель» мы получили следующие результаты: 28,2% учащихся принадлежат к логическому типу мышления, 34,2% - к художественному типу, 37,6% - к смешанному типу.. Были выявлены личностные типы 11-классников. (тест Голланда) 38,5% относятся к артистическому типу, 22,3% - к конвенциальному, 21% - к социальному, 18,7% - к предприимчивому, 8,4% - к интеллектуальному, 3,7% - к интеллектуальному.

б) б) Мы определи степень готовности учащихся к выбору профессии, т.о.62% определились с выбором профессии, 38% - не определились. Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что учащихся выбрали профессию экономиста, врача, менеджера, дизайнера, военного, программиста, юриста, дорожника, электротехника, певца, повара, фармацевта, токаря, летчика, газоэлектросварщика. 39% учащихся ответили, что их мнение окончательно, 61% - что они могут изменить свое решение. в) мы рассмотрели согласованность интересов, склонностей, способностей с выбранной профессией. У 26% учащихся интересы, склонности и способности совпадают с выбранной профессией, у 22% - частично совпадают, у 14% - не совпадают и 38% не определились с выбором профессии. г) Изучив рынок труда, были выявлены востребованные и невостребованные профессии. Соотнеся востребованные и невостребованные профессии с выбором 11-классников, мы пришли к выводу, что не все учащиеся согласовывают свой выбор с положением на рынке труда.

д) д) Среди мотивов выбора будущей профессии 11- классники чаще всего называли: перспективность (возможность профессионального роста),условия труда, сам труд и высокую материальную обеспеченность. К факторам, оказавшим, по мнению 11-класснорков, наибольшее влияние на выбор профессии оказало их решение и родители. е) Большинство учащихся 11-х классов отдают предпочтение интересному труду, умственному труду, любой, не вредный для здоровья. ж) Также нами были изучены дальнейшие пути обучения 11 – классников. 55,2% учащихся собираются продолжить свое обучение в ВУЗе, 30,6% - в колледже и техникуме, 14,2% - не решили.

5. На основе полученных результатов нами были разработаны следующие рекомендации: несмотря на то, что в СОШ п. Опытный ведется профориентационная работа (профориентационный курс для девятиклассников, классные часы, экскурсии, беседы, элективные курсы, спецкурсы), необходимо уделять больше внимания подготовке учащихся к выбору будущей профессии: начинать профориентационную работу с более раннего возраста (7 – 8 класс); ознакомлять с различными видами профессий; регулярно выявлять и соотносить интересы, склонности и способности учащихся; ввести в портфолио учащихся страничку профессионального самоопределения; проводить беседы и консультации, профессиональные пробы; расширить работу с родителями по профессиональному самоопределению детей (информировать о существующих профилях обучения, о положении на рынке труда, проводить совместные детско - родительские профориентационные игры).