Методы научного исследования и стилистика научного языка в прикладном регионоведении Направление подготовки 032200 «Регионоведение России» Профиль подготовки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель и предмет индикатор показатели Источник получения данных Что измерять? Чем измерять? Как рассчитать? Откуда взять?
Advertisements

Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Типовые расчёты Растворы
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Проблемы при подготовке к ГИА по истории МБОУ « Авсюнинская СОШ » Тишкина М. К. Цель итоговой государственной аттестации в 9-х классах – выявление уровня.
Сорокин Александр Николаевич Научно-технический потенциал Сибири: проблемы и перспективы модернизации Рабочая программа Регионоведение России, профиль.
Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (основная образовательная программа подготовки магистров)
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.

Транксрипт:

Методы научного исследования и стилистика научного языка в прикладном регионоведении Направление подготовки «Регионоведение России» Профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация (степень) Магистр

Цели освоения дисциплины Дать фундаментальное и систематизированное знание о возможности приложений научных методов к региональным проектам и регионоведческим исследованиям. Сформировать начальные навыки экспертного редактирования и рецензирования текстов по региональной тематике. Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетные единицы, 32 аудиторных часа. Автор-разработчик программы доцент А.В.Бочаров

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: Направления использования основных общенаучных методов и специальных методик социальных наук, приложимых к регионоведческим исследованиям и к разработке региональных проектов. Логические, риторические и стилистические особенности написания научных экспертно- аналитических текстов Уметь: Находить, развернуто и системно формулировать научно-исследовательские проблемы. Разрабатывать научные проекты решения социокультурных и социально-экономических региональных проблем. Методологически и стилистически переосмысливать и редактировать свои и чужие тексты. Владеть: Навыками написания текстов подчинённых требованиям строгости, чёткости, структурированности, логичности и внутренней связности описаний и рассуждений, сформулированных с соблюдением научной стиля речи. Навыками оценивания ресурсов и возможностей региона с использованием научных методов.

Структура и содержание учебной дисциплины Тематический модуль 1. Основные методы социальных наук в прикладном регионоведении. Раздел модуля Формы текущего контроля успеваемости Тема 1. Постановка проблематики в региональном проектировании и регионоведческом исследовании. Методы абстрагирования в социальном познании. Контрольная практическая работа, проект- презентация Тема 2. Принципы измерения и сравнительный метод и в социальных исследованиях. Тема 3. Причинно-следственный анализ в изучении региональных событий. Гипотезы, верификация и фальсификация предположений в социальных науках. Тема 4. Системный структурно-функциональный анализ в изучении региональной проблематики. Тема 5. Типологизация и периодизация в социальных науках. Тема 6. Принципы моделирования в прикладных социальных и регионоведческих исследованиях.

Структура и содержание учебной дисциплины Тематический модуль 2. Стилистика и культура научного языка в прикладных социальных исследованиях по региональной тематике. Раздел модуля Формы текущего контроля успеваемости Тема 7. Смысловая структура и жанровая специфика аналитического текста. Контрольная практическая работа, проект-презентация Тема 8. Приёмы оценки старого и нового знания. Тема 9. Функционально-стилевые свойства «образа автора» и диалога с читателем в научном тексте. Тема 10. Архитектоника аналитических текстов. Шаблоны построения фраз в научно-гуманитарном дискурсе. Тема 11. Дотекстовый и текстовый подходы к редактированию и рецензированию научных произведений. Тема 12. Лексическая и синтаксическая сочетаемость и ясность текста.

Основная учебно-образовательная технология - «Кейс-стади», в качестве кейсов выступают индивидуальные предметы исследования в магистерских диссертациях каждого из магистров. Работа на практиках заключается в коллективном эвристическом и критическом анализе применения изучаемых аналитичесчких методик и стилистических языковых приёмов к изучаемым региональным явлениям. Итогом каждого практического-лабораторного задания должно стать написание контрольной работы.

Пункты-задания для выполнения контрольных работ: 1.Сформулируйте объект и предмет Вашего исследования 2.Вопросы и противоречия. Какого типа эти противоречия (между теориями или интерпретациями фактов, между фактами и теорией, между фактами, между частями одной теории)? Какого типа заданные вопросы (открытые или закрытые) и дающиеся на них ответы (сильные, слабые, полные, неполные) ? 3.Цели и задачи исследования, пути решения проблем и противоречий. 4.Поразмышляйте о том, как можно актуализировать тему вашего исследования, какие полезные для общества функции могут выполнять результаты Вашего исследования. 5.Проанализируйте какое-либо понятие из своей работы с точки зрения соотношения в нём абстрактного и конкретного. Какие признаки являются существенными для объектов, обозначаемых этим понятием, и почему? Какой уровень абстрагирования в целом доминирует в Вашем исследовании? 6.Определите, охарактеризуйте и обоснуйте, какие методы абстрагирования использованы или могут использоваться в Вашем исследовании (полностью изолирующее абстрагирование, частично изолирующее абстрагирование, отождествляющая абстракция, идеализация, разворачивание фрагмента, сопоставление с идеалом). 7.Рассмотрите небольшой фрагмент из региональной прессы или из Вашего исследования, и установите, какие неявные количественные суждения и типы лингвистических переменных употребляются в тексте этого фрагмента. 8.Каким конкретными количественными данными можно было бы расшифровать эти суждения, то есть, что конкретно в предмете Вашего исследования можно было бы посчитать? 9.Кого типа будет измерительная шкала признака, отражённого в Вашем количественном суждении (порядковая, интервальная, безразмерная, номинальная, абсолютная или относительная, вариационная или динамическая)? 10.Позволяют ли доступные источники сделать такую количественную расшифровку качественных характеристик Вашего объекта исследования? 11.Какие сравнения используются в Вашем исследовании, и какие признаки при этом переносятся по аналогии? 12.Какие функции выполняет при этом сравнительно-исторический метод и почему? 13.По каким характеристикам можно определить нестрогость данных аналогий и как можно уменьшить эту нестрогость? 14.Как и для чего можно использовать для Вашего предмета исследования разные типы сравнений: индивидуализирующие, универсализирующие, вариационные и охватывающие? 15.Как можно применить три варианта исторической компаративистики в Вашем исследовании?

Пункты-задания для выполнения контрольных работ: 16.Определите и обоснуйте, какого типа объяснение причинно-следственных связей или мотивов поведения региональных деятелей использованы в литературе или в Вашем исследовании. Руководствуйтесь при этом следующими пунктами: 17.Рассмотрите обстоятельства, предшествующие изучаемому событию, с точки зрения их необходимости и достаточности. 18.Сформулируйте используемые Вами обобщающие нормативные законы (трюизмы). Рассмотрите законы для всех людей в прошлом и настоящем, для определенных социальных структур или групп; для конкретного регионального деятеля. Используйте при этом алгоритмы Гемпеля и Вригта. 19.Примените канонов Милля для выявления причин изучаемых Вами явлений.Какого рода зависимости Вами изучаются: стохастическая или функциональная, корреляция или сопряжённость, обратная или прямая. 20.Определите, какая система исторического прошлого описывается в Вашем исследовании (или выбранном вами историческом исследовании) и какова её функция в историческом прошлом. 21.Каковы подсистемы и элементы данной исторической системы, структура и функции компонентов, в чем заключается координация и субординация? 22.Что можно принять за внешнюю среду этой системы и в чём заключается её взаимодействие с внешней средой? 23.Идёт ли речь о разрушении или смене системы, какие противоречия при этом возникали в системе? 24.Какие региональные явления в Вашем исследовании можно типологизировать, и какие региональные типы при этом установить? 25.Какой из двух вариантов деления (по изменению видового признака или дихотомическое) используется в Вашем исследовании (или в прочитанной Вами исторической литературе)? 26.Индуктивная или дедуктивная типологизация при этом использована и почему? 27.Использована ли жёсткая классификация или вероятностная типологизация? 28.Какие переходные формы явлений не учитываются в рассмотренных вами типологизациях? 29.Какие ошибки деления Вы заметили в своей работе или в других исследованиях и как их можно исправить? Если ошибок не нашли, то попытайтесь их смоделировать.

Пункты-задания для выполнения контрольных работ: 30. Какие типы периодизации региональных процессов имеются в Вашем исследовании? 31. Как можно было бы развернуть (углубить) содержание каждого из этих процессов, то есть, в какую историческую эпоху включаются изучаемые Вами события, какие ситуации составляют эту эпоху, какие индивидуальные события составляют региональные ситуации, какие микрособытия включены в индивидуальные события? 32. Какие из этих региональных процессов наиболее важны для решения поставленных Вами проблем и почему? Их региональные названия и их событийные границы (какие конкретно-региональные события можно считать границами этого процесса)? 33. Какой тип структурно-диахронного можно было бы использовать в Вашем исследовании (анализ длительности, пауз и частот, анализ стадий, анализ стадий одного процесса на фоне другого) 34. Позволяют ли доступные источники построить график частот для изучаемых Вами событий? 35. Как можно верифицировать и фальсифицировать вашу гипотезу в рамках силлогизма абдукции? При этом учитывайте, что для полного и корректного построения научной гипотезы необходимо рассмотреть и подтверждающие, и опровергающие интерпретации. 36. Можно ли использовать для этих предположений экстраполяцию или интерполяцию? 37. Какие виды моделирования можно использовать для изучения Вашего предмета исследования, и насколько они согласуются с источниковой базой и с целями исследования? 38. Какую матрицу данных можно было бы построить для Вашего предмета исследования? 39. Попробуйте изобразить с помощью диаграмм Венна соотношения абстрактных понятий (макро- и микрособытий) в объекте своего исследования. 40. Попробуйте изобразить в виде графа причинно-следственные или функциональные связи в изучаемой вами исторической ситуации. 41. Какие альтернативы хода региональных событий возможны в изучаемых Вами процессах.,