1 Тема 13. Представление финансовой отчетности Ст. преподаватель кафедры «О, У и А» Абдуллин Рустем Жомартович Вопросы: 1.Характеристика и значение финансовой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Учет расходов. 2 Расходы признаются, когда уменьшение экономических выгод или сервисного потенциала, связанных с уменьшением актива или увеличением.
Advertisements

Тема 5. Доходы предприятия и финансовые результаты его деятельности.
Тема 9. Учёт доходов и расходов предприятия Расходы - это издержки и потери (убытки), возникающие в процессе финансово- хозяйственной деятельности, не.
Тема 3. Отчет о финансовых результатах. Финансовые результаты деятельности организации в виде при­былей и убытков определяются путем сопоставления ее.
Доходы будущих периодов – это доходы относящиеся к будущим отчетным периодам, но фактически полученные в отчетном периоде. В соответствии с принципом.
1 Влияние изменений валютных курсов. 2 Операция в иностранной валюте – это сделка, которая выражена или подлежит урегулированию в иностранной валюте,
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Тема 2. Бухгалтерский баланс. Методы оценки основных показателей.
Анализ движения денежных потоков Денежный поток – это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия ДС в процессе хозяйственной.
PwC МСФО 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов МСФО 1 Представление финансовой отчетности.
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции.
ГААП США Положения о концепциях финансового учёта (ГААП США) Цели финансовой отчетности коммерческих предприятий Качественные характеристики учетной информации.
Беккулиева Дина Финансы * Активы - ресурсы, контролируемые компанией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение компанией экономических.
Бюджет доходов и расходов в планировании на предприятии 1.
1 Учет прочих активов и обязательств. 2 Для учета государственным учреждением прочих активов и обязательств предназначены счета: 1400 Прочие краткосрочные.
Подготовила : Попова С. 14 БУ. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим.
1 Лекция 4. Бухгалтерский баланс Ст. преподаватель кафедры «О, У и А» Абдуллин Рустем Жомартович Вопросы: 1.Структура и содержание бухгалтерского баланса.
НП «Межрегиональный институт сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров» (НП МИСБФМ) Институт дополнительного профессионального образования.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Нижегородский.
Транксрипт:

1 Тема 13. Представление финансовой отчетности Ст. преподаватель кафедры «О, У и А» Абдуллин Рустем Жомартович Вопросы: 1.Характеристика и значение финансовой отчетности. 2.Представление бухгалтерского баланса. 3.Представление отчета о доходах и расходах. 4.Представление отчета о движении денег. 5.Отчет об изменении в собственном капитале. 6.Пояснительная записка.

2 Финансовая отчетность единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал. Активы - ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод. Обязательство - существующая обязанность индивидуального предпринимателя или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды.

3 Капитал - доля в активах индивидуального предпринимателя или организации, остающаяся после вычета всех обязательств. Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы. Доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале. Расходы - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале.

4 Оценка элементов финансовой отчетности - определение денежных сумм, по которым данные элементы признаются и фиксируются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Методы и порядок применения оценок устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

5 Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя: 1) бухгалтерский баланс; 2) отчет о прибылях и убытках; 3) отчет о движении денежных средств; 4) отчет об изменениях в капитале; 5) пояснительную записку. Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

6 Объем, формы и порядок составления финансовой отчетности государственных учреждений определяются уполномоченным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. Финансовая отчетность подписывается руководством и главным бухгалтером организации, индивидуальным предпринимателем. Финансовая отчетность организации, в которой бухгалтерский учет ведется бухгалтерской организацией или профессиональным бухгалтером, подписывается руководством, а также руководителем бухгалтерской организации или профессиональным бухгалтером.

7 Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами, опубликованными на государственном или русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от Фонда Комитета международных стандартов финансовой отчетности. Организации, имеющие дочерние организации, кроме финансовой отчетности по деятельности основной организации, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

8 Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря. Первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года. Организации представляют финансовую отчетность: 1) учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами; 2) органам государственной статистики Республики Казахстан по месту регистрации в органах статистики Республики Казахстан; 3) органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией. Финансовая отчетность представляется в национальной валюте Республики Казахстан. Организации представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

9 Организации публичного интереса (кроме финансовых организаций) обязаны публиковать годовую финансовую отчетность в периодических печатных изданиях в соответствии с перечнем, формами, утвержденными уполномоченным органом. Финансовые организации публикуют годовую финансовую отчетность в порядке, установленном законами Республики Казахстан. По решению Правительства Республики Казахстан может создаваться депозитарий для организаций публичного интереса, которые обязаны сдавать в него финансовую отчетность в порядке, установленном уполномоченным органом.

10 Основной формой отчетности служит бухгалтерский баланс. В рыночной экономике Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Так, баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации на определенную дату. Из баланса они узнают, чем владеет собственник, т.е. каков в количественном и качественном отношении тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться. По балансу определяют, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами - акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими или ему угрожают финансовые затруднения.

11 Далее по балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы и который отражается в виде чистого дохода. На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование организации, осуществляется контроль за движением денежных потоков в соответствии с полученным доходом. Данные Бухгалтерского баланса также широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями, а также органами государственного управления, поскольку, отражая совокупность имущественных отношений данного хозяйствующего субъекта, балансы отдельных организаций дают богатый материал для изучения особенностей современной экономической жизни. Ряд сложных проблем современной хозяйственной политики невозможно решить без внимательного анализа баланса.

12 Под техникой составления Бухгалтерского баланса понимают совокупность всех необходимых учетных работ (процедур). Эти процедуры включают в себя подготовительные работы, например, инвентаризацию, разграничение отдельных статей (доходов и расходов) между отдельными отчетными периодами, отражение списаний (погашения) стоимости имущества, закрытие счетов и подведение итогов в соответствующих учетных регистрах. Основой для составления Бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами. В Бухгалтерском балансе должны быть раскрыты итоговые суммы долгосрочных, текущих активов, собственного капитала, долгосрочных и текущих обязательств. Активы, обязательства, собственный капитал разделены в структуре баланса для того, чтобы показать их взаимосвязь и сфокусировать внимание пользователя на важных подразделах.

13 Отчет о прибылях и убытках - это отчет, который характеризует финансовые результаты организации за определенный период. Содержание отчета о доходах и расходах регламентируется МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». В деловых и инвестиционных кругах он используется для определения рентабельности, инвестиционной ценности, кредитоспособности организации. Он предоставляет инвесторам и кредиторам информацию, с помощью которой они могут прогнозировать объемы будущих денежных потоков. Этот отчет позволяет пользователям финансовой отчетности прогнозировать будущие движения денежных средств несколькими различными способами.

14 Во-первых, инвесторы и кредиторы могут использовать информацию Отчета о прибылях и убытках для оценки предыдущей деятельности организации. Хотя прошлые успехи совсем не означают успехов в будущем, некоторые важные тенденции могут быть определены на основании исторических данных. Во-вторых, данный отчет помогает пользователям определить риск недостижения определенного уровня потоков денежных средств. Информация по различным составляющим чистого дохода - доходам и расходам - подчеркивает их взаимосвязь. Имея такую информацию, можно, например, оценить влияние изменения спроса на продукцию организации, на доходы и расходы организации (т.е. на чистый доход).

15 Отделив операционную деятельность от других видов деятельности, можно обнаружить то, что не видно с первого взгляда, потому что основным средством получения доходов является именно операционная деятельность. На сумму чистого дохода часто влияют принятые в организации методы учета. Например, одна организация учитывает износ производственных средств ускоренным методом, а другая использует метод прямолинейного списания. Предположив, что все факторы одинаковы, доход первой организации будет ниже, чем у второй, даже если они практически ничем не отличаются друг от друга. Таким образом, качество чистого дохода данной организации тоже имеет значение. Организации, использующие либеральную (агрессивную) учетную политику показывают в отчетах значительное повышение чистого дохода за короткий промежуток времени. В таких случаях говорится, что качество чистого дохода низкое.

16 Чистый доход или убыток должен включать в себя все признанные в отчетном периоде доходы и расходы. Исключение могут составлять лишь те доходы и расходы, которые в соответствии с требованиями других стандартов бухгалтерского учета должны относиться непосредственно на статьи собственного капитала. Примерами таких исключений являются суммы дооценки или уценки основных средств. Доходы и расходы группируются в Отчете о прибылях и убытках таким образом, чтобы выявить доход (убыток) от обычной деятельности и результат чрезвычайных обстоятельств. При этом концепция чистого дохода (убытка) основана на убеждении того, что любые доходы и расходы относятся к обычной деятельности, поскольку они отражают риски, которым подвержена организация, ведущая дело в определенных политических, экономических и географических условиях.

17 Чрезвычайными обстоятельствами считаются события и сделки, однозначно отличимые от обычной деятельности. Одна из черт чрезвычайных обстоятельств, как правило, их редкий, неповторяющийся характер. Однако вовсе не обязательно, что все редко случающиеся события относятся к чрезвычайным обстоятельствам. Например, продажа дочерних товариществ для большинства организаций является не частым событием, но рассматривается в качестве события обычной деятельности. Вместе с тем, отнесение к чрезвычайным обстоятельствам даже природных и политических катастроф зависит от того, что для организации является обычной деятельностью. Например, убытки от землетрясения для организации, находящейся в сейсмоопасном районе, должны быть отнесены к результатам от обычной деятельности, поскольку риск таких потерь - обычный риск ведения бизнеса в данной географической зоне.

18 В рамках обычной деятельности требуется обособленно раскрыть некоторые доходы и расходы. Необходимость в этом возникает, когда из-за своего характера и/или размера сведения о них значимы для объяснения результатов деятельности организации за отчетный период. К примеру, отдельно представляются доход (убыток) от основной (реализация готовой продукции, работ, услуг) и неосновной (реализация основных средств, нематериальных активов, курсовая разница и т.д.) деятельности.

19 МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» регламентирует порядок составления отчета о движении денег организации. Основная цель отчета о движении денежных средств – обеспечение организации информацией о поступлении и выбытии денежных средств за отчетный период. Данная отчетная форма призвана помочь инвесторам и кредиторам оценить: - способность организации генерировать будущие положительные потоки денежных средств; - способность организации оплатить свои обязательства и выплатить дивиденды; - причины разницы между размером чистого дохода и размером поступления и выбытия денежных средств; - наличный и безналичный аспекты деятельности организации.

20 Отчет о движении денежных средств содержит информацию о поступлении и использовании денежных средств и их эквивалентов за отчетный период. Информация о движении денежных средств организации должна предоставить пользователям финансовой отчетности основу для оценки способности организации зарабатывать денежные средства, а также для оценки потребностей организации в использовании имеющихся денежных средств. Кроме того, информация, содержащаяся в данном отчете должна удовлетворять потребности различных групп пользователей финансовой отчетности в объективной информации об источниках и направлении использования денежных средств. Наконец, пользователи финансовой отчетности должны оценить влияние инвестиционных и финансовых операций на финансовое положение организации.

21 В отчете, поступление и выбытие денежных средств показывается в разрезе трёх видов деятельности: 1. Инвестиционная деятельность – включает в себя приобретение и продажу долгосрочных активов в виде недвижимой собственности (здания, сооружения, оборудования), а также других долгосрочных активов и средств погашения задолженности других субъектов; кредит в налично-денежной форме и погашение ссуд другим сторонам (за исключением авансов и ссуд финансовых учреждений). 2. Финансовая деятельность – это деятельность юридического лица, результатом которой является изменение в размере и составе собственного капитала и заемных средств. Она включает в себя получение заемных средств и возвращение средств владельцам. Также к ней относятся получение ресурсов посредством займов (краткосрочных или долгосрочных) и погашение займов, выплата дивидендов.

22 3. Операционная деятельность – включает все операции, не относящиеся к инвестиционной или финансовой деятельности, которые связаны с основной деятельностью юридических лиц. Классификация потоков денежных средств по видам деятельности организации должна учитывать характер ее операций. Поэтому отнесение той или иной статьи к конкретному виду деятельности производится исходя из конкретных условий. Итогом каждого раздела является поступление или выбытие денежных средств, в зависимости от того, больше или меньше поступило денежных средств, чем выбыло. Примерами потоков от операционной деятельности являются: 1. Притоки денег от реализации продукции, товаров, услуг. 2. Притоки денег в виде роялти, сборов, комиссионных и других доходов. 3. Оттоки денег, связанные с оплатой товаров и услуг, полученных от поставщика. 4. Оттоки денег, связанные с выплатой зарплаты и соответствующих платежей. 5. Страховые платежи и поступления и другие.

23 Для раскрытия движения денежных средств может быть использовано два метода: прямой и косвенный. Движение денежных средств от инвестиционной и финансовой деятельности раскрывается прямым методом. Движение денежных средств от операционной деятельности можно раскрыть любым из двух методов. Использование того и другого методов приводит к одинаковым результатам. Прямой метод подразумевает раскрытие основных видов денежных поступлений и выплат. Этот метод основан на изучении каждой денежной операции и определении к какому виду деятельности она относится. При раскрытии движения денежных средств от операционной деятельности прямым методом раскрываются операции, повлиявшие на движение денежных средств, связанные с непосредственным их поступлением и выбытием, а также не денежные операции. В случае, если операций, однородных по экономическому содержанию, было несколько, то они обобщаются и показываются в отчете одной строкой.

24 Отчет о движении денежных средств, составленный с использованием прямого метода, понятен для широкого круга пользователей и более легко ими воспринимается. Но он не показывает причины отличия чистого дохода (убытка) за отчетный период от результата движения денежных средств. Для этого необходимо применение косвенного метода. Косвенный метод подразумевает корректировку чистого дохода (убытка) на изменение текущих активов и обязательств, не денежных операций, а также на доходы и убытки, являющиеся результатом инвестиционной и финансовой деятельности в сравнении с предыдущим периодом. В отличие от прямого метода при косвенном методе денежные поступления и выплаты не подразделяются на категории. Этот метод основан на информации, содержащейся в бухгалтерском балансе и отчете о результатах финансово- хозяйственной деятельности.

25 Отчет об изменениях в собственном капитале также является неотъемлемой частью финансовой отчетности. Отчет об изменениях в собственном капитале показывает, какие изменения собственного капитала произошли в отчетном периоде. Отчет об изменениях капитала подписывают руководитель и главный бухгалтер организации. Для собственников этот документ представляет наибольший интерес. Форма представления данного отчета содержит отдельную информацию по каждому элементу акционерного капитала и резервов (акционерный капитал, дополнительная эмиссия, резерв по переоценке ценностей, резерв по курсовым разницам) и строки с перечнем их возможных изменений (изменения в учетной политике, изменения, возникающие в результате переоценки основных средств и инвестиций, другие изменения, не отраженные в отчете о доходах и расходах). Отдельной строкой показываются данные о чистой прибыли за отчетный период, которая является составной частью собственного капитала и формирует итоговые данные о капитале компании.

26 Основная идея отчета об изменениях в собственном капитале состоит в последовательной корректировке остатка капитала за предыдущий отчетный период (за исключением последствий изменения в учетной политике) путем вычитания начисленных дивидендов и результата переоценки инвестиций и прибавления результата переоценки основных средств, чистой прибыли за отчетный период и дополнительной эмиссии, что дает в итоге величину капитала компании на конец отчетного периода. Также компания должна раскрыть движение каждой составляющей капитала в отчетном периоде (остаток на начало периода, отдельные статьи увеличения и уменьшения, остаток на конец отчетного периода). Данная информация приводится в Отчете об изменениях в собственном капитале или в пояснениях.

27 В соответствии со стандартами бухгалтерского учета в состав финансовой отчетности включается пояснительная записка. Пояснительная записка к финансовой отчетности является основным аналитическим документом, составляемым в организации. Пояснительная записка в части финансовой отчетности должна раскрывать следующие вопросы: 1. Основные положения (варианты организации учета), заложенные в учетную политику организации: - методы оценки и начисления амортизации нематериальных активов и основных средств; - определение балансовой стоимости финансовых инвестиций и дохода от переоценки, после выбытия переоцененных долгосрочных финансовых инвестиций; периодичность переоценки; ограничения на реализацию инвестиций; получения доходов;

28 - методы учета и оценки товарно-материальных запасов, распределения транспортно-заготовительных расходов; - формы расчетов с покупателями и заказчиками, разными дебиторами и др.; - формирование уставного и резервного капиталов, выплата дивидендов; - кредитная политика; - организация учета доходов и расходов и др. Если в отчетном году произошли изменения в принятой учетной политике, то их необходимо раскрыть и дать обоснование. 2. По балансу в пояснительной записке должны быть раскрыты долгосрочные активы, краткосрочные активы, капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства. В части долгосрочных активов: - земля – раскрывается на правах собственности и правах постоянного пользования; - основные средства собственные, долгосрочно арендованные, ограничения на владения активами; методы начисления амортизации, основные средства в запасе и на консервации и т.д.;

29 - нематериальные активы: их структура и методы амортизации; - перечень крупных хозяйственных товариществ, на которых инвестор оказывает влияние и долю участия в них; доля дохода (убытка) зависимого товарищества в доходах (убытках) инвестора; - долгосрочная дебиторская задолженность по её видам и предполагаемым срокам её погашения и др. В части краткосрочных активов раскрываются товарно- материальные запасы по их видам, суммы транспортно- заготовительных расходов по видам ценностей; денежные средства по их видам, дебиторская задолженность по группам дебиторов и предполагаемым срокам её погашения, расходы будущих периодов по срокам их списания, краткосрочные финансовые инвестиции по балансовой и текущей стоимости.

30 В части капитала раскрывается информация об изменениях в уставном капитале за отчетный год. У акционерных обществ должна быть отражена информация о движении акций по видам. В части долгосрочных обязательств: кредиты и заемные средства, обеспеченные и необеспеченные и сроки их погашения, процентные ставки и др. В части краткосрочных обязательств отражаются суммы краткосрочных кредитов, текущая часть долгосрочных кредитов, доходы будущих периодов по видам, сумма кредиторской задолженности, включая налоги, сборы, платежи и т.д.

31 3. По отчету о прибылях и убытках в пояснительной записке следует осветить следующие вопросы: - факторы, вызвавшие увеличение себестоимости реализованной продукции; факторы, повлиявшие на снижение дохода от всех видов деятельности организации; - отразить рост или снижение уровня общих и административных расходов, выплат по процентам и расходов по реализации к объему реализации, уровню прошлого года и др; - дать пояснение по каждому случаю получения доходов или убытков от чрезвычайных ситуаций, имевших место в отчетном году; - необходимо осветить и другие хозяйственные операции, существенно повлиявшие на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

32 4. По отчету о движении денежных средств в пояснительной записке следует освещать следующее: - метод, который использовался в организации для раскрытия движения денежных средств от операционной деятельности; - ограничения по движению денежных средств; - денежные поступления и выплаты от имени клиентов следует раскрыть на нетто-основе, когда движение денежных средств отражает больше деятельность клиентов, чем самой организации и др. 5. В пояснительной записке должна быть дана общая оценка финансового положения и финансовой деятельности организации, путем анализа основных показателей финансовой отчетности.

33