Цели, задачи и ценностные ориентиры Новые подходы к определению стратегических целей стандартов: Обеспечение развития системы образования, повышения качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Advertisements

Презентация к уроку по теме: Родительское собрание "ФГОС дошкольного образования"
Учитель и проблемы дисциплины. «Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер». М. Горький Цель: Познакомиться с 3 основными законами.
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Работу выполнили: Юханова Е.Н., учитель русского языка МОУ СОШ 4 Акименко В.И., учитель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Реальность и рассказы о ней Реальность Факты: поступки, действия, события Рассказы о реальности Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Общие положения.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Психологические особенности подросткового возраста.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
1 Городская экспериментальная площадка « Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе »
Подготовила: Воспитатель Моткова Оксана Александровна государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная.
«Нововведения в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации ФГОС НОО»
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
ФГОС – от декларации к реальному Образовательная программа начального общего образования в контексте нового Федерального Государственного Образовательного.
Инновационность структуры и содержания ФГОС начального общего образования Подготовила учитель начальных классов Ситникова О. С.
Транксрипт:

Цели, задачи и ценностные ориентиры Новые подходы к определению стратегических целей стандартов: Обеспечение развития системы образования, повышения качества образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Стратегические задачи разработки стандартов: Обеспечение социальной консолидации общества. Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства. Обеспечение безопасности личности, общества и государства. Реализация и обеспечение смены ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности. Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов.

Ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании. Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации. Инструмент реализации государственной политики в сфере образования. Обеспечение равных возможностей получения качественного образования. Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ. Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. Обеспечение единства образовательного пространства страны. Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Система Требований: Требования к структуре основных образовательных программ; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к условиям реализации основных образовательных программ.

1. Игровые технологии. 2. Проблемное обучение (А. Осборн, Л.М. Фридман, В.И. Маху). 3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов). 4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

1.Технология С.Н. Лысенковой: перспективно- опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. 2.Технология стратовой дифференциации. 3.Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов). 4.Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова). 5.Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков). 6.Технология программированного обучения.

7.Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 8.Групповые технологии. 9.Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. 10.Технологии дистанционного обучения. 11.Технология проведения учебных дискуссий.

имманентность: развитие есть неотъемлемое свойство личности, заложенное природой; биогенность: психическое развитие личности во многом определяется наследственностью; социогенность: влияние социальной среды; психогенность: человек – саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система; индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития; стадийность: развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности; нелинейность: каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения и противоречия роста; физический возраст определяет количественные и качественные характеристики и возможности психического развития.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидума. В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. При такой форме обучения обучаемый – полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности. В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность; при планировании – инициатива, творчество, организованность, самостоятельность, воля; при реализации целей – трудолюбие, дисциплина, активность, мастерство; на этапе анализа формируются отношения, ответственность, критерии оценки.

ЗУН – знания, умения, навыки; СУД – способы умственных действий; СУМ – самоуправляющие механизмы личности; СЭН – эмоционально-нравственная сфера; СДП – системно-деятельностный подход (деятельностно- практическая среда) – взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств. Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность её качеств: РО = ЗУН + СУД+СУМ+СЭН+СДП

портрет выпускника школы любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ

ТЕРМИНОЛОГИЯ Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в то же время на результатах их исследований.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения. Их характеристика сводится к описанию принципов, целей, содержания, средств обучения. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, теорий ученых. Разделение концепций на три группы произведено по тому, как понимается предмет дидактики - процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци и в особенности И. Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии. В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению - деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, В.Лая - теории периода реформ в педагогике в начале 20 века. Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80 годы в России.

«+» Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввёл принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать, по его выражению, морально сильную личность. «-» Вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребёнка и от жизни, за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность ученика. ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ДИДАКТИКИ

ПЕДОЦЕНТРИСТСКАЯ СИСТЕМА ДИДАКТИКИ «+» Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. «-» переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэкономно: большие затраты времени.

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ДИДАКТИКИ «+» Процесс обучения адекватно отвечает целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый: учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, организует и ведёт её, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной, и реформистской, исследовательской, дидактики и используя их достоинства. «-» большие затраты времени преподавателя для подготовки к уроку.

ВЫВОДЫ «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ян Амос Коменский «…элементарное интеллектуальное образование, целью которого является правильное всестороннее и гармоническое развитие умственных задатков человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность, и привитие ему определенных развитых интеллектуальных навыков». И.Г. Песталоцци Современный образовательный процесс всегда должен быть двухсторонний, в котором равная роль отводиться как учителю, так и ученику. Учителю в этом процессе отводится управленческая роль, при этом главной задачей деятельности учителя является стимулирование самостоятельного обучения ученика.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ по В.С. Безруковой ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ по месту возникновения и протекания по степени проективности по степени оригинальности по степени управляемости по участникам по заложенным противоречиям по содержаниюпо характеру дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные учебные, проблемные и т.д. конфликтные, бесконфликтные, критические ученик-ученик, ученик-учитель жёстко заданные, неуправляемые, управляемые стандартные, нестандартные, оригинальные преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные на уроке, на улице, дома и т.д.

ЧЕТЫРЕ МОТИВА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ДЕЙСТВИЯ МОТИВЫ Привлечение внимания ВластьМестьИзбегание неудачи Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребёнка Рост насилия в обществе Слишком высокие требования родителей и учителей Сущность поведения Получать особое внимание «Ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ на обиду «Не буду пробовать, всё равно не получится» Реакция учителя: эмоции Раздражение, негодование Гнев, негодование, может быть страх Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Профессиональная беспомощность

Реакция учителя: импульс Сделать замечание Прекратить выходку с помощью физического действия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста Реакция ученикаВременно прекращает Прекращает выходку, когда сам решает Прекращает выходку, когда сам решит Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать Способы предотвращения Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение Уходить от конфликтации; отдавать часть своих организационных функций Строить отношения с учеником по принципу заботы о нём Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу» ДЕЙСТВИЯ МОТИВЫ Привлечение внимания ВластьМесть Избегание неудачи