Разработка, утверждение и исполнение бюджета Основные участники бюджетного процесса: президент (глава исполнительной власти) государства органы законодательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Advertisements

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Тема 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации 1.Понятие бюджетного процесса и его принципы 2. Стадия составления проекта бюджета 3. Стадия рассмотрения.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА. Выполнила работу Черникова О.А.
Бюджетный процесс, как важнейшая составляющая часть бюджетного устройства РФ.
Основы организации бюджетного процесса. Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают: Конституция Российской Федерации, Бюджетный.
Основы организации бюджетного процесса. Цель урока: понятие бюджетного процесса, рассмотреть основы организации бюджетного процесса в РФ.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. Цель: Познакомиться с составом и структурой бюджетной классификации РФ Познакомиться с составом и структурой бюджетной классификации.
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Подготовлен на основании проекта бюджета Целинского сельского поселения Целинского района на 2016 год.
1 Министерство Финансов Азербайджанской Республики Государственное Казначейское Агентство.
Выполнил: Кляпов Никита. Министерство финансов РФ это федеральный орган исполнительной власти; обеспечивает проведение единой государственной финансовой.
Финансовый контроль. Государственный финансовый контроль – комплексная и целенаправленная система экономико – правовых действий конкретных органов власти.
Органы финансового контроля, их задачи и полномочия.
По проекту бюджета сельского поселения сумонЭрзинский Эрзинского кожууна Республики Тыва на 2016 год. Бюджет для граждан.
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в Бюджетном Кодексе В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: администратор доходов.
Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, отчётов по исполнении бюджетов ГВФ. Проекты бюджетов государственных.
Принципы бюджетной системы РФ
Транксрипт:

Разработка, утверждение и исполнение бюджета Основные участники бюджетного процесса: президент (глава исполнительной власти) государства органы законодательной власти, правительство, органы кредитно-денежного регулирования (центральный банк), государственного контроля, государственные внебюджетные фонды, распорядители бюджетных средств и бюджетополучатели

Бюджетный процесс: подготовка проекта бюджета; рассмотрение проекта и утверждение бюджета; исполнение бюджета; отчет об исполнении и аудит исполнения бюджета.

Подготовка проекта бюджета начинается с экономического анализа и прогнозирования основных социально-экономических параметров, институциональных и законодательных изменений, ожидаемых а новом бюджетном году. Ключевыми показателями экономического прогноза являются ВВП, уровень инфляции и налогов, динамика и структура государственных расходов. Главное внимание на этапе подготовки проекта бюджета уделяется формулировке приоритетных краткосрочных (на бюджетный период) целей и обоснованию способов их достижения. Эти цели, как правило, не должны противоречить долгосрочным стратегическим целям правительства. Бюджетные решения ограничены ранее принятыми решениями. Поэтому вместе с проектом бюджета очень часто готовится пакет предложений по изменению ранее принятых законов или порядка их исполнения. Этот пакет вносится вместе с бюджетом на рассмотрения законодателям

Итогом подготовительного этапа является проект бюджета, предлагаемый правительством для рассмотрения и утверждения законодателям. В бюджетном Кодексе РФ установлено, что подготовкой проектов бюджетов занимаются правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. При этом главную нагрузку несут Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов федерации и муниципальных образований. Проект бюджета основывается на бюджетном послании президента. В качестве экономической информации для его подготовки используются прогноз социально-экономического развития, сводного финансового баланса, планы развития государственного и муниципального секторов, а также основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, консолидированный бюджет.

Рассмотрение законодателями проекта бюджета начинается в парламентских комиссиях еще до начала официальных слушаний. Для рассмотрения на официальных слушаниях по бюджету законодателям предоставляется не только проект бюджета, но и законы и документы, требующие утверждения наряду с бюджетом. Рассмотрение бюджета обычно разбивается на несколько этапов (чтений). На первом чтении рассматривают концепцию бюджета и его макроэкономическое окружение. В случае отклонения бюджета законодателями на этом этапе может быть поставлен вопрос о недоверии правительству.

На следующем чтении или чтениях рассматриваются детальная структура (по статьям бюджетной классификации) доходов и расходов в рамках ранее утвержденной их общей величины, определяется перечень защищенных статей, параметры межбюджетных отношений, программы внешних и внутренних заимствований. Заключительное чтение означает голосование по бюджету в целом, утверждение его в качестве закона. Параллельно с бюджетом рассматриваются и утверждаются перечни программ, принимаются законы, санкционирующие бюджетные доходы и расходы. Результатом этапа рассмотрения и утверждения бюджета становится закон о бюджете, а также сопровождающие его экономические законы и изменения к действующему законодательству.

Исполнение бюджета находится в сфере ответственности правительства. Законодатели и специальные контрольные органы, независимые от правительства, вправе контролировать исполнение основного экономического закона страны. Бюджетное законодательство и сопровождающие его нормативные документы определяют порядок расходования бюджетных средств. В исполнение бюджета важную роль играют налоговые службы и казначейство. Организация налоговых служб определяет уровень собираемости налогов, бюджетные расходы на содержание налоговых органов, а значит эффективность их деятельности.

Казначейство при исполнении бюджета имеет широкий спектр обязанностей: ведение единого счета бюджета и бюджетных лицевых счетов (субсчетов); разработка и совершенствование стандартов и механизмов контроля; учет текущих операций; прогнозирование денежных потоков; контроль исполнения бюджета и прежде всего целевого использования выделенных средств; выдача платежных поручений; управление государственными заимствованиями и денежными активами правительства (помимо капитальных); контроль всей системы государственных гарантий; внутренний аудит бюджетных учреждений; развитие информационных технологий.

Неказначейское исполнение бюджета. При неказначейском исполнении его функции отчасти выполняют коммерческие банки. Качество управления финансами в этом случае зависит от полноты и четкости договоров. Теоретически в договорах можно отразить все тонкости исполнения бюджета и требования к уполномоченным банкам. Склонность бюрократии, правительственных чиновников к поиску ренты в реальной жизни приводит к тому, что общественные интересы приносятся в жертву частным. Поэтому в большинстве стран для ведения операций с бюджетными средствами создаются казначейства.

Контроль исполнения бюджета проводится в течение всего бюджетного периода и по факту его исполнения. Текущий контроль позволяет оперативно исправить нарушения, привести бюджетную политику правительства и отдельных бюджетных учреждений в соответствие с законодательством и нормативными актами. Текущий контроль осуществляют органы исполнительной и законодательной власти, общественные организации. В процессе исполнения бюджета законодатели осуществляют текущий контроль, рассматривая отдельные вопросы бюджетной политики, заслушивая отчеты представителей исполнительной власти, обращаясь к правительству в связи с депутатскими запросами. Законодатели, как правило, создают собственные контрольные органы.

В ходе исполнения бюджета проводится его внутренний и внешний аудит. Внутренний аудит осуществляют службы правительства (министерство финансов, казначейство, главные распорядители бюджетных средств). Внешний аудит осуществляют созданные законодателями государственные контрольные органы (например, счетная палата России), а также привлекаемые правительственными, законодательными и общественными организациями независимые аудиторские организации, в том числе и международные.

Окончательный итог подводится за пределами бюджетного периода, когда формируется необходимая отчетность. Отчет об исполнении бюджета готовит правительство и направляет его для предварительного заключения в контрольный орган, созданный законодателями (Счетная палата России). На следующем этапе в практике бюджетного процесса большинства стран предусматривается процедура утверждения отчета об исполнении бюджета в качестве закона.

Ответственность тем жестче, чем детальнее принятый бюджет и чем подробнее бюджетное законодательство регламентирует бюджетные процедуры. Правительство при разработке и утверждении бюджета заинтересовано в меньшей его регламентации, что снижает его ответственность при исполнении. Позиция законодателей и общественности, как правило, прямо противоположна. Степень детализации и жесткость регламентации бюджета это еще один компромисс между исполнительной и законодательной властями. Ответственность и наказание за нарушения процедур, неисполнение требований бюджета неодинакова для разных участников бюджетного процесса. Ответственность может быть политической, административной, экономической и уголовной.

Бюджетный дефицит и государственный долг Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. В явном виде его финансирование может быть денежным и долговым. Денежное финансирование дефицита: для покрытия дефицита правительство получает кредиты центрального банка, или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Долговое финансирование: эмиссия доходных государственных обязательств, которые до срока их погашения свободно покупаются и продаются на фондовом рынке. Источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней в рамках межбюджетных отношений, от частных фирм, других государств или международных финансовых организаций.

Государственный долг - это накопленный бюджетный дефицит, покрытый за счет эмиссии долговых обязательств. Государственный долг – это совокупность различных долговых обязательств исполнительных органов государственной власти. Долги могу носить явный, или безусловный (займы, кредиты) и неявный, или условный характер (задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы, государственные гарантии и поручительства, долги государственных предприятий). Для государственного управления важно видеть полную картину долга и оценивать связанные с ним риски.

Структура государственного долга может быть рассмотрена по следующим параметрам: в какой валюте номинированы долговые обязательства; по срочности выполнения обязательств; соотношению условных (гарантии и поручительства) и безусловных (кредиты, облигационные займы, векселя, ссуды); по видам держателей – государственные (пенсионные и проч. страховые фонды) и негосударственные инвесторы (резиденты и нерезиденты, крупные и мелкие), международные финансовые организации (МВФ, МБРР, ЕБРР). Особенностями государственных долгов, по сравнению с частными, являются – их масштаб; отсутствие судебной практики наложения взысканий в случае дефолта (формализованных процедур, норм и правил, похожих на процедуру банкротства); отсутствие обеспечения конкретными активами; часто встречающееся несовпадение по времени ответственности по займу и его погашению.