Экологическая оценка: экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Государственная.
Advertisements

Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Тема 6.1. Организационно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Лекция 1 ОВОС КАК СФЕРА НАУЧО- ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОВОС И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Права граждан на участие в управлении лесами: возможности российского законодательства Ильина О.В Карельская природоохранная общественная организация.
Глава 12. Управление системой образования. Государственные регламентации образовательной деятельности.
Содержание и организация экологической экспертизы. Объективные потребности и реальность.
Г. Санкт-Петербург 2006 Общественная экологическая экспертиза Карпов Александр Семенович Директор Центра ЭКОМ СПбОЕ 900igr.net.
Тема 6.3. Муниципальный экологический контроль. Экологическое управление – совокупность общественных отношений, возникающих между управляющим субъектом.
Лекция 12 Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов.
Регулирование общественной экологической экспертизы Предложения Центра экспертиз ЭКОМ, Санкт-Петербург.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
Транксрипт:

Экологическая оценка: экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду

Экологическая оценка (ЭО) - процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности

Экологическая оценка (ЭО) - ЭО – процесс, а не просто данные или документы, полученные в результате этого процесса; ЭО – процесс систематический, то есть следующий определенным правилам; ЭО не ограничивается этапом планирования, но охватывает и этап осуществления н.д.

Экологическая оценка (ЭО) - Этапы ЭО: Анализ (прогноз) потенциальных воздействий н.д. на окружающую среду и оценка их значимости; Консультации с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений; Использование результатов прогноза воздействий и консультаций в процессе принятия решений по н.д.

Экологическая оценка (ЭО) - Предмет ЭО – воздействие н.д. на окружающую среду. Воздействие н.д. на ОС – те изменения в окружающей среде, которые полностью или частично являются результатом н.д. Прогноз и разработка мер по смягчению изменений в ОС (воздействий) является одной из основных составляющих процесса ЭО.

Экологическая оценка (ЭО) - Превентивный (упреждающий) инструмент регулирования природопользования и управления окружающей средой Цель ЭО – предотвращение нежелательных экологических и связанных с ними социально-экономических последствий Национальная система ЭО – экологическая экспертиза и оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду

Экологическая экспертиза (ЭЭ) - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта ЭЭ хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области ООС, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на ОС

Законодательство, регулирующее отношения в области ЭЭ Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.ст ) Федеральный закон от ФЗ «Об экологической экспертизе»

Принципы ЭЭ Базовый принцип - Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности

Группа процедурных принципов Обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта ЭЭ Научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ Независимости экспертов ЭЭ при осуществлении ими своих полномочий Ответственности участников ЭЭ и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество ЭЭ

Группа принципов по объекту ЭЭ Комплексности оценки воздействия на ОС намечаемой деятельности и его последствий Достоверности и полноты информации, представляемой на ЭЭ Гласности, участия общественности, учета общественного мнения Обязательности учета требований экологической безопасности

Виды ЭЭ Государственная ЭЭ Организуется и проводится государственными органами власти в области ЭЭ в порядке, установленном ФЗ «Об экологической экспертизе», иными нормативными правовыми актами Проводится на федеральном и региональном уровнях Финансируется за счет средств заказчика ГЭЭ

Виды ЭЭ Общественная ЭЭ Организуется и проводится по инициативе граждан, общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления Проводится общественными организациями, зарегистрированными в установленном порядке и основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является ООС, в т.ч. организация и проведение ЭЭ

Полномочия Правительства РФ в области ЭЭ Утверждение порядка проведения ГЭЭ Определение федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, его функции и полномочия Контроль исполнения законодательства РФ об экологической экспертизе федеральными органами власти

Полномочия субъектов РФ в области ГЭЭ - организация и проведение ГЭЭ объектов регионального уровня; - принятие нормативных правовых актов в области ЭЭ объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий субъекта РФ; - осуществление контроля за соблюдением законодательства об ЭЭ при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов РФ; - информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах; - получение от соответствующих органов информации об объектах ЭЭ, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта РФ; - делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ объектов ЭЭ в случае реализации этих объектов на территории соответствующего субъекта РФ

Полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ Делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей Организация общественных обсуждений Организация общественных экологических экспертиз Принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам ЭЭ на основании результатов общественных обсуждений Информирование федеральных органов исполнительной власти в области ЭЭ о намечаемой деятельности на соответствующей территории Информирование органов прокуратуры, государственных органов власти в области ООС о начале реализации объекта ЭЭ без положительного заключения ГЭЭ

Объекты ГЭЭ Объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе») Объекты ГЭЭ регионального уровня (ст. 12 ФЗ «Об экологической экспертизе»)

Порядок проведения ГЭЭ определяется 1. ФЗ «Об экологической экспертизе», ст Постановлением Правительства РФ от «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»

Порядок проведения ГЭЭ определяется 3. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от «Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня»

Порядок проведения ГЭЭ определяется Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Томской области

Обязательные требования к составу документации, представляемой на ГЭЭ Документация, подлежащая ГЭЭ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащая материалы ОВОС Материалы обсуждений объекта ГЭЭ с общественностью, организованных органами местного самоуправления Положительные заключения или согласования органов надзора и контроля, получаемые в установленном порядке Прочее (напр., заключение ОЭЭ)

Обязательные условия проведения ГЭЭ Представление заказчиком полного пакета материалов в соответствии со ст.14 ФЗ "Об экологической экспертизе" Предварительная оплата проведения государственной экологической экспертизы заказчиком документации в полном объеме (в соответствии со сметой расходов)

Требования к эксперту ГЭЭ Эксперт ГЭЭ – специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный государственным органом власти в области ЭЭ по соответствующим направлениями науки, техники, технологии Эксперт ГЭЭ участвует в ее проведении в соответствии с техническим заданием, утвержденным руководителем государственного органа власти в области ЭЭ

Требования к эксперту ГЭЭ Экспертом ГЭЭ не может быть представитель заказчика или разработчика документации, подлежащей ГЭЭ, либо гражданин или представитель юридического лица, состоящие в договорных отношениях с указанными заказчиком или разработчиком объекта ГЭЭ

Заключение ГЭЭ Заключение ГЭЭ – документ, подготовленный экспертной комиссией ГЭЭ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документации, обосновывающей намечаемую в связи с реализацией объекта ГЭЭ хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиями, установленным техническими регламентами и законодательством в области ООС, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение ЭЭ, выдаваемому государственным органом власти в области ЭЭ

Заключение ГЭЭ Заключение, подготовленное экспертной комиссией ГЭЭ, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия Заключение, подготовленное экспертной комиссией ГЭЭ, после его утверждения государственным органом власти в области ЭЭ приобретает правовой статус заключения ГЭЭ

ОВОС Оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий

Экологическое обоснование совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем (природных территориальных комплексов) и человека.

Законодательные и нормативные документы ФЗ «Об охране окружающей среды» ФЗ «Об экологической экспертизе» Приказ Госкомэкологии РФ от «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» Постановление Правительства РФ от «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

Принципы ОВОС Превентивность Альтернативность Комплексность Научная обоснованность Демократичность

Задачи заказчика в области ОВОС Провести ОВОС на всех этапах подготовки обосновывающей документации Рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой деятельности При проведении ОВОС обеспечить использование полной и достоверной исходной информации

Задачи заказчика в области ОВОС Предоставить всем участникам процесса ОВОС возможность своевременного получения информации Информировать общественность о намечаемой деятельности и обеспечить ее участие в подготовке и обсуждении материалов ОВОС Документировать результаты ОВОС в материалах по ОВОС

Этапы проведения ОВОС 1 этап – уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС 2 этап – проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС 3 этап – подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС

Участие общественности Инструмент согласования интересов различных групп. Цель – выработка взаимоприемлемых решений, уменьшение конфликтности проекта. Инструмент решения различных задач экологической оценки Инструмент осуществления прав граждан на получение информации и участие в принятии экологически значимых решений

Результаты ОВОС (1) - информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально- экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

Результаты ОВОС (2) - выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности; - решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.