L/O/G/O Методологические основы ФГОС. Особенности специального ФГОС. Системно-деятельностный подход в обучении. Информация для педагогов и родителей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка при обучении по УМК «Начальная школа 21 века»
Характеристика изменений в деятельности педагога в условиях введения и реализации ФГОС.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС второго поколения.
«Деятельность педагога по достижению личностных результатов обучающихся при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения»
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС. Отличительные особенности ФГОС 1.В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальных.
Деловая игра «Новый ФГОС – новые возможности».. « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
ФГОС в 1 классе как одна из форм инновационной деятельности в образовании Выступление на педсовете.
Региональный и школьный уровень. Входная диагностика 1 класс Оценка готовности 1-классников к школе.
Метапредметный подход во внеурочной деятельности в начальной школе.
Конструкт урока. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Урок как основа реализации стандарта Подготовила Шишканова Снежана Егоровна КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Руководитель МО.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Алгоритм создания диагностической карты формирования УУД. Составитель: Е. Г. Шиврина учитель начальных классов МБОУ СОШ 88.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Транксрипт:

L/O/G/O Методологические основы ФГОС. Особенности специального ФГОС. Системно-деятельностный подход в обучении. Информация для педагогов и родителей

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Современные тенденции в общественной жизни, определяющие необходимость модернизации системы образования:

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ), самостоятельно добывать и применять знания. Изменение роли педагога и учащегося в учебном процессе: знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над развивающими заданиями, получение ими собственного опыта, непосредственно связанного с проблемами реальной жизни. Задача школы на современном этапе:

Современные тенденции в сфере образования: ФГОС В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. ФГОС является отражением социального заказа, рассматривается разработчиками как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения; к условиям реализации

Нормативно-правовая база ФГОС ФГОС НОО (начального общего образования) - приказ МОН РФ 373 от 06 октября 2009 года Приказ МОН РФ «О внесении изменений в ФГОС НОО» 1241 от 26 ноября 2010 года БУП (базисный учебный план) НОО ФГОС НОО Примерная программа ФГОС ООО (основного общего образования) - приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 года

Отличительные особенности СФГОС : Для обучения детей с ОВЗ Институтом коррекционной педагогики РАО (авторы Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская, О.С. Кукушкина) разработаны специальные федеральные образовательные стандарты СФГОС являются неотъемлемой частью ФГОС, включают все его базовые положения, но имеют свою специфику: рассчитаны на удовлетворение как общих, с нормально развивающими детьми, так и особых образовательных потребностей СФГОС

Специфика СФГОС: СФГОС дифференцированы в зависимости от тяжести и специфики дефекта и разделяются на 3 уровня по результату образования: I уровень – цензовый (1 и 2 варианты) II и III уровень – нецензовые На каждом уровне образования выделяются 2 взаимосвязанных компонента: Академический«Жизненной компетенции»

Ученик получает цензовое образование, в своём результате полностью сопоставимое с уровнем образования нормально развивающихся сверстников, находясь в среде учащихся со сходными проблемами развития, в более пролонгированные по сравнению с нормой сроки. Современные тенденции в сфере образования: Академический компонент Ребёнок находится в специальной среде, ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, поэтому внимание акцентируется на расширение жизненного опыта, обогащение социальных контактов, использование знаний в реальных жизненных условиях. Компонент «Жизненной компетенции» Цензовый уровень (2 вариант)

Приоритетные направления ФГОС: применяется логика сознательного, разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребёнка – тогда обучение «ведёт» за собой развитие обеспечение развития «универсальных учебных действий» (УУД), наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин формирование универсальных (ключевых, надпредметных) компетенций, применимых в различных (в том числе незнакомых) жизненных ситуациях Формирование УУД Формирование компетенций Реализация развивающего потенциала образования

Методологическая основа ФГОС Концепция развития универсальных учебных действий, заложенная в основу ФГОС, разработана на основе компетентностно - деятельностного (или системно - деятельностного) подхода. Основоположники: (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, Л.Н. Алексашкина)

Основные понятия компетентностно - деятельностного подхода «Компетентностно - деятельностный подход» - планирование и организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Компетенция Компетенция - совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Компетенция Компетенция – особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределенности. Основные понятия компетентностно - деятельностного подхода

Ключевые компетенции Образовательная Коммуникативная Компетентность решения проблем Информационная Ключевые компетенции Ключевые компетенции – универсальные компетенции, применимые в различных жизненных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей: гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника. И другие

Основные понятия компетентностно - деятельностного подхода Познава- тельные и учебные мотивы Учебную задачу Учебную задачу Учебные действия и операции Учебные действия и операции Одним из способов реализации компетентностно-деятельностного подхода в современной системе образования является формирование универсальных учебных действий (УУД) Универсальные учебные действия - способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: Учебную цель

Виды универсальных учебных действий (УУД) Личностные УУД 1. Понимание и принятие следующих базовых ценностей:«добро»,«терпение»,«родина», «природа», «семья». 2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоение роли ученика,формирование интереса(мотивации) к учению. 4. Способность оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Виды универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД 1. Умение организовывать свое рабочее место под руководством педагога. 2. Осознание и определение под руководством педагога цели выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях. 3. Определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством педагога. 4. Умение использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Виды универсальных учебных действий (УУД) Познавательные УУД 1. Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Умение отвечать на простые вопросы педагога, находить нужную информацию в учебнике и других источниках информации. 3. Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие 4. Умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Умение подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, основную мысль с помощью педагога.

Виды универсальных учебных действий (УУД) Коммуникативные УУД 1. Участие в диалоге на уроке и в различных жизненных ситуациях. 2. Умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Умение слушать и понимать речь других. 5. Умение участвовать в работе в паре, группе.

Отличительные особенности образовательных подходов Учитель пользуется жёстко структуированным конспектом, при подготовке к уроку использует учебник и методические рекомендации Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения Традиционный подход Деятельностный подход Подготовка к уроку Успеть выполнить всё, что запланировано Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения Организовать деятельность детей: - по поиску и отработке информации; - обобщению способов действия; - постановке учебной задачи Цель деятельности учителя на уроке Формы работы на уроке Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и индивидуальная

Отличительные особенности образовательных подходов Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Традиционный подход Деятельностный подход Основные этапы урока Формулировки: спишите, сравните, решите, найдите, выпишите … Более половины времени урока отводится самостоятельной деятельности обучающихся Формулировки: проанализируйте, докажите, сравните, создайте схему, выберите решение или способ решения, оцените, измените, придумайте … Определение деятельности учащихся Результаты обучения Предметные результаты Основная оценка – оценка учителя Важны положительные отметки Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Ориентир на самооценку ученика, формирование адекватной самооценки Учёт динамики результатов обучения относительно самого себя

Образовательные технологии, способствующие реализации системно- деятельностного подхода в обучении и воспитании информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; технология развития «критического мышления»; система инновационной оценки «портфолио»; технология самооценивания технология «продуктивного чтения» технология проектной деятельности; развивающее обучение; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная систему обучения (КСО); технология решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; технология «дебаты»; технология модульного и блочно- модульного обучения; технология дистанционного обучения и др.

L/O/G/O Благодарим за внимание !