АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Advertisements

В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования Павлова Н. В. МОУ ООШ 3 г. Камешково Павлова.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Щелково, 2012 Политова Светлана Викторовна.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Развитие воспитания в современной системе образования: воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
Воспитательный компонент Федерального государственного стандарта.
Транксрипт:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся. Ст. 9, п. 6 Закон «Об образовании» - «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

Базисный учебный планБазисный учебный план Програм- ма развития универса- льных учебных действийПрограм- ма развития универса- льных учебных действий Програм- мы отдельных учебных предме- тов и курсовПрограм- мы отдельных учебных предме- тов и курсов Програм- ма воспита- ния и социали- зации обучаю- щихсяПрограм- ма воспита- ния и социали- зации обучаю- щихся

1. Как разработать Программу воспитания и социализации ? 2. Какие требования к Программе выдвигает Стандарт? 2. Какие требования к Программе выдвигает Стандарт? 3. Какие проблемы и трудности могут возникнуть при разработке Программы?

Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

Из Концепции Вы можете узнать: воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России о целях и задачах воспитания и социализации обучающихся (воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России) о условиях и результатах воспитания обучающихся системе требований к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд, творчество, природа, искусство, человечество ценностных установках обучения и воспитания (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд, творчество, природа, искусство, человечество) взаимодействии школы и традиционных российских религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании школьников процессе управления воспитательным процессом и роли в нем классного руководителя.

Изучение документов: Изучение документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России ; Фундаментальное ядро содержания общего образования; Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Изучение особенностей региона, социальной среды, в которой находится школа; Изучение особенностей региона, социальной среды, в которой находится школа; Изучение возможностей школы, ее внутренних и внешних условий; Изучение возможностей школы, ее внутренних и внешних условий; Анализ ресурсного обеспечения и материально-технической базы; Анализ ресурсного обеспечения и материально-технической базы; Изучение запросов обучающихся и их родителей; Изучение запросов обучающихся и их родителей; Анализ опыта работы прошлых лет. Анализ опыта работы прошлых лет.

Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся Социализация и профессиональная ориентация обучающихся Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование экологической культуры

1.ПАТРИОТИЗМ;ПАТРИОТИЗМ; 2.СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ; 3.ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; 4.ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ; 5.СЕМЬЯ; 6.ТРУД И ТВОРЧЕСТВО; 7.ПРИРОДА И ИСКУССТВО; 8.ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Патрио- тизм Любовь к России Любовь к своему народу Любовь к малой Родине Служение Отечеству

Гражданст- венность Правовое государ- ство Граждан- ское общест- во Долг Закон Право- порядок Межэт- нический мир

Программа духовно- нравственного развития и воспитания Подпрограмма «Патриотизм» Подпрограмма «Гражданственность» Любовь к России Любовь к своему народу Любовь к малой Родине Правовое государ- ство ство Межэтни- ческий мир Закон и правопо- рядок Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей Служение Отечеству

Урочная деятельность деятельность Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики) Изучение культурологиче ских основ религий Семейное воспитание Внеурочная деятельность (культурные практики)

В содержании учебных предметов важное место теперь играют не столько обучающие задачи, а в первую очередь - воспитательные. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.

Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно- патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.

Процессы школьного и семейного воспитания необходимо объединить. Каждая воспитательная подпрограмма должна содержать систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально- педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Чтобы сохранить целостное воспитательное пространство школы необходимо изучение определенной традиционной российской религии. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций в формировании единого российского народа, основ его культуры, повседневной жизни, авторитета в Европе и мире. Базисный учебный план открывает возможности для изучения школьниками курсов по выбору: "Основы православия", "Основы ислама", "Основы буддизма", "Основы иудаизма".

Целью воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

формирование способности к духовному развитию «становиться лучше»; укрепление нравственности; формирование основ нравственного самосознания личности (совести); формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности; формирование морали; усвоение обучающимся базовых национальных ценностей; укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно позицию; развитие самостоятельности; развитие трудолюбия; осознание нравственного значения будущего профессионального выбора; осознание подростком ценности человеческой жизни; формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

формирование российской гражданской идентичности; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; развитие патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими; формирование первичных навыков успешной социализации,; формирование у подростков социальных компетенций; укрепление доверия к другим людям, у государству; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания; усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

укрепление отношения к семье как основе российского общества; формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; усвоение нравственных ценностей семейной жизни; формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи; знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Для решения воспитательных задач школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни должны обращаться к содержанию: общеобразовательных дисциплин; общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино для детей и юношества; произведений искусства и кино для детей и юношества; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий; традиционных российских религий; фольклора народов России; фольклора народов России; истории своей семьи; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. других источников информации и научного знания.

Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися 1.воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю гражданское общество поликультурный мир свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества социальная солидарность мир во всём мире многообразие и уважение культур и народов Изучение Конституции Российской Федерации, символики государства. Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина ; Знакомство с историей и культурой родного края, фольклором - беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко- патриотического содержания, изучение учебных дисциплин. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников- классные часы, беседы, фильмы, праздники. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений - экскурсии, встречи и беседы с представителями общественных организаций, участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями. Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, игры военно-патриотического содержания, конкурсы и спортивные соревнования, сюжетно-ролевых игры на местности, встречи с ветеранами и военнослужащими. Организация и проведение национально-культурных праздников. Встречи и беседы с выпускниками своей школы.

Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися 2. воспитание социальной ответственности и компетентности Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство закон и правопорядок социальная компетентность социальная ответственность служение Отечеству ответственность за настоящее и будущее своей страны Участие в улучшении школьной среды Овладевание формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека - тренинги Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби). Приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями. Участие в школьном самоуправлении Разработка и участие в социальных проектах Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися 3. воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Ценности: нравственный выбор жизнь и смысл жизни справедливость милосердие честь достоинство уважение родителей уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность забота о старших и младших свобода совести и вероисповедания толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека духовно-нравственное развитие личности Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, подготовка и проведение бесед Участие в общественно полезном труде Дела благотворительности, милосердия, оказании помощи нуждающимся, забота о животных, живых существах, природе Общение со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, подготовка и проведение бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье - беседы о семье, о родителях и прародителях, открытые семейные праздники, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций.

Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися 4. воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Ценности: жизнь во всех её проявлениях экологическая безопасность экологическая грамотность физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально- психологическое, духовное здоровье экологическая культура экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни ресурсосбережение экологическая этика экологическая ответственность социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды устойчивое развитие общества в гармонии с природой Беседы, просмотры учебных фильмов, игровые и тренинговые программы, уроки и внеурочная деятельность о здоровье, здоровом образе жизни. Пропаганда экологически сообразного здорового образа жизни беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Организация экологически безопасного уклада школьной и домашней жизни, участие в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности. Школьные спартакиады, эстафеты, экологические и туристические слёты, экологические лагеря, походы по родному краю. Краеведческая, поисковая, экологическая работа в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях. Практическая природоохранительная деятельность, деятельность школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создание и реализация коллективных природоохранных проектов. Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха. Беседы с педагогами, психологами, мед.работниками, родителями о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Профилактика вредных привычек, зависимости от ПАВ - дискуссии, тренинги, ролевые игры, обсуждения видеосюжетов и др. Участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций. Проведение школьного экологического мониторинга. Учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися 5. воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Ценности: научное знание стремление к познанию и истине научная картина мира нравственный смысл учения и самообразования интеллектуальное развитие личности уважение к труду и людям труда нравственный смысл труда, творчество и созидание целеустремлённость и настойчивость, бережливость выбор профессии Недели науки, техники и производства, конкурсы научно- фантастических проектов, вечера неразгаданных тайн. Дневники экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды. Олимпиады по учебным предметам, технические и предметные кружки, познавательные игры. Экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, знакомство с профессиями, презентации «Труд нашей семьи». Общественно полезная деятельность на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов. Сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий -праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д. Занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как в учебное, так и в каникулярное время. Встречи и беседы с выпускниками своей школы. Выполнение информационных проектов дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.

Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися 6. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание ценности: красота гармония духовный мир человека самовыражение личности в творчестве и искусстве эстетическое развитие личности Изучение учебных предметов, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам. Экскурсионно-краеведческая деятельность, внеклассные мероприятия, шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок. Беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждение книг, художественных фильмов, телевизионных передач, компьютерных игр на предмет их этического и эстетического содержания. Различные виды творческой деятельности и художественное творчество на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования. Выставки семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, экскурсионно-краеведческая деятельность, реализация культурно-досуговых программ, посещение объектов художественной культуры с последующим представлением творческих работ. Оформление класса и школы, озеленении пришкольного участка.

«Новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов» (Д. Медведев).

Воспитание - Воспитание - активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия).

Предметные опытопыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мирасистема знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учитьсяуниверсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятиямежпредметные понятияЛичностные ценностно- смысловые установки личностной позиции,ценностно- смысловые установки личностной позиции, соц. компетентности,соц. компетентности, основы российской гражданской идентичности,основы российской гражданской идентичности, саморазвитие,саморазвитие, мотивациямотивация

Образовательное событие Образовательное событие – совместная (ребенка и взрослого) яркая, личностно-ориентированная, личностно-значимая образовательная деятельность, последствием которой должно стать повышение мотивации ребенка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени самостоятельной (исследование, поиск, развитие…) Воспитательное мероприятие Сделать личностно значимым событием хотя бы для большинства школьников Создать ситуацию со-бытия участников события Образова тельное событие

1.Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие. Интернет-ресурсы. 2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., Капра Ф. Уроки мудрости. М., Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., Розин В.М. Что такое событие? (Анализ условий философского дискурса) // Событие и Смысл (Синергетический опыт языка). М., )

а) беседы, классные часы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии,туристические походы необходимо ориентировать на актуальные для школьников в данный момент моральные проблемы, с максимальным пробуждением и использованием их личной инициативы и участия; б) конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, студии, презентации, выставки, кружки должны быть максимально нацелены не на выявление «лучших» и «проигравших», а на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи и т.п.; в) полезные добрые дела: акции помощи, проекты – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями и т.п. (с учётом условий пункта а). г) ситуации решения моральных проблем – целенаправленно созданные педагогом должны ставить ученика, группу учеников перед необходимостью сделать моральный выбор в неоднозначной противоречивой ситуации реальной практической деятельности.

Эффективные подходы в учебно- воспитательном процессе Новые пед. технологии (образователь- ные и воспитательные) Создание и организация условий, инициирующих детское действие

Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии Проективые и деятельностные технологии Креативные технологии Игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама Технологии личностно- ориентированного воспитания Этнопедагогические технологии Коллективные и групповые способы обучения Эвристическое обучение; Диалог культур Проблемное обучение; Деловая корзина; Форум; Обсуждение вполголоса; «Думай и слушай»; Панельная дискуссия; Программа саморазвития Тренинги Коучинг и другие.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на формирование особого нравственного уклада школьной жизни, который основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, учитывает историко-культурную и этническую специфику региона, учитывает историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, реализуется в совместной социально-педагогической деятельности всех социальных субъектов-участников воспитания. реализуется в совместной социально-педагогической деятельности всех социальных субъектов-участников воспитания.

«Воспитательный идеал» – качества личности ДОБРОЧеловекСемья КРАСОТА ТРУДТворчествоНаука СТРАНАПатриотизмСолидарностьГражданственностьКультура ЗДОРОВЬЕПРИРОДА Внешкольная Внеурочная Урочная Социальные практики (решение общественно значимой задачи) Опыт гражданского поведения Культурные практики (участие в культурном событии) Опыт творческого поведения Учеба -знания о ценностях -оценки поступков -выбор поступков Опыт учебного взаимодействия СМИСМИ Произведе- ния культуры Общественные организации Круг общения СемьяСемья Представите ли власти

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: школы школы семьи семьи общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации учреждений дополнительного образования, культуры и спорта учреждений дополнительного образования, культуры и спорта СМИ СМИ традиционных российских религиозных объединений. традиционных российских религиозных объединений.

Формы взаимодействия образовательных учреждений и церкви: церковные чтения летние лагеря для школьников организация конкурсов работ учащихся участие представителей религиозных организаций в переподготовке преподавателей создание региональных центров духовно-нравственной культуры (ДНК) разработка программы по направлениям: социальная благотворительность, паломническо-трудническое служение, патриотическое воспитание, туристско-краеведческая работа, экологическое воспитание, художественно- эстетическое воспитание и др. социальные и культурные практики: паломнические поездки, военно- патриотические мероприятия, помощь старикам, сиротам, беспризорным детям, охрана памятников, исторического наследия, экологические и трудовые мероприятия.

1.Принцип ориентации на идеал 2.Аксиологический принцип 3.Принцип следования нравственному примеру 4.Принцип диалогического общения со значимыми другими 5.Принцип идентификации 6.Принцип полисубъектности воспитания и социализации 7.Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем 8.Принцип системно-деятельностной организации воспитания

создание культурно-воспитательной, социально-воспитательной, эколого- воспитательной, эстетической и школьной воспитательной среды образовательного учреждения система работы школы с семьей взаимодействие школы с социальными субъектами воспитания взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; установление и совершенствование системы межпредметных связей; интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России

ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению; знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России; системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации; представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни; понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; уважительное отношение к органам охраны правопорядка; знание национальных героев и важнейших событий истории России; знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

1) Диагностика может быть только комплексной – сочетающей как тестовые формы, так и результаты наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни. 2) Необходим комплекс мер для предотвращения развития лицемерия подростков в результате воспитательной работы с ними. 3) Результаты наблюдения – это по большей части субъективное мнение (педагога, родителя, самих обучающихся), которое следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику. 4) С интерпретацией данных результатов надо быть предельно осторожными. 5) Индикаторами результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы, возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение. И не забывайте, что педагог и школа – лишь ЧАСТЬ той общественной среды, жизнь в которой реально определяет результаты воспитания школьников.

Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаем следующие критерии оценки уровней их сформированности. Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом:ДелаюСтремлюсь Понимаю

Первый уровень сводится к тому, что у школьника имеются: понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе; ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.

Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится: проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа; оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды.

Третий уровень, самый высокий, свидетельствует о том, что у подростка наблюдаются: действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию; конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности; собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.

Самостоятель- ность и уверенность Мотивация на удачу и оптимизм Вежливость и отзывчивость Любовь к Родине, своему народу Признание ценности толерантности и уникальности каждого человека Осознание своей ответственности за результаты и последствия своего поведения Активность и скромность Самопознание и самоконтроль Настойчивость к достижению цели и стремление к улучшению результатов Самосовершенст- вование

Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на изучение состояния воспитания; изучение состояния воспитания; оценку состояния воспитания; оценку состояния воспитания; прогноз развития воспитания; прогноз развития воспитания; выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов. выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают: Личность самого воспитанника Нравственный уклад школьной жизни Родительская обществен- ность

принцип системности принцип личностно-социально-деятельностного подхода принцип объективности принцип детерминизма (причинной обусловленности) принцип признания безусловного уважения прав

Методы исследования: Тестирование (метод тестов) Опрос Используются следующие виды опроса: анкетирование интервью беседа Психолого-педагогическое наблюдение. Используются следующие виды наблюдения: включённое наблюдение узкоспециальное наблюдение

изучение динамики Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях разработанной школой Программой. В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа: 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) 2. Формирующий этап исследования 2. Формирующий этап исследования 3. Интерпретационный этап исследования контрольного и интерпретационного При описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

Положительная динамика Положительная динамика увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования. Инертностьдинамики Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования. Устойчивость Устойчивость исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. В педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Если же наблюдается инертность положительной динамики и появляется тенденция отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся, то причиной этого могут быть: несоответствие содержания методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности; -несоответствие содержания методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности; - формальное отношение со стороны преподавателей; - неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении.

Одна из особенностей ФГОС заключается в том, что он расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность ОУ в реализации основной образовательной программы начального общего образования. Хочется надеяться, что творческая и самостоятельная работа педагогов с нашими рекомендациями по разработке и реализации Программы воспитания и социализации обучающихся поможет обрести каждой школе второе дыхание – интересную, насыщенную жизнь!