Формулируем, комментируем, аргументируем ( основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку Формулируем, комментируем, аргументируем.
Advertisements

Урок 3 Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Написание сочинения на ЕГЭ.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
ЕГЭ. ЗАДАНИЕ С-1 Автор презентации: Сендирева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы, ВКК
Муниципальное образовательное учреждение Плесская средняя общеобразовательная школа Методическое объединение учителей русского языка и литературы Тема:
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Готовимся к экзамену Сочинение. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Аргументация собственной позиции. Виды и структура аргументов. (часть С ЕГЭ). Учитель русского языка и литературы Петько Светлана Леонидовна Семинар учителей.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
Автор презентации: Ивченко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Веселовская СОШ»
Транксрипт:

Формулируем, комментируем, аргументируем ( основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку)

Задание части С Напишите сочинение по прочитанному тексту. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Что такое проблема? Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Два способа формулирования проблемы текста 1. Проблема чего: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста. Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста.

Два способа формулирования проблемы текста 2.Формулировка в виде вопроса: В В В Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Что значит прокомментировать проблему? К какой категории относится проблема? К какой категории относится проблема? Насколько она актуальна? Насколько она актуальна? Как освещена в художественной литературе (публицистике)? Как освещена в художественной литературе (публицистике)? На чем заостряет внимание автор? На чем заостряет внимание автор?

Комментарий Комментарий Автор поднимает проблему создания идеального общества. Эта социально- философская проблема имеет тысячелетнюю историю. «Государство» Платона, знаменитая «Утопия» Томаса Мора, «Город солнца» Томазо Кампанеллы – это произведения, авторы которых размышляли о том, каким должно быть гармоничное общественное устройство.

Следует подчеркнуть, что и в наши дни эта проблема не утратила актуальности. Мы видим вокруг себя социальную несправедливость, деление людей на богатых и бедных, с сожалением замечаем, что государство далеко не всегда защищает интересы своих граждан, и не можем не думать о том, как изменить жизнь нашей страны к лучшему.

Как аргументировать свою позицию? Структура текста рассуждения 1. Тезис - положение, которое надо доказать. 2. Аргументация (доказательства, доводы). 3. Вывод, общий итог.

Структура текста-рассуждения Тезис Аргумент 1 Иллюстрация (примеры) Вывод Аргумент 2 Иллюстрации (примеры) Аргумент 3 Иллюстрации (примеры)

Типы аргументов Аргументы Естественные доказательства Искусственные доказательства Аргументы к логосу Аргументы к пафосу

Естественные доказательства Естественные доказательства Ссылки на личный опыт Ссылки на обще- значимый опыт Примеры из художественной литературы Ссылки на авторитет Цитаты Пословицы, поговорки

Цитирование Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что… Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что… Гениальный русский ученый Д.И. Менделеев однажды сказал, что… Гениальный русский ученый Д.И. Менделеев однажды сказал, что… Еще Петр I говорил, что… Еще Петр I говорил, что… Любой историк скажет вам, что… Любой историк скажет вам, что… Большинство врачей считает, что… Большинство врачей считает, что… Как установлено японскими учеными… Как установлено японскими учеными…

Пословицы, поговорки «Терпя и горшок надсядется», «Терпя и камень треснет», едко, но метко говорят народные пословицы. Триста лет под татарами, триста лет под Романовыми выработали не только терпение героическое, кончавшееся взрывами народных восстаний, но и терпение холопское притерпелость. (Е. Евтушенко).

Логические аргументы Аргументы к логосу Рассуждение с дефиницией СиллогизмЭнтимемаАналогия

Рассуждение с дефиницией Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Итак, писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия. Итак, писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.

Рассуждение с дефиницией Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям (Д.С. Лихачев). Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям (Д.С. Лихачев).

Силлогизм Все люди смертны. Сократ - человек. Следовательно, Сократ смертен.

Силлогизм Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел, деревень, хуторов, населенных людьми. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел, деревень, хуторов, населенных людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему Отечеству. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему Отечеству.

Энтимема Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. (Д.С. Лихачев)

Энтимема Если в обществе нет культуры, в обществе нет нравственности («если а, то b»). Если в обществе нет культуры, в обществе нет нравственности («если а, то b»). Если в обществе нет нравственности, оно сталкивается со множеством проблем («если b, то с»). Если в обществе нет нравственности, оно сталкивается со множеством проблем («если b, то с»). Следовательно, если в обществе нет культуры, оно сталкивается со множеством проблем («следовательно, если а, то с»). Следовательно, если в обществе нет культуры, оно сталкивается со множеством проблем («следовательно, если а, то с»).

Аналогия Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя правильного пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно потратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не найдя достойного применения своим способностям.

Аналогия Выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться и даже погибнуть. Выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться и даже погибнуть. Выбор профессии похож на выбор пути в лесу. Выбор профессии похож на выбор пути в лесу. Поэтому, сделав ошибку в выборе профессии, человек тоже может «заблудиться», не найти своего места в жизни. Поэтому, сделав ошибку в выборе профессии, человек тоже может «заблудиться», не найти своего места в жизни.

Аргументы к пафосу Аргументы к пафосу Аргументы к обещанию Аргументы к угрозе

Основное правило аргументации Аргументы следует располагать в таком порядке, чтобы их убеждающая сила возрастала

Упражнение 1 Подберите к приведенным тезисам собственные доводы, примеры. В каких случаях вы будете использовать опровергающую аргументацию? Подберите к приведенным тезисам собственные доводы, примеры. В каких случаях вы будете использовать опровергающую аргументацию? Милосердие в наше время умирает. Милосердие в наше время умирает. Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя. Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя. Деление людей на богатых и бедных противоестественно. Деление людей на богатых и бедных противоестественно. Человек должен осознавать свою ответственность за всё живое на Земле. Человек должен осознавать свою ответственность за всё живое на Земле. Профессионализм и высокое мастерство – это не одно и то же. Профессионализм и высокое мастерство – это не одно и то же.

Упражнение 2 Какие из приведенных понятий, по вашему мнению, подходят для рассуждения с дефиницией? Обоснуйте ответ. Напишите ваш вариант рассуждения, используя одно из приведенных слов. Дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар.

Упражнение 3 В приведенном примере укажите тезис (если тезис явно не выражен, сформулируйте его), определите способ аргументации. Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков. Ещё цветут кое-где запоздалые лесные цветы. (И. Соколов-Микитов)

Упражнение 4 Согласитесь с собеседником. Приведите свои аргументы. Русский язык - один из самых трудных языков мира. Русский язык - один из самых трудных языков мира. По-моему, в последние годы у нас меняется климат. По-моему, в последние годы у нас меняется климат. От телевизора один вред здоровью. От телевизора один вред здоровью. Профессия летчика-испытателя - одна из самых трудных. Профессия летчика-испытателя - одна из самых трудных. В последнее время газета «Комсомольская правда» стала менее интересной. В последнее время газета «Комсомольская правда» стала менее интересной.

Упражнение 5 Вежливо не согласитесь, приведя свой аргумент. Она очень хорошо играет на гитаре. Она очень хорошо играет на гитаре. Учителем работать неинтересно. Учителем работать неинтересно. Реклама на телевидении только мешает. Реклама на телевидении только мешает. Хорошо, когда тебя на уроках не спрашивают. Хорошо, когда тебя на уроках не спрашивают.

Упражнение 6 Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против». Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против». Хорошо, когда у родителей есть машина. Хорошо, когда у родителей есть машина. Хорошо, когда мама не работает. Хорошо, когда мама не работает. Хорошо, когда у тебя много друзей. Хорошо, когда у тебя много друзей. Хорошо, когда у тебя есть младший брат. Хорошо, когда у тебя есть младший брат.

Спасибо за внимание!