«Западноевропейская культура в XVlll веке». XVlll век уже характеризовался кризисом религиозного мировоззрения. Но даже те мыслители, которые не разделяли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Великие просветители Европы. Просвещение – эпоха (XVIII в.), когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов.
Advertisements

Идейное течение вв., основанное на убеждении решающей роли разума и науки, в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе.
Тема 4 Западноевропейска я философия средневековья и нового времени.
Эпоха Просвещения время преобразований. Просвещение Эпоха духовного развития европейского общества XVIIXVIII веков. Проекциями Просвещения в искусстве.
Эпоха Просвещения Просвещенный абсолютизм. Вольтер Франсуа Мари Аруэ 1694 – 1778 французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения,
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Просвещение.. Просвещение – течение общественной мысли, особое умонастроение, особые интеллектуальные склонности и предпочтения. Цели и идеалы Просвещения.
Эпоха Просвещения Люди 18 века называли свое время столетием Разума и Просвещения. Прогрессивных деятелей этого времени, своим творчеством боровшихся с.
Работу выполнила Ученица 9а класса Разумная Валерия.
Древний мир Восток: Будда, Конфуций, Заратустра Однозначно доминирует отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства.
Философия Возрождения Выполнили студентки 1- го факультета 237 группы Абдушарипова Б. Абдуяминова С.
Культура XVIII-70-х гг. XIX веков Автор – учитель-методист специализированной школы 173 Киев Александр Худобец.
Просвещение 17 в. 1. Английское Просвещение 2. Тори и виги в Англии.
Урок-презентация по курсу: «Новая история 7 класс» Выполнила Есина А.В. учитель истории и обществознания МОУ Краснопоймская СОШ Луховицкий район Московская.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Воспитание как педагогический процесс.
Презентация к уроку по истории (7 класс) по теме: XVIII век - эпоха Просвещения. Презентация к уроку новой истории в 7 классе (учебник Юдовской А.Я.)
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 Выполнила: Мартынова Кристина, Ученица 10 «а» класса Эпоха просвещения.
Основные идеи просветителей. Дж. Локк ( ) Стоял у истоков Просвещения. Выступал за конституционную, ограниченную монархию.
Транксрипт:

«Западноевропейская культура в XVlll веке»

XVlll век уже характеризовался кризисом религиозного мировоззрения. Но даже те мыслители, которые не разделяли крайностей атеизма, неизменно сходились на том, что ясное и отчетливое мышление не найдет в мире ничего, кроме «природы», хотя человек под влиянием невежества и заблуждений сплошь и рядом уклоняется от её повелений. Так возвращение к природе стало средоточием идеологии Просвещения. 1. Социокультурная ситуация в Европе в начале XVlll века.

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

2. Понятие «Просвещение» Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно- историческая эпоха, Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В статье "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" И. Кант писал: Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого- то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им.

Термин «Просвещение» встречается у Вольтера, И. Гердера и др. Он окончательно утвердился после статьи И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784). Историческая и философская наука 19 в. стала характеризовать Просвещение как эпоху безграничной веры в человеческий разум («век разума», «век философов»), в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эру крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием.

Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого смысла. С культом здравого смысла, разума связано стремление просветителей подчинить идеальному началу и общественный строй, государственные учреждения, которым, по их словам, надлежало заботиться об "общем благе". Против феодально- абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой институт, возникший путем заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушившего условия договора. Некоторые из просветителей возлагали надежды на "просвещенного монарха", рассчитывая в дальнейшем на проведение необходимых реформ, - так возникла идея просвещенного абсолютизма.

3. Идеи просветителей XVlll века А) Франсуа Мари Аруэ Вольтер ( ) Чрезвычайно одаренный,Вольтер вошел в историю культуры как один из великих писателей Франции, как психолог, философ культуры и философ истории. Могучий полемист, сатирик,памфлетист, публицист, он поднял звание журналиста, литератора, ученого на высоту,еще неизвестную феодальному обществу. В течение всей своей долгой жизни он неутомимо боролся против церкви и клерикализма, против религиозной и всякой иной нетерпимости. Он ненавидел деспотизм и королей, и князей церкви.

Он был типичным представителем высших слоев "третьего сословия" - рождающейся буржуазии. Как мыслитель и идеолог этого класса, он резко критически выступал против надстройки феодального общества - феодальной идеологии, интегральным элементом которой была религия. Четкая антиклерикальная направленность пронизывает все творчество Вольтера. Однако его антирелигиозная ориентация не выливается в отрицание религии как таковой. Вольтер не приходит к идее о необходимости ликвидации религии, он требует лишь религиозной свободы. И в этом отношении он был последовательным представителем своего класса.

Атеистические и антирелигиозные идеи Вольтера не достигают такой глубины, как идеи Ламетри, Гольбаха или Дидро. Выраженные живым и художественным образом, они в свое время распространились очень быстро. Однако оценка источников религии у Вольтера не переступает рамок общего просветительского подхода. Источниками религии являются, по его представлениям, невежество, фанатизм и обман. Весьма популярной в свое время была идея Вольтера о том, что религия возникла тогда, когда встретились мошенник и глупец. Вольтер не вскрыл, и в то время не мог полностью вскрыть, гносеологических и социальных корней возникновения религии. Человечество пришло к этому позже. Однако его критика клерикализма и религии сыграла выдающуюся роль.

В философских трудах Вольтер выражает и одно из основных требований восходящей буржуазии - равенство людей. Однако в отличие, например, от Руссо он понимает равенство людей лишь как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества. Если Руссо в работе "О причинах неравенства" выступил против частной собственности и требовал ее уничтожения, то Вольтер это требование с присущей ему иронией высмеял. Свободу человека Вольтер также понимал лишь в чисто абстрактном правовом и политическом смысле. Свобода является, по его представлениям, прежде всего свободой воли, и эту свободу воли он понимает чисто индетерминистски. В позднейших философских трудах ("Философском словаре") Вольтер, однако, видимо под влиянием ньютоновского понятия детерминизма, отходит от индетерминистских взглядов.

Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство общества - это те вопросы, которые в то время обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической каждодневной политике. И Вольтер в своих заметках о реформе общества склоняется к иллюзии об "образованном правителе". Однако в более позднее время он от этого идеала отходит. Все творчество Вольтера - философское, публицистическое, художественное (следует оценить также его заслуги в области, историографии, в частности в истории культуры) - является предвестием острых социальных конфликтов, которые через несколько лет после его смерти выливаются в Великую французскую буржуазную революцию. Прогрессивность философии Вольтера обусловлена и ограничена прогрессивностью общественного класса - буржуазии, представителем которой он был. Труды Вольтера: Письма об Англии Основы философии Ньютона (1738) ряд философских произведении, в том числе Кандид, Философский словарь и др. В знаменитом Кандиде Вольтер осмеял казенный оптимизм официальной религии и прислуживающей ей философии

Б) Гольбах Поль Анри Дитрих (1723 – 1789) Французский философ, крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII века. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм XIX века. Главное сочинение - "Система природы" (1770). Автор остроумных атеистических произведений.

Дидро, Гельвеций, Ламеттри и другие, менее видные писатели боролись с религией с самых различных точек зрения, касаясь самых различных сторон теологии. Но среди этой блестящей плеяды Гольбаху принадлежит бесспорно первое место. Стоит только назвать его хотя бы более известные сочинения, направленные против религии и церкви, чтобы убедиться в этом: «Поповский обман» 1777 г.; «Священная зараза» 1768 г.; «Дух церкви» 1767 г.; «Критическое рассмотрение защитников христианской религии» 1766 г.; «Разоблаченные попы» 1768 г.; «Разоблаченное христианство» 1756 г.; «Здравый смысл» 1772 г. Этим перечнем далеко не исчерпывается все то, что Гольбах написал против религии. В самом выдающемся произведении Гольбаха «Система природы» вся вторая часть посвящена разоблачению религии на основании тех материалистических положений, которые формулированы в первой половине этой замечательной работы. Среди всех материалистов, боровшихся со старым миром во имя нового, буржуазного общества, Гольбах более всех ненавидел полную нетерпимости и глупости человеконенавистническую идеологию христианства.

В) Клод Адриан Гельвеций ( ) Выдающееся место в истории французского Просвещения и материализма по праву принадлежит Гельвецию, одному из наиболее прозорливых и дальновидных мыслителей, сосредоточившему свои усилия главным образом на проблемах социальной философии и этики. В 1737 г. вышло его первое произведение, написанное под влиянием Вольтера, под названием «Послание о любви к знанию». В нём Гельвеций воспевает разум, его неограниченные творческие возможности, чтобы утвердить счастье людей; желает сразиться против невежества и предрассудков, против туманных и ложных идей, которые не дают возможности человеку познать себя, поверить в свои силы, действовать во имя разумных социальных устоев на земле. Гельвеций отвергает и аскетический идеал, презрение к чувственным радостям и невзгодам. Он восторженно пишет о человеческих страстях как деятельной силе огромного напряжения. Но условием превращения страстей в созидательную силу Гельвеций считает их повиновение разуму.

Позднее, вместе с другими посланиями, эссе и очерками, «Послание о любви» вошло в главы поэмы "Счастье", изданной уже после смерти автора, в 1772 г. в Лондоне. Там же, также в 1772 г., вышла книга "О человеке, его умственных способностях и его воспитании", посвященная важности образования. Во всяком случае, самой известной (и нашумевшей) работой Гельвеция стала работа "Об уме" (опубликованная в 1758 г.), направленная против основ феодального порядка, феодально-религиозной идеологии и католической церкви. Книга вызвала такую волну ярости и протеста реакционных кругов, что была запрещена властями и сожжена палачом

Г) Шарль Луи Монтескье ( ) Одним из первых по времени деятелей французского Просвещения был Шарль Монтескье. Просветитель, правовед, философ. Уже его Персидские письма (1721) и Рассуждения о причинах величия и падения римлян(1734) с восторгом читались и перечитывались современниками.

Его Дух законов(1748) поставил Монтескье в ряд крупнейших политических и юридических умов не только Франции,но и всего мира. В Рассуждениях Монтескье идеализирует римский стоицизм. Понятие стоической доблести сочетается у Монтескье с идеалами старинного римского республиканизма, противоположного деспотизму власти императоров. За восхвалением консервативной суровой доблести римских землевладельческих родов проглядывает явное осуждение Монтескье французского абсолютизма, измельчания и развращения нравов французского общества. В Духе законов Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм государства и общежития от законов, определяемых типом государственного строя - республиканским, монархическим или деспотическим. Исходные понятия Духа законов отличаются рационализмом и натурализмом. Таково понятие о законах как о необходимых отношениях,вытекающих из природы вещей.

Д) Жан-Жак Руссо ( ) С именем Жан-Жака Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции – радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Французский философ, просветитель, писатель, композитор, отстаивавший интересы народа. "Человек рожден свободным, а между тем повсюду он в оковах" - писал Руссо в своём основном труде "общественный договор".

Он решительно осуждал привилегии богатых, деспотическую власть и требовал уравнения собственности идеальным устройствам государства Руссо считал демократическую республику. Философская система Ж.-Ж.Руссо сложна и многозначна. Его альтернативная концепция о глубине человеческого существа и диалектике социальной жизни сыграла важную роль в развитии философской мысли. Мировоззренческая система Ж.-Ж.Руссо представляет переплетение различных течений: дуализма, картезианства, сенсуализма, наконец, идеализма и фидеизма в области религиозных воззрений.

Но несомненно преобладание дуалистических взглядов, так как Руссо, признавал объективное бытие материальной Вселенной, допуская существование в мире двух начал - духа и материи. Он развивал метафизический взгляд на материю как на мертвую и косную субстанцию, которая сама по себе не имеет никакого движения и только в результате высшего воздействия приобретает способность к механистическому передвижению в пространстве. Его произведения: «Новая Элоиза» - трагическая судьба героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью и соблазном «Эмиль»- посвящено проблеме воспитания детей «Исповедание веры савойского викария» - исповедует теизм, т.е. не только признанет Бога как первопричину, определяющую весь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий и др.

Е) Лессинг Готхольд Эфраим ( ) Немецкий просветитель, философ, публицист, драматург, критик и теоретик искусства. Вся деятельность Лессинга была направлена на борьбу против политики и идеологии феодальной реакции, за свободное, демократическое развитие немецкого народа и его культуры. В философском произв. «Воспитание человеческого рода» (1780) Лессинг мечтал о будущем обществе, свободном от всякого принуждения, в котором религия целиком уступит место просвещенному разуму.

В философской драме «Натан Мудрый» (1779) Лессинг провозглашает не только идею веротерпимости, но и право на свободомыслие, утверждает равенство народов и призывает их к дружбе. Выражая противоречивость просветительского движения в Германии, его мировоззрение в конечном счете оставалось идеалистическим, но содержало в себе и материалистические тенденции. В трудах «Лаокоон» (1766) и «Гамбургская драматургия» ( ), составивших эпоху в развитии мировой эстетической мысли, отстаивал принципы реализма в поэзии, драматургии, театре, развенчивая теорию и практику дворянского классицизма. Но в предмете изобразительных искусств Лессинг ограничивал лишь областью прекрасного. Он стремился определить объективные законы творчества в различных видах, и жанрах искусства, однако не видел исторического характера этих законов. Выступая против плоского морализирования, отстаивал нравственно-воспитательную роль искусства, особенно театра. Драматическое творчество Лессинга знаменует начало немецкой классической литературы, а его эстетические взгляды оказали плодотворное воздействие на развитие последней.

Лессинг был основателем национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Лессинга, статус которой в культуре Германии аналогичен высокому статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в его интеллектуальной реформе явилось новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драматургии" ( ) Л. обосновал право третьего сословия быть предметом художественного изображения. Такими стали его драмы: "Сарра Сампсон", "Эмилия Галотти", "Линна фон Барнхельм". Вершиной драматического творчества Лессинга стала драма "Натан мудрый", главным героем которой явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные религии и проповедующий свободу совести и братской любви к людям. Театр был главной сферой деятельности Л., но и в других областях искусства он стал подлинным реформатором.

Ж) Гердер Иоган Готфрид ( ) Немецкий философ-просветитель. Деятельность Гердера знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности и внутреннему миру ее чувств. Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает главный труд своей жизни - «Идеи к философии истории человечества», в которой основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 века. Философ осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития.

Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной иерархии, Гердер смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества, выделив в качестве таковых целую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном поступательной развитии человеческого общества, которые долгое время оставались непревзойденным образцом общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля. Иммануил Кант оказал большое влияние на Гердера, хотя впоследствии Кант подвергал его сочинения критике, а их взгляды на философию и культуру не совпадали.

З) Гёте Иоганн Вольфганг ( ) Немецкий поэт, просветитель, ученый и философ, который, однако, не считал себя принадлежащим к философскому цеху. Тем не менее, философия всегда была в центре духовных интересов Гёте, пронизывая все его творчество глубокими теоретическими размышлениями. Его философию можно считать самостоятельным философским учением, хотя и не изложенном в виде целостной и завершенной концепции. Феномен Гёте являет собой яркий пример скорее возрожденческого, нежели просветительского универсализма, в котором тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания (минералогия, ботаника, физика, остеология и т.д.) и философско- мировоззренческие поиски.

В литературно-эстетическом и научном творчестве Гёте принято различать три периода. Первый - "Бури и натиска", когда протест против классицизма приводит его к борьбе за утверждение реализма в искусстве, а последнее понимается как подражание природе и жизни людей. Второй - начиная с 1780-х, во многом под влиянием путешествия по Италии: Гёте увлекся античностью, которая становится для него идеалом гармоничных отношений между людьми, а высшей целью искусства, по Гёте, провозглашается красота. В это не очень плодотворное для поэзии время Гёте много занимается наукой: составляет первую геологическую карту Германии, выказывает догадки об эволюционном развитии растительного мира или так называемом, метаморфозе растения ("Метаморфоза растений", 1790); занимается минералогией и анатомией. Третий период литературных, эстетических и мировоззренческих исканий Гёте связан с последними годами жизни мыслителя, разочаровавшегося в своем стремлении построить мир по античному образцу. На первый план в его творчестве выступают реалистические черты его эстетики. Гёте резко критикует немецкий романтизм за его отрыв от жизни и мистицизм. Именно в эти годы (1808) появляется знаменитый "Фауст", утверждающий недопустимость отрыва художника от действительности.

В своих философских поисках Гёте испытал влияние многих мыслителей: Аристотеля, Плотина, Канта, Гердера, Гегеля и особенно Спинозы с его знаменитой "Этикой", которая учила навсегда освободить ум от различного рода предрассудков. Г. становится сторонником пантеизма, пытаясь соединить его с идеей развития. Для мыслителя было характерно критическое отношение к господствовавшему тогда механицизму, неспособному адекватно объяснить принципы развития природы. Все творчество Гете было поставлено на службу высшей цели: показать, на что способен, что может человек, как ему мыслить и действовать, чтобы "очеловечивались вещи, а не овеществлялись люди". Гётевский пафос деятельности противостоит филистерскому примирению с действительностью.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца вв., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Основные идеи и принципы Просвещения: Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство Верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания, факты - единственный материал для разума Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия

4. Энциклопедисты «Французская энциклопедия» - закономерное выражение сущности Просвещения. В 1751 году вышел первый том. «Французская энциклопедия» не была первым энциклопедическим изданием. Идея систематического изложения всей суммы приобретённых человечеством знаний зародилось еще в античную эпоху. В XVI веке появляется и термин «энциклопедия». Идея создания энциклопедии на французском языке возникла у книгоиздателя Шамбера, для чего он решил осуществить перевод на фр. язык изданного в 1727 г. в Лондоне «Всеобщего словаря искусств и наук» и с таким предложением обратился к Дидро. Но, согласившись с идеей в принципе, Дидро усмотрел в предполагаемом издании недостаток материалов по гуманитарным наукам и составил собственный план философского словаря с учетом философского знания и других гуманитарных дисциплин, а затем, заручившись согласием участвовать в работе математика Даламбера, распространил проспект «Энциклопедии» и привлёк многочисленных подписчиков. Дени Дидро ( )

В написании отдельных статей участвовали ряд ведущих французских философов и ученых эпохи Просвещения, работающих в области естественных и общественных наук. Среди энциклопедистов мы находим наиболее известных представителей механистического материализма Кондильяка, Гольбаха, а также Монтескье, Вольтера и Руссо. Активное участие в «Энциклопедии» принимали инженеры, врачи, моряки, представители других профессий. Среди авторов были люди различных политических взглядов, но всех их объединяло стремление преодолеть господство в умах ненаучной средневековой схоластики, ненависть к католической церкви, защитить права третьего сословия. «Энциклопедисты» критиковали традиционное и божественное право, противопоставляя ему естественное право, слепой вере противопоставляли опытное исследование природы и человека. Много статей в «Энциклопедии» было уделено вопросам воспитания и образования. «Энциклопедия» явилась великолепным инструментом популяризации научных знаний в области математики, физики, механики, астрономии, биологии, ботаники и т.д., инструментом распространения новых знаний по всей Европе. Она была трибуной, с которой лучшие специалисты эпохи – математик Даламбер, химик Гольбах, врач Торшен, экономист Тюрго, блестящие теоретики Кондорсэ, Кондильяк и Гельвециус, - излагали свои системы м отстаивали собственные идеи.

Создание «Энциклопедии» было основано на просветительском энтузиазме, на убеждении в силе человеческого разума, в необходимости все надежно познать и объяснить. Согласно намерениям составителей, «Энциклопедия» не должна быть лишь обзором достигнутого уровня человеческого познания, но наиболее систематической разработкой новейших научных подходов, опирающихся на прогрессивные философские концепции. Именно по этому поводу организаторы создания «Энциклопедии» столкнулись с рядом трудностей. Трудности были вызваны не только официальным вмешательством правящих кругов тогдашней Франции, но весьма часто нерешительностью и перестраховкой буржуазных предпринимательских и политических кругов, которые материально обеспечивали организацию этого обширного издания.

Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный общественный прогресс. Поэтому такое большое внимание они уделяли проблемам образования и воспитания, подчеркивали определяющее значение «хороших законов». Значение, которое они придавали «Энциклопедии», было поэтому гораздо шире, чем эта работа на самом деле могла иметь. Они считали, что уже сам факт систематически представленного прогрессивного знания «приведет к изменениям общественной действительности». На самом деле они пришли лишь к образованию идейных предпосылок этих изменений. Это, однако, ничуть не умаляет заслуг, которые энциклопедисты имели в деле развития прогрессивного философского и научного мышления своего времени.

5. Деизм (от лат. deus - бог) философско-религиозное учение, по которому бог есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества. Истоки Деизма - в ср. век философии. В период духовной диктатуры церкви деистические учения служили формой выражения атеистических идей независимости природы от божьей воли, активности человека, неограниченной возможности познания им мира. Как философско-мировоззренческое направление, отражающее интересы прогрессирующей буржуазии Нового времени, деизм оформляется в 17 веке. Его родоначальником считается Чербери (Англия). Деизм не был однородным в филос. плане течением; к нему примыкали материалисты, просветители (напр., Толанд, Локк, Вольтер, Руссо, Лессинг, Радищев) и идеалисты (напр., Лейбниц).учение первопричинаразвитиечеловекаинтересыплане Деисты отвергали традиционную «положительную» религию, противопоставляя ей «естественную религию разума». Они отрицали божественное откровение, провидение, мн. религиозные догматы и обряды, выступали против религиозной нетерпимости, за свободу совести. Деисты стремились освободить науку и философию от засилья церкви, разум от веры. Для материалистов Деизм есть «не более, как удобный и легкий способ отделаться от религии»Деистыразумаоткровениепровидениедогматыобрядыспособ

6. Научные открытия В математике это было время выдающихся французских ученых Лагранжа, Монжа, Карно; в Германии реформатором математики стал К.-Ф. Гаусс ( ), труды которого «Исследования по арифметике» (1801) и «Теория движения небесных тел» (1809) до сих пор считаются классическими В небесной механике Лаплас создал свою гипотезу мироздания. Она изложена в шестнадцати книгах, объединенных в пять томов. Тома эти публиковались между 1799 и 1825 гг. Еще в 1796 г. Лаплас выпустил в свет сочинение «Изложение системы мира», где попытался представить на суд публики суть своего толкования небесной механики В физике необходимо отметить открытия Гальвани и Вольта. В 1791 г. Гальвани, проведя свои знаменитые опыты над мышечными сокращениями лягушки, опубликовал труд «Об электрических силах мускульного движения». Гальвани утверждал, что ему удалось открыть "животное электричество". В Германии идеи Гальвани поддержал выдающийся ученый Александр фон Гумбольдт ( ), который в основном стремился, опираясь на достижения естествознания и математики, создать всеобъемлющую научно-философскую концепцию единого природного космоса, приводимого в движение внутренними силами. Впоследствии он создал фундаментальный пятитомный труд «Набросок физического описания мира». В частности, в опытах Гальвани А. фон Гумбольдт усматривал одну из возможностей научно доказать внутренние связи и взаимодействия живой и неживой природы

В Англии интенсивно работали химики особенно известны имена Дальтона ( ), основателя атомной теории, и Дэви ( ); основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов В медицине, особенно в хирургии, тоже был достигнут значительный прогресс благодаря таким знаменитым тогда врачам, как Биша ( ); Бруссе ( ), специалист по хроническим воспалениям; Корвизар ( ), придворный врач Наполеона и авторитетный кардиолог; Леннек ( ), изобретатель стетоскопа; Кабанис ( ). Во главе французской медицинской школы стояли сначала Дезо, а потом Дюпюитран ( ), известнейший анатом и хирург. Прорыв в области техники (1769 г. изобретение паровой машины низкого давления, 1767 г. прядильной машины нового типа, знаменитой "прялки Дженни"), что в свою очередь дало толчок промышленной революции, особенно интенсивной в Англии и охватившей конец XVIII в. и все следующее столетие Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции

Значение колонизация Нового света Идея прогресса существенным образом исказила в человеческом сознании реальный исторический процесс – он превратился в непрерывное восхождение по прямой, на которой общество в каждой хронологически более высокой точке почти иррациональным образом оказывается выше и совершеннее, несмотря на очевидные длительные периоды «стояния» и даже регресса, просто перестающие восприниматься сознанием. Не случайно концепции «цивилизации» и «прогресса» превратились с самого момента своего возникновения в основное орудие новоевропейской культуры в её острейших конфликтах с культурами традиционными, а заложенное в их основе объективное отношение к человеку, воспринимаемому как средство и орудие, стало питательной средой для оправдания с помощью этих концепций европейской колониальной экспансии по отношению к нецивилизованным, «диким» народам – основной почвой для рождения претензий на мессианскую роль новоевропейской культуры.

7. Литература Просвещение находило выражение в разных художественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме (который многими гранями соприкасался с просветительским реализмом); ни одно из них не стало направлением, единственно выражавшим эпоху, в большинстве случаев они сосуществовали. Но все эти художественные направления несли просветительскую идейную нагрузку. Для них было характерно утверждение некой нормы и отрицание всего, что её нарушает или искажает. Просветительский реализм исходил из нормы, устанавливаемой разумом, нарушение её обличалось или высмеивалось в сатирических жанрах литературы, утверждение же нормы (определённого этического или общественного идеала) олицетворялось в образах положительных героев семейно-бытового романа, т. н. мещанской драмы. Для сентименталистов нормой человеческого поведения было «естественное», поэтому они признавали приоритет не разума, а чувства, что было своеобразной формой протеста против сословных предрассудков, политического насилия и иных форм нарушения нормы (естественных прав). Эстетика просветительского классицизма ставила проблему конфликта между идеалом человека и его реальным образом; «добрая природа» человека противопоставлялась человеку «социальному», «продукту среды», нарушающему этическую норму (идеал).классицизмереализмесентиментализмемещанской драмы

Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление приблизить литературу к жизни, превратить её в действенный фактор, преобразующий общественные нравы. Литературу Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое, пропагандистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д. В наиболее выдающихся произведениях просветительской художественной литературы известная ограниченность просветительского мышления, дидактичность, назидательность преодолевались. Яркие образцы просветительской художественной литературы дали Вольтер, Руссо, Дидро, Просвещение О. К. Бомарше (Франция), Г. Э. Лессинг, молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер (Германия), С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Дж. Смоллетт, Р. Б. Шеридан (Англия) и многие др. Ведущую роль среди литературных жанров играли сатирический и семейно-бытовой роман, «роман воспитания», сатирико-нравоучительный.Франция),Германия),

Д. Дефо первый представил современного ему буржуа как «естественного человека». К «Робинзону Крузо» (1719) восходят все последующие робинзонады буржуазной литературы, философии и политической экономии, в которых отдельный изолированный (взятый вне общественно- исторических связей) индивид становился исходным пунктом для построения всей системы общественных отношений. Дж. Свифт, веривший в добрую природу человека, считал, однако, что в реальном исторически сложившемся обществе не существует ни гармонии, ни добродетели; идеальное «естественное состояние», одухотворённое добродетельным разумом, он находит лишь в иронической утопии царстве разумных лошадей («Путешествие Гулливера»). Борьба двух противоположных тенденций вера в благую природу человека и показ столкновения эгоистических интересов в реальной жизни пронизывает романы Г. Филдинга. Идеализированный «естественный человек» с его добродетелями одерживает в романах Филдинга верх над силами эгоизма и своекорыстия. Но в творчестве Филдинга и особенно Т. Дж. Смоллетта, в романах которого не доброта, а эгоизм, беспринципность, жадность выступают как главные свойства «человеческой природы», уже назревал кризис просветительского оптимизма