«Интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция проекта МПИ (Математик. Психология. Интеллект)
Advertisements

Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
Основы психодидактики. Дидактика (др.-греч. διδακτικός поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Развитие детской одарённости в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Вершинотейской средней общеобразовательной школе Заместитель директора.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Креативный потенциал воспитанника Разработано старшим преподавателем кафедры содержания и методов воспитания АПО Захожей Н.Н.
Одаренность и ее виды Педагог – психолог Г.В. Трухнина.
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
« Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках » Докладчик : Дорожко Татьяна Михайловна.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
Лекция 1 Тема: «Проектная деятельность как психологическое новообразование учащихся»
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Транксрипт:

«Интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности»

Три субтеории интеллекта Субтеория Компонентов – изучение самоуправления мыслительного процесса Субтеория контекста – умение адаптироваться к внешней среде Субтеория опыта – скорость выработки новых навыков и устойчивость наиболее эффективных

выполняет функции переработки новой информации. Включает: метакомпоненты, компоненты выполнения, компоненты овладения знаниями.

Метакомпоненты - это процессы высшего порядка, которые используются человеком при планировании того, что надо делать для управления тем, что делается, для оценки. Человек, одаренный в этой области, будет замечательно выбирать и планировать стратегии решения проблем; преобразовывать информацию о проблемах; устанавливать возможность решения задач и т.д. Стренберг считает, что такая одаренность ближе всего к понятию "общего интеллекта" в психометрическом подходе.

Компоненты выполнения - процессы более низкого порядка, с их помощью выполняется намеченное метакомпонентами. Компоненты овладения знаниями обеспечивают усвоение, например, алгоритма решения конкретных задач. Согласуются с такой часто упоминаемой в литературе особенностью одаренных, как обучаемость.

Метакомпоненты приводят в действие компоненты выполнения и компоненты овладения знаниями, которые, в свою очередь, дают обратную связь метакомпонентам. Сочетание у одного человека всех трех компонентов дает наиболее общий вид одаренности, названный в триадической модели аналитическим. Такой одаренный показывает хорошие результаты во всех видах деятельности: хорошие отметки, успешное решение тестов и задач.

Опыт варьируется от совершенно нового до предельно знакомого. Отсюда две составляющие этого аспекта: переработка сравнительно новой информации. Связана с гибкостью и интуитивным способом проникновения в задачу; способность автоматизировать большую часть поведения.

Те, у которых развиты способности второго аспекта, обладают синтетической, или творческой, одаренностью. Такие люди способны "выдавать" новые идеи и видеть старые проблемы по-новому. Наиболее креативные люди нуждаются в доведении до автоматизма знаний и умений для того, чтобы выходить за границы уже познанного.

включает такие составляющие, как приспособление, изменение и выбор окружающей среды. Обладающий всеми тремя способностями данной субтеории - приспособлением, изменением и выбором - обладает практической одаренностью.

Успеваемость Креативность Младший школьник Подросток Старшеклассник + ? -- ? + Общие интеллектуальные способности + -

М.А.Холодная считает интеллектуальную одаренность особой формой организации ментального опыта. В таком понимании одаренность - это не изначальный дар, а то, что приобретается в процессе жизни. Интеллектуальная одаренность в данном случае - это еще и интеллектуальная зрелость. Три самые яркие, экстремальные формы зрелости - компетентность, талант и мудрость. Анализ структурной основы индивидуального ментального опыта, природы ментальных структур, склада ума индивида базируется на трех структурных уровнях:

когнитивный опыт - ментальные структуры, отвечающие за оперативную переработку текущей информации (способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры, понятийные структуры), метакогнитивный опыт - ментальные структуры, обеспечивающие непроизвольное и произвольное управление ходом собственной деятельности; отслеживание состояния своих интеллектуальных ресурсов (непроизвольный и произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осведомленность, открытая познавательная позиция), интенциональный опыт - ментальные структуры, лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей (предпочтения, убеждения, умонастроения).

К ментальным структурам, образующим состав когнитивного опыта, можно отнести архетипические структуры, способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры и, наконец, понятийные структуры

Архетипические структуры - это такие формы когнитивного опыта, которые передаются субъекту по линии генетического и/или социального наследования и характеризуют связанные с образом жизни человека как родового существа некоторые универсальные эффекты переработки информации.

Большинство детей при обучении счету используют пальцы рук, практически всем свойственно особое восприятие ночи (темноты), почти для каждого круг воспринимается как символ добра и покоя и т.п.

Способы кодирования информации - это субъективные средства, с помощью которых развивающийся человеческий индивид представляет (отображает) в своем опыте окружающий мир и которые он использует в целях организации этого опыта для будущего поведения

в структуре зрелого интеллекта переработка информации одновременно идет как минимум в системе трех основных модальностей опыта: 1) через знак (словесно-речевой способ кодирования информации); 2) через образ (визуально- пространственный способ кодирования информации); 3) через чувственное впечатление с доминированием тактильно-осязательных ощущений (чувственно-сенсорный способ кодирования информации).

Когнитивная схема - это обобщенная и стереотипизированная форма хранения прошлого опыта относительно строго определенной предметной области (знакомого объекта, известной ситуации, привычной последовательности событий). Когнитивные схемы, таким образом, отвечают за прием, сбор и преобразование информации в соответствии с требованием воспроизведения устойчивых, нормальных, типичных характеристик происходящего

у большинства людей наиболее типичным примером для категории "мебель" является "стул", а наименее типичным - "телефон"; для категории "фрукт" - "апельсин" и "фруктовое пюре" соответственно; для категории "транспорт" - "автомобиль" и "лифт" соответственно

это индивидуальная система значений, характеризующая содержательный строй индивидуального интеллекта. Благодаря этим психическим образованиям знания, будучи представленными в ментальном опыте конкретного человека в специфически организованном виде, оказывают активное влияние на его интеллектуальное поведение.

- это интегральные когнитивные структуры, особенности устройства которых характеризуются включенностью разных способов кодирования информации, представленностью визуальных схем разной степени обобщенности и иерархическим характером организации семантических признаков.

По мере формирования понятийного мышления не только происходит перестройка связей между отдельными познавательными функциями, но и наблюдается изменение природы каждой отдельной познавательной функции.

понятийные структуры являются обобщенными когнитивными образованиями, в частности, в их составе могут быть выделены следующие когнитивные компоненты: 1) словесно- речевой; 2) визуально-пространственный; 3) чувственно-сенсорный; 4) операционально-логический; 5) мнемический; 6) аттенционный.

Хорошо сформированная и эффективно работающая понятийная структура характеризуется включенностью чувственно-сенсорного компонента, то есть представленный в содержании понятия объект переживается испытуемым через некоторое множество дифференцированных по интенсивности чувственно-сенсорных впечатлений.

1) минимальная степень общности (конкретные слова с минимальными значениями "индекса частоты слова" 1 типа: "парашют", "мох", "улей" и т.д.); 1 2) средняя степень общности (конкретные слова с максимальными значениями "индекса частоты слова" типа: "автомобиль", "дерево", "лампа" и т.д.); 3) высокая степень общности (абстрактные житейские понятия типа: "информация", "время", "норма" и т.д.); 4) максимально высокая степень общности (абстрактные научные физические понятия типа: "энтропия", "элементарная частица", "поле" и т.д.)

В составе метакогнитивного опыта можно выделить четыре типа ментальных структур, обеспечивающих различные формы саморегуляции интеллектуальной активности: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осведомленность и открытая познавательная позиция.

когнитивные контроли организуют и координируют работу базовых познавательных процессов, а также ограничивают влияние аффективных и мотивационных состояний на процесс построения познавательного образа

1. Способность планировать - выдвигать цели и подцели собственной интеллектуальной деятельности, продумывать средства их реализации, выстраивать последовательность собственных действий и т.д. Ключевую роль в развитии этой стороны метакогнитивного опыта, по-видимому, играют процессы целеобразования

2. Способность предвосхищать - учитывать последствия принимаемых решений, а также прогнозировать возможные изменения проблемной ситуации.

3. Способность оценивать - субъективно определять качество отдельных "шагов" собственной интеллектуальной деятельности ("Похоже, здесь я ошибся..."), ее результата ("Блестяще! Даже не ожидал, что сумею найти такое удачное решение"), а также собственных знаний в той или иной предметной области (в том числе и в такой экстремальной, доступной только мудрецам форме, как "Я знаю только то, что я ничего не знаю").

4. Способность прекращать или притормаживать интеллектуальную деятельность на любом этапе ее выполнения. Не зря же большинство из нас соглашается с тем, что "молчание - золото", имея в виду, вероятно, что умение "сделать паузу" - столь же важное свидетельство интеллектуальной зрелости, как быстрота в принятии правильного решения.

5. Способность выбирать стратегию собственного обучения и модифицировать ее под влиянием новых требований и с учетом своих интеллектуальных возможностей. Жизнь и другие люди, конечно, учат многому.

М.А.Холодная считает, что ранняя диагностика одаренности (да и вообще диагностика) невозможна; помощь в развитии одаренности проблематична. "Страшно подумать, скольких гениев недосчиталось бы человечество, если бы их интеллектуальная судьба находилась под контролем специалистов- психологов. И сколько гениев мы можем недосчитаться сейчас?".

компетентность инициатива творчество саморегуляция уникальность склада ума

Компетентность. это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях).

Знания подобного рода отвечают следующим требованиям: разнообразие (множество разных знаний о разном); артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой);

гибкость (как содержание отдельных элементов знания, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и тогда, когда знание превращается в незнание); быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации (оперативность и легкодоступность знания);

возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию); выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области отдельные факты, положения, определения сознаются как самые важные, решающие для ее понимания);

категориальный характер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, общих подходов, общих идей); владение не только декларативным знанием (знанием о том, "что"), но и процедурным знанием (знанием о том, "как"); наличие знания о собственном знании.

Интеллектуальная инициатива - это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности. Интеллектуальная инициатива - это готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность.

Интеллектуальное творчество в детском возрасте - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности. Содействие проявлению детских предпочтений, убеждений, догадок является одним из действенных приемов интеллектуального воспитания учащихся в плане развития их творческих возможностей.

Интеллектуальная саморегуляция - это умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения. Эффективное школьное образование - это такое образование, при котором ученик постепенно начинает сам организовывать процесс своего обучения.

Уникальность склада ума - это индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных интеллектуальных предпочтений, наличие индивидуализированных форм компенсации слабых сторон своего интеллекта

Основные составляющие умственной одаренности: Познавательная потребность. Интеллект. Креативность.

Характеризуется активностью, ненасыщаемостью, безграничностью, удовлетворением от познания. Этапы развития познавательной потребности: Потребность во впечатлениях ( ориентировочный рефлекс). Становление любознательности («Почему?», 2-3 г.).

Становление склонностей (Склонность – потребность в определенных занятиях и направленность самой личности. Дошкольный возраст и далее.).

Это познавательная деятельность, понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека. Способность индивида к продуктивно- гностическим актам, решению проблем, задач, которые определяют успешную реализацию любой деятельности. Характеристика познавательной сферы, центр, ядро умственных возможностей человека.

Это творческий потенциал и способность индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актопроцессах, в его коммуникации с другими индивидами, а также в различных видах деятельности, активно связанных с созданием тех или иных предметов или продуктов деятельности.

Познавательная потребность. Интеллект. Креативность. Социальное окружение

факторы, влияющие на развитие одаренности: своеобразие одаренности

Личностные характеристики Мотивация достижения Ожидание успеха/боязнь неудачи Готовность к напряжению Локус контроля Стремление к знаниям Способность к преодолению стресса Я-концепция (общая и академическая)

Характеристики окружения Стимулирование инициативы дома Образование родителей Сиблинги и порядок рождения Город-земля происхождение Критические события жизни Ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности Успешный/неуспешный опыт Микроклимат в семье Микроклимат в классе и на уроке

Факторы одаренности Интеллект (вербальный, математический, технический и т.д.) Креативность Социальная компетентность Музыкально-художественные способности Психомоторные способности

Согласно мюнхенской модели, высокоодаренных отличают: высокие интеллектуальные способности, креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления), быстрое усвоение и выдающаяся память, интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям, интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность, убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений, позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

основные компоненты Доминирующая роль познавательной мотивации. Исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем. Возможности достижения оригинальных решений. Возможности прогнозирования и предвосхищения. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки

Области достижений Математика Естественные науки и техника Языки Музыка и изобразительное искусство Социальные лидерские функции Спортивная деятельность

1) высокий уровень внутренней мотивации выполняемой деятельности, представленной интеграцией познавательной мотивации, мотивации достижения и мотивации компетентности; 2) высокую выраженность стремления к самостоятельной постановке и достижению трудных целей; 3) оптимистичную веру в собственный потенциал; 4) концентрацию и настойчивость в выбранной деятельности.

1) высокий уровень внутренней мотивации выполняемой деятельности, представленной интеграцией познавательной мотивации, мотивации достижения и мотивации компетентности; 2) высокую выраженность стремления к самостоятельной постановке и достижению трудных целей; 3) оптимистичную веру в собственный потенциал; 4) концентрацию и настойчивость в выбранной деятельности.