1 Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция и структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Advertisements

Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Щелково, 2012 Политова Светлана Викторовна.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
1 Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в годах в 19 субъектах.
Воспитательный компонент Федерального государственного стандарта.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
1 Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания Ачинск 2010.
ОРКСЭ \\ ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Федеральный государственный образовательный.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1 Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в годах в 19 субъектах.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Транксрипт:

1 Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

2 Духовно-нравственное воспитание как приоритетная задача современной государственной образовательной политики РФ - Декабрь 2007 г. – внесение изменений в Закон РФ «Об образовании»: Образование должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности» - В ходе разработки нового образовательного стандарта задачи духовно-нравственного воспитания рассматриваются как приоритетные. - В рамках подготовки стандарта разработана проект Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (

3 ФГОС начального общего образования нового поколения - ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобразования от 6 октября 2009 года и зарегистрирован Минюстом. - В основу положена Концепция духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) - С 1 сентября 2011 года новые ФГОС для всех ступеней общего образования в полном объеме вступят в действие

4 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании Н а ступени начального общего образования осуществляется: - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; -укрепление духовного здоровья обучающихся.

5 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование: основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

6 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании Стандарт предусматривает наличие в образовательном плане особой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предмет ОРК СЭ направлен на реализацию данной предметной области.

7 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании Ожидаемые результаты освоения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

8 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании Ожидаемые результаты освоения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

9 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании В соответствии со ст. 14 Закона РФ «Об образовании» (ст. 14), общеобразовательное учреждение самостоятельно принимает образовательную программу. Согласно положениям нового стандарта, образовательная программа образовательного учреждения должна включать Программу духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Она будет базироваться на Примерной программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, подготовленной разработчиками Стандарта

10 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Национальный образовательный идеал - высшая цель образования и ориентир деятельности всех субъектов воспитания. «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

11 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании Базовые национальные ценности основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. патриотизм любовь к России, к своему народу, к сво­ей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность свобода личная и националь­ная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

12 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании гражданственность служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли­культурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество уважение к труду, творчество и со­зидание, целеустремлённость и настойчивость; наука ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности рели­гиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на ос­нове межконфессионального диалога;

13 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудни­ество.

14 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции, является обязательным. Образовательное учреждение при разработке собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе.

15 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании Примерная программа определяет общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы: В области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно- продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции – «становиться лучше»; укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

16 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании В области формирования личностной культуры: формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование нравственного смысла учения; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

17 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании В области формирования личностной культуры: принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата,; осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

18 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании В области формирования социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

19 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании В области формирования социальной культуры: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

20 ФГОС нового поколения о духовно-нравственном воспитании В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

21 История появления курса «Основы религиозных культур и светской этики» - В марте 2006 г. для подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) приказом Минобрнауки создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители Русской православной церкви (РПЦ), Минобрнауки России, академических институтов, ведущих вузов - В 2007 г. рабочей группой разработано Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и епархии РПЦ (направлено в субъекты РФ письмом 13 июля 2007 г ). В письме рекомендовано заключать подобные соглашения с централизованными религиозными организациями других религий России

22 Основные события в истории вопроса декабря 2007 г. на конференции в г. Калуге согласованы позиции Минобрнауки России и РПЦ по организации конструктивного сотрудничества органов управления образованием, институтов повышения квалификации работников образования с религиозными организациями по вопросам удовлетворения духовно- нравственных образовательных потребностей граждан. Данное сотрудничество включает, прежде всего, вопросы подготовки и экспертизы учебно- методического обеспечения, подготовки и повышения квалификации педагогов. История появления курса «Основы религиозных культур и светской этики»

23 Основные события в истории вопроса 17 января 2008 г. принято решение о формировании при группе разработчиков проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на базе Российской академии наук (РАО) поликонфессиональной группы – рабочей группы РАО История появления курса «Основы религиозных культур и светской этики»

В ноябре 2008 г. рабочая группа РАО рассмотрела и одобрила опыт Республики Татарстан по духовно-нравственному воспитанию молодежи на основе использования в образовательных учреждениях учебного пособия «История религий». 24 Основные события в истории вопроса История появления курса «Основы религиозных культур и светской этики»

21 июля 2009 г. на совещании с лидерами религиозных конфессий Президент РФ Д.А. Медведев поддержал выдвинутую ими инициативу преподавания в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики». 25 Основные события в истории вопроса История появления курса «Основы религиозных культур и светской этики»

26 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. «В статье 14 говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это статья 28. Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений на каждом этапе реализации согласованных планов».

27 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным.

28 Поручение Президента Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)

29 Распоряжение Правительства РФ от 29.X р 1. Утвердить прилагаемые: план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики (далее - план); перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в годах в апробации комплексного учебного курса.

30 Распоряжение Правительства РФ от 29.X р 2. Минобрнауки России: заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса, предусмотренной планом, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования; обеспечить координацию и контроль реализации плана

31 Основные характеристики курса 7 декабря 2009 г. на заседании Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" утверждена структура комплексного учебного курса ОРКСЭ.

32 Основные характеристики курса 1. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 составляющих (модулей): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики 2. Курс рассчитан на две школьные четверти: IV четверть 4 класса и I четверть 5 класса 2 уч./ч. в неделю 3. Курс объединяют единые цели и задачи, что позволяет разработать единую методическую основу курса. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми иными необходимыми школьными предметами

33 Межведомственный координационный совет Состав совета утвержден приказом Минобрнауки России. В него входят представители: 1. Религиозных организаций 2. Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и аппаратов Полпредств 3. Минобрнауки России, Рособразования, Минрегиона России, Минэкономразвития России 4. РАН и РАО 5. ФИРО и АПКиППРО и координатор группы разработчиков учебно- методического обеспечения курса

34 Подготовка апробации курса ОРКСЭ - Минобрнауки России заключает соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования; -Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий, утвержденного Распоряжением Правительства РФ, под руководством Министра образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль реализации плана мероприятий (принимает решения по основным этапам, документам и проектам в рамках апробации)

35 Соглашение: права и обязанности сторон Министерство обеспечивает: УМК (учебные пособия, материал для учителей, родителей) Тиражирование материалов Проведение курсов повышения квалификации Мониторинг Рабочие совещания Сайт Итоговая конференция

36 Соглашение: права и обязанности сторон Регионы: Изменения в региональный компонент Информационное сопровождение Направление на ПК и содействие в их проведении Контроль на региональном уровне Участие в федеральном мониторинге и совещаниях, отчетность

37 Особенности подготовки учителей 1.Учитель, который способен обсуждать с детьми содержание учебного курса, а не заучивать, без отметок 2.УМК разные, но они отражают интересы конфессий и строятся на общих ценностных основаниях 3.Необходимо будет рассматривать и организационные вопросы по формированию учебного расписания, чтобы ни 1 ребенок не был забыт 4.Понадобятся консультации для управленцев Изменения в региональный компонент Информационное сопровождение Направление на ПК и содействие в их проведении Контроль на региональном уровне Участие в федеральном мониторинге и совещаниях, отчетность