РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ Ы РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации 26.02.13.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Advertisements

Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Проектирование программы развития УУД Заместитель директора Мирзаянова Надежда Борисовна МБОУ « Очерская СОШ 3»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ три группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Программа развития УУД на ступени основного общего образования. Выполнила учитель: Нургалиева Алевтина Тулишевна.
Системно-деятельностный подход в обучении как фактор успешной реализации ФГОС нового поколения Педагогический совет в МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе»
Особенность современного образования в том, что наряду с предметными компетенциями у обучающихся необходимо сформировать универсальные учебные действия.
Семинар по разработке ООПНОО Разработка проекта программы по формированию универсальных учебных действий Г.В. Раицкая.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
«От знаний, умений, навыков – к универсальным учебным действиям» МБОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» Педсовет 17 декабря 2012 г.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий.
Проектирование планируемых результатов ( на примере работы с текстом ) © Куединский РМЦ, 2012.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Транксрипт:

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ Ы РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации

Структура программы : I. Введение II. Цели, планируемые результаты III. Условия и механизмы развития УУД IV. Основы смыслового чтения и работы текстом V. Формирование ИКТ – компетентности обучающихся VI. Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности VII. Оценка УУД 2

Раздел I. Введение Актуальность реализации программы. Описание места и роли программы в реализации требований стандарта. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий. Состав универсальных учебных действий учетом возрастных психологических особенностей подростков. 3

Актуальность Требования новой парадигмы образования Востребованность в документе, описывающем номенклатуру УУД, систему работы школы, ориентированной на формирование УУД. Источники : - Фундаментальное ядро содержания общего образования - Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли. - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 4

Запросы общества Смена парадигмы образования Приоритет развивающего потенциала образования Сохранение единства образовательного пространства, преемственность образования У спешная социализация учащихся Универсализация содержания образования Актуальность программы развития УУД

Описание места и роли программы в реализации требований Стандарта Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно – воспитательных программ и служит основой для разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности. 6

Понятие УУД В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает « умение учиться », т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин « универсальные учебные действия » можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 7

достижение « умения учиться » предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают : познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка ).

Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий Понятие, функции УУД описаны в Фундаментальном ядре содержания общего образования Состав и характеристики описаны в пособии « Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли » 9

Состав универсальных учебных действий учетом возрастных психологических особенностей подростков. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сфер подростка. Источники : Примерная программа ООО Пособие « Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли » 10

Цель взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию УУД в основной школе Примеры формулировки цели : 1, 2, 3,123 Задачи конкретизируют цель, отражают основные направления деятельности школы по формированию УУД : организация деятельности по развитию УУД в урочной и внеурочной деятельности, формированию проектно - исследовательской компетенции, ИКТ – компетенции учащихся, читательской компетенции, организация методической подготовки педагогов по вопросам формирования УУД. Примеры формулировки задач : 11 Планируемые результаты. 11 Раздел II. Цель, задачи, планируемые результаты

Примерная ООП ООО Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования. 12

Цель программы : Создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательного процесса, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся. 13

ОС «Школа 2100» Цель программы формирования универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Задачи: 1) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы; 2) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования; 3) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях; 4) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий; 5) формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности; 6) формирование ИКТ-компетентности учащихся.

Цель программы : обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Задачи программы : установить ценностные ориентиры начального образования ; определить состав и характеристику универсальных учебных действий ; выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Цель программы формирования УУД : способствовать реализации развивающего потенциала обучающихся, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

ОС « Школа 2000» Основной целью реализации программы формирования УУД является достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

Задачи программы : 1. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предметных дисциплин. 2. Формирование УУД во внеурочной деятельности. 3. Организация проектно - исследовательской деятельности, как приоритетного направления работы школы в развитии УУД. 4. Организация деятельности по развитию ИКТ – компетентности учащихся. 5. Создание условий для формирования основ смыслового чтения. 18

Системно - деятельностный подход, как методологическая основа формирования универсальных учебных действий Основные этапы формирования УУД Технологии, условия и средства развития УУД : 19 Раздел III. Условия и механизмы развития УУД Механизмы достижения Описание механизмовФормируемые УУД СОТ Коммуникативные : Регулятивные : Познавательные : Методы Коммуникативные : Регулятивные : Познавательные : Условия Коммуникативные : Регулятивные : Познавательные : … Коммуникативные : Регулятивные : Познавательные :

Системно - деятельностный подход, как методологическая основа формирования универсальных учебных действий Общая характеристика 20

Основные этапы формирования УУД ОС «Школа 2000» для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД), каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов: 1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД; 3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция; 4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Битянова М. Р., кандидатом психологических наук, специалистом Центра психологического сопровождения образования « ТОЧКА ПСИ »: 1 этап – « Представление » 2 этап – « Способ » 3 этап – « УУД » © Куединский РМЦ,

Технологии, условия и средства развития УУД в основной школе Педагогические технологии : Технология развития критического мышления через чтение и письмо Технология проектной деятельности учащихся Метод исследования ИКТ - технологии Проблемное обучение Технология дискуссий Технологии групповой работы Учебные ситуации Типовые задачи … 23

24 Раздел IV. Основы смыслового чтения и работы текстом Раздел V. Формирование ИКТ – компетентности учащихся Раздел VI. Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности

Объекты оценки Критерии оценки Диагностика сформированности УУД ( инструментарий, периодичность и т. д.) 25 Раздел VII. Система оценивания