Ш КОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ - КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Апаницына Е.А. педагог-психолог МБОУ гимназия 5.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Advertisements

К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. Н.С.ЛЕЙТЕС. Н.С.ЛЕЙТЕС.
Адаптация первоклассников. адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности адаптация к новой социальной среде при смене сферы и круга.
Профилактика семейного неблагополучия 1 Бойкова Анастасия Владимировна, педагог-психолог.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Адаптация к школе учащихся 5 класса. Определимся с терминами: АДАПТАЦИЯ- процесс приспособления к новым условиям ДЕЗАДАПТАЦИЯ- неумение решать новые задачи,
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.. Цель: активизация внутренних резервов младших подростков, способствующая успешному освоению нового социального.
МОУ СОШ 81 Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель.
Цель: своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на обеспечение их психоэмоционального благополучия посредством использования.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов 2007 – 2008 учебный год.
Муниципальное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 1 Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог.
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
Коррекционная работа как один из видов работы школьного психолога. Педагог- психолог МСОШ 3 Паршинцева Е.В.
Психологическая безопасность образовательного пространства в условиях прогимназии Педагог – психолог МБОУ г.Мурманска прогимназии 63 Ивченко Э.В.
Факторы, влияющие на рост тревожности у учащихся 1-11 классов. Их проявление и предупреждение.
Первые дни ребенка в школе Проблемы адаптации. Адаптация Не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛУ « ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ » ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ МБДОУ 402 КАРТАШОВА АЛЁНА ВАЛЕРЬЕВНА.
Транксрипт:

Ш КОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ - КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Апаницына Е.А. педагог-психолог МБОУ гимназия 5

Т РЕВОЖНОСТЬ – ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА, СВЯЗАННОЕ С ОЖИДАНИЕМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, С ПРЕДЧУВСТВИЕМ ГРОЗЯЩЕЙ ОПАСНОСТИ. А.М. П РИХОЖАН. По определению С.С. Степанова, тревожность – это переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. По определению Р. Немова, тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Ш КОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ – ПРОБЛЕМА В НАШЕ ВРЕМЯ ДОСТАТОЧНО РАСПРОСТРАНЕННАЯ.

Д ВА ВИДА ТРЕВОЖНОСТИ : ситуативная тревожность; личностная тревожность. Особой разновидностью тревожности является школьная тревожность. Так принято обозначать негативные переживания у детей, связанные со школой.

П РОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СЛЕДУЮЩИЕ : ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу (при этом в школе может вести себя хорошо, общаться с детьми, отвечать на уроках и создавать впечатление абсолютного благополучия); родители не могут заставить ребенка делать уроки (он играет, смотрит мультики, обещает что вот-вот сядет заниматься), а перед сном – плачет, что не готов к занятиям и его будут ругать; ребенок панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает школьную программу; боится учительницу; ребенку снятся кошмары, связанные со школой и т.д.

С РЕДИ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НАЗЫВАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ : Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае даже самая доброжелательная учительница и самый удачный детский коллектив могут восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое ему. Ребенок не готов к школе. В этом случае школа не вызывает ничего, кроме острой тревоги. Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым. Для таких детей поступление в школу, смена школы и т.д. заведомо является стрессогенным фактором. Ребенок часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т.д. Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям.

А. П РИХОЖАН ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ : Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению. Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания. Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей. На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок. При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

Итак, для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

В 90-ые годы исследования показывали, что около % детей приходящих в первый класс имели те или иные отклонения в состоянии здоровья. В учебных годах отклонения от показателей здоровья имеют уже от 45% до 75% детей поступающих в первые классы. Современные школьники не справляются со спортивными нормативами прошлых поколений школьников в 90% случаев. Время работы школьников для выполнения домашних заданий. Классы 1 класс4 класс6-8 классы9 -11 классы Время потраченное на выполнение домашних заданий. От 2 до 5 часов. В зависимости от состояния здоровья ребенка. От 2 до 4 часов. В зависимости от умения организовать работу. От 3-6 часов От 3-7 часов

С овременные дети растут в условиях перегрузки: Интеллектуальной; нервно-психической; В условиях дефицита основных потребностей: дефицит общения с родителями; дефицита общения со сверстниками; дефицита пребывания на свежем воздухе; Последствия формирования неправильного образа жизни: находятся в состоянии дистресса; формируется синдром хронической усталости; находятся в состоянии гиподинамии.

С РЕДНЕСУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЛОКОМОЦИЯХ. Ф ИЗИОЛОГ Е.П. И ЛЬИН. Более 51 % современных городских школьников вообще не выходят на улицу по возвращению из школы. Возраст ребенкаМальчики / кмДевочки / км Старшие дошкольники 5-6 лет 6,5 км7,5 км Младшие школьники 7 лет 9-10 лет 12 км 18,5 км 8,5 км 14,5 км Подростковый возраст лет Юношеский возраст лет 12 км 10 км 16 км 12 км

П РОФИЛАКТИКА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. Создание программы работы по профилактике с семьями не только в рамках образовательных учреждений, но и контроль на предприятиях,( в том числе частных предприятиях) за исполнением родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию детей. Необходимо увеличить количество специалистов для оказания качественной психотерапевтической помощи детям и взрослым в столице и Республике.

М ОНИТОРИНГ ПИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ ГОД

М ОНИТОРИНГ ПИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ ГОДА

И СПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ СКРИНИННГА : Проективные (рисуночные): Нежновой «Школа зверей», « Я в школе», « Я на уроке»; Геннинг (адаптированный) « Цветопись» Филлипса «Тревожность» 4 классы. В течении учебного года отслеживается психоэмоциональное состояние в среднем, у 430 учащихся начальной русской и 440 тувинской начальной школы.

П РОВОДИМАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГАМИ : выявление психоэмоционального статуса класса (благополучный, неблагополучный); определение группы риска в каждом классе; индивидуальные диагностики учащихся групп риска; индивидуальные консультации с учителем; индивидуальные консультации с родителями учащихся групп риска; Коррекционно-развивающие занятия по снятию психоэмоционального напряжения и тревожности; тематические семинары и тренинги для учителей; групповые тематические консультации для родителей в рамках школьного лектория на параллели; групповые тематические консультации родителей в рамках классного родительского собрания.

С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !