Организация профильного обучения в 10 классе С.В. Силуянова, заместитель директора МОУ «СОШ 16» г.Перми
Концептуальные основы Концепция модернизации российского образования (2001 г.); Региональные подходы к организации предпрофильного и профильного обучения ( г.г); Модель профильного образования г. Перми ( г.г.); Программа локального школьного эксперимента (с 2005 г.)
Принципы организации профильного обучения: гуманизация; открытость; объединение сетевых ресурсов разных ОУ (школ, МУК, НПО, статусных ОУ); доступность; качество; функциональность; эффективность
Цель профилизации создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре и организации ОП более полно учитывать интересы, склонности и способности старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в продолжении образования
Положительный эффект здоровьесбережение учащегося; ресурсосбережение учителя; эффективность обучения (минимизация затрат, максимальный эффект); рациональное использование учебного времени (повышение качества результата: интегральность)
Типы и виды ОУ с профилизацией ОУ повышенного статуса (гимназии, лицеи): дети с высокими способностями к обучению, ориентация на учреждения ВПО с высоким научным статусом; элитарные малочисленные категории учащихся; учреждения массового образования (СОШ)
Наша позиция Профильное обучение – массовое обучение, которое должно предоставить возможность всем детям удовлетворять их образовательные потребности; Содержание, структура и организация образовательного процесса на III ступени кардинально меняются
3 типа образовательного процесса профильное обучение академического уровня; профильное обучение технологического уровня; универсальное обучение (для детей с поздним самоопределением)
БУП – 2004 Предметы на базовом уровне; Предметы на профильном уровне; Элективные курсы; Исследовательская деятельность; Социальная практика
Возможные формы организации профильного обучения профильный класс; индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – приоритет департамента образования г.Перми; универсальный класс с профильной подгруппой (группа предметов на профильном уровне в рамках элективных курсов).
ИОТ самостоятельный выбор учеником 10 класса предметов для изучения на базовом и профильном уровне; обучение в группах переменного состава (в потоках); соотнесение выбора профильных предметов с набором экзаменов (ЕГЭ) в 11 классе
Подготовка к выбору профиля в 10 классе в 9 классе 12 курсов по выбору учащихся в рамках предпрофильного обучения (II полугодие); многоаспектная диагностика способностей и склонностей учащихся, профессиональные пробы на базе МУК-1 (I полугодие); формирование портфолио с 7 класса по ряду предметов (участие в олимпиадах, творческих и предметных конкурсах, НПК)
Пилотная модель профильного обучения в 10 классе «СОШ 16» 2 условных «класс-комплекта»; несколько потоков по изучению предметов на базовом и профильном уровне; особое расписание; общие лекционные занятия в актовом зале и конференц-зале; обязательные для посещения элективные курсы (2-3 по выбору учащихся); ДПОУ; НИР, социальная практика; классные руководители и тьюторы; зачётная и рейтинговая системы оценки
Предпрофильное обучение: курсы по выбору в 9 классе «Права современного человека» (обществознание) «Рациональное природопользование и права потребителя» (экономика)
Профильный поток в 10 классе: элективные курсы Политика и власть Государство в политической системе Гражданское общество и его институты
Профильный поток в 11 классе: элективные курсы Правовые основы становления российской государственности Пути социализации индивида Правовая культура и современная молодёжь
Технология Автодело. Компьютерное делопроизводство. Основы программирования. Сайтостроение. Подготовка водителей категории В. Технология металлообработки. Технология деревообработки.
Экспериментальные задачи по физике Законы движения и взаимодействия тел (40 ч). Свойства газов и жидкостей (23 ч). Электростатические явления (16 ч). Законы постоянного тока (23 ч).
Немецкий язык Немецкий как второй иностранный Деловой немецкий Основы научно-исследовательской деятельности (нем.) Основы письменного перевода (нем.)
Английский язык Английский как второй иностранный Деловой английский Я в мире людей Современная культура и классическое искусство Моя экологическая культура Учимся писать сочинение
Математика Комбинаторика. Аналитические и приближённые методы решения уравнений и неравенств. Начертательная геометрия.
Русский язык Стилистика жанра Как создать текст о тексте Решение лингвистических задач повышенной трудности
Литература Анализ художественного текста Русский рассказ XX века Анализ поэтического текста Пейзаж, портрет, натюрморт в литературном произведении Русская классика на сцене пермских театров
Психология Тренинг уверенного поведения Экопсихология Самопознание, самовоспитание Управление стрессом Культура семьи
Задачи учащихся и родителей иметь представление о ИОТ; сконструировать со своим ребёнком ИУП (индивидуальный учебный план); опираться на природные способности, склонности, интересы ребёнка, а не амбиции родителей; предупредить по возможности проблему неправильного выбора.
Риски профильного обучения отказ от традиционной универсальности российского образования; утрата фундаментальности как качественной характеристики образования; проблема неправильного выбора профиля
Проблема неправильного выбора: пути решения своевременная психологическая и педагогическая диагностика, выставка «Образование и карьера»; реальный уровень обученности ребёнка; создание развивающей среды в семье для самоопределения (занятия в системе ДО, информация о востребованности профессий на рынке труда, традиции семьи и другое); возможность для проб ребёнка на каком-то поприще (профессия, наука, социально значимая деятельность и др.); устранение пробелов средствами ДПОУ прямо в школе
Забота семьи и школы успешная социализация и адаптация выпускника; конкурентоспособность на рынке труда; готовность к личностным и профессиональным самоизменениям, обучению, продолжению образования в течение в течение всей жизни; повышение качества жизни (потребности, уровень здоровья, мировоззрение, материальное благосостояние, реализация социальных ролей в семье и др. )