Фразеология: вчера сегодня завтра. Гипотеза Современные школьники редко используют фразеологизмы, лишая свою речь образности, эмоциональности, выразительности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фразеология: вчера сегодня завтра. Гипотеза Современные школьники редко используют фразеологизмы, лишая свою речь образности, эмоциональности, выразительности.
Advertisements

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи современных школьников. Выполнили работу: ученица 5 класса Ветрова Екатерина,
Живые свидетели прошлого Автор: Тареев И. 6 класс.
Устойчивые выражения русского языка. Цель: Исследование происхождения, лексического значения и Употребления устойчивых выражений.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Исследование фразеологизма: "Сбить с панталыку" Выполнил ученик 5-Б класса Спиридонов Роман.
Выполнили учащиеся 6 «б» класса школы 1 г. Галича Смирнова Ксения и Елшина Виктория.
Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут - то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Мифы Древней Греции – во фразеологизмах. Объект и предмет моего исследования - Мифы Древней Греции. Цель моей работы - рассказать о происхождении крылатых.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
МЕЖДОМЕТИЕ – НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ? Автор проекта Анненкова Анна, ученица 6 «А» класса МОУ СОШ 20 Старый Оскол
Фразеологизмы в загадках и ответах.
Страна Фразеология Проект учеников 6А класса МОУ СОШ 2 г. Красноармейска Московской области.
«Слова-паразиты, или экология речи» Исполнитель Пинчугина Алена Руководитель Карпенко Е.В., учитель русского языка.
Составители: Составители: учащиеся 6-го класса учащиеся 6-го класса (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.) (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.)
Изучение методической и научной литературы по данному вопросу Работа с текстом Н. В. Гоголя «Мертвые души» Обобщение материала Опрос учительского.
Рудькова Анна, ученица 6-го Б класса МБОУ СОШ 22 им. Героя России В.Е.Едаменко г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края Учитель - Гращенкова А. М.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ; 2) ОПРЕДЕЛИТЬ КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В БАСНЯХ; 3) СОСТАВИТЬ.
Фразеология (от греч. Phrasis-«выражение» Logos-«слово», «учение» 1) Совокупность устойчивых идиоматических выражений (работать спустя рукава, съесть.
Транксрипт:

Фразеология: вчера сегодня завтра

Гипотеза Современные школьники редко используют фразеологизмы, лишая свою речь образности, эмоциональности, выразительности. Цель Способствовать повышению культуры речи школьников, расширению активного запаса фразеологизмов.

Задачи - Изучить, как используются фразеологизмы в речи учащихся нашей школы и их родителей. - Проанализировать материалы СМИ с точки зрения использования в них фразеологизмов. - Рассказать учащимся школы о происхождении, значении и употреблении некоторых фразеологизмов. - Информировать общественность о результатах исследования.

Объект исследования - Живая разговорная речь - Статьи в газетах - Анкеты Методы исследования - Анкетирование - Наблюдение - Анализ текстов - Работа со словарями, справочниками, учебниками

Фразеология - совокупность фразеологических оборотов языка - раздел языкознания, изучающий данные обороты Основные признаки фразеологизмов - устойчивость - воспроизводимость - непроницаемость - экспрессивность

Результаты анкетирования Всего опрошено 54 человека (43 школьника и 11 взрослых) Употребляете ли Вы в своей речи фразеологизмы?

Какую роль играют фразеологизмы в речи?

В список наиболее популярных оборотов попало 40 выражений. - убить двух зайцев (12) - зарыть талант в землю (8) - дело в шляпе (7) - кусать локти (7) - козёл отпущения (6) - как об стенку горох (4) - кот наплакал (4) - как баран на новые ворота(3) - жить на широкую ногу (3)

Большинству опрошенных известны следующие фразеологизмы: - зарыть талант в землю (49) - убить двух зайцев (47) - кусать локти (46) - дело в шляпе (45) - козел отпущения (42) - точить лясы (41) - жить на широкую ногу (40) - на стенку лезть (39)

Фразеологизмы, о которых знают меньше всего: - тришкин кафтан - к шапочному разбору - коломенская верста - посыпать пеплом голову - наводить тень на плетень - сбить с панталыку

Возникают ли фразеологизмы на современном этапе развития языка?

Фразеологизмы в СМИ С целью выяснения того, как фразеологизмы используются в средствах массовой информации, был проведён анализ нескольких номеров газет: «Комсомольская правда» от 19 апреля 1986 «Молодёжь Алтая» от 13 марта 1992 «Комсомольская правда» 8 марта 2012 «Яровчане» от 9 марта 2012

Фразеологизмы активно используются в публицистическом стиле речи «Комсомольская правда» «Комсомольская правда» «Молодежь Алтая» «Яровчане»

Часто встречаются обороты официально-делового стиля: Дать оценку Поставить вопрос Иметь значение Играть роль Уделять внимание Принять меры Вносить вклад

Яркие, эмоционально окрашенные обороты: Трещать по швам Задать жару Засучить рукава Поднять до небес Сорвать куш Дамоклов меч Капля в море Валяться от хохота

Тришкин кафтан Значение Такое положение, ситуация, когда устранение одних недостатков влечёт за собой возникновение новых. Происхождение Название басни И. А. Крылова (1815), в которой Тришка для починки продранных локтей кафтана обрезал рукава, а для того чтобы надставить рукава, обрезал полы.

К шапочному разбору Значение К самому концу чего-либо приходить. Происхождение В старину, приходя в церковь, люди оставляли шапки в специально отведенном месте. Когда служба заканчивалась, шапки разбирали. Тот, кто опаздывал, приходил к шапочному разбору.

Коломенская верста Значение Так называют высоких, долговязых людей. Происхождение При царе Алексее Михайловиче по дороге от Москвы до села Коломенского были установлены высокие верстовые столбы. Петр I укоротил версту. Таким образом, коломенская верста была длиннее петровской.

Посыпать пеплом голову Значение Быть в отчаянии, печали, сильно скорбеть или сожалеть о своих неверных поступках. Происхождение Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета. Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землёю, оплакивая несчастье своё или своих близких.

Сбить с панталыку Значение 1. Приводить в замешательство, в растерянность, в заблуждение, запутывать. 2. Воздействуя каким-либо образом, побуждать изменить поведение в плохую сторону, толкать на что-либо плохое.

Наводить тень на плетень Значение Намеренно осложнять что-либо, вводить в заблуждение кого-либо.

Размышление о будущем У фразеологизмов определённо есть будущее, но вот каким оно будет – неизвестно. Современная молодёжь, сама того не понимая, создаёт новые фразеологизмы. Среди школьников бытуют выражения: как два пальца об асфальт, о'кей боб, гуф умер. Фразеологизмы, которые возникли давно, сегодня многим непонятны, а потому и малоупотребительны. Я думаю, что никто из моих одноклассников не знает выражений: во все лопатки, переливать из пустого в порожнее, бесструнная балалайка. Несмотря на это, фразеология будет существовать всегда, потому что никогда не исчезнет потребность говорить ярко, образно, эмоционально.

Еще одно размышление о будущем Встречаясь с разными интересными фразеологизмами, я часто задумываюсь: а останутся ли фразеологизмы в речи будущих поколений? Будет ли фразеология актуальна для наших потомков? И я с уверенностью отвечаю: «Да!» Она будет актуальна в будущем, так как человек всегда хочет блеснуть умом и своим знанием русского языка, а для этого ему необходимы фразеологизмы. Будут употреблять новые фразеологизмы и продолжат использовать те, что уже имеются. А значит, можно смело утверждать, что фразеология будет жить вечно!

Участники проекта Участники проекта Скляр Екатерина Милай Ефим Вакалова Снежана Кухтина Дарья Хиленко Софья Сайденцаль Анастасия Клепикова Ольга Пономарёва Софья Тылик Денис Бирюкова Ольга Кухтина Ольга Николаевна