Современные требования к учебному плану как основному компоненту образовательной программы ОУ Суворова Ирина Николаевна, отдел оценки качества образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно-правовые документы по ФГОС НОО. -письмо министерства образования и науки Самарской области от МО /514-ТУ «Об организации в.
Advertisements

Нормативно-правовая база формирования содержания образования Министерство образования Московской области ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления Солдатов.
Учебный план общеобразовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ и учебных.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Условия введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов ( по итогам контрольно-надзорных мероприятий службы по контролю и.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования как основной проект по реализации требований ФГОС.
Особенности формирования учебного плана пятых классов на 2013/2014 учебный год Латунова Н.Е.- консультант Самарского управления министерства образования.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Учебный план образовательного учреждения. Учебный план 1.рассмотрен на педагогическом совете школы. 2. утвержден директором школы. Данные о рассмотрении.
О МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2012 ГОДУ: ВВЕДЕНИЕ ФГОС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Щукин Владимир Николаевич,
Муниципальное учреждение Управление образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан И.В.Шибалова – начальник.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Единый информационно-методический день ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» «Введение ФГОС основного общего образования: педагогические и управленческие.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Учебный план образовательного учреждения. Учебный план - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени,
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Базисный учебный план. ФГОС ООО (Требования к структуре ООП ООО) ООП ООО Организационный раздел Базисный учебный план.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Орехово - Зуевский муниципальный район МБОУ « Ликино - Дулевская гимназия » « Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации.
Транксрипт:

Современные требования к учебному плану как основному компоненту образовательной программы ОУ Суворова Ирина Николаевна, отдел оценки качества образования МКОУ ДОВ «ГЦРО»

Учебный план – это… 22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. ФЗ Об образовании в Российской Федерации Статья 2.

Учебный план ФК ГОС ФГОС Самостоятельный документ в составе ОП, регламентирующий образовательную деятельность, разрабатывается на основе ФБУП, принимается и утверждается ОУ ежегодно, состоит из учебных предметов Федерального компонента Регионального компонента Компонента ОУ Часть организационного раздела ООП соответствующего уровня образования, определяет (наряду с планом внеурочной деятельности) организационные условия реализации ООП, разрабатывается на основе БУП ПООП, состоит из предметных областей и учебных предметов Обязательной части Части, формируемой участниками образовательного процесса

В 2012/13 учебном году в рамках государственной аккредитации прошли экспертизу учебные планы 47 ОУ г. Новосибирска 6% ОУ- учебные планы соответствуют по всем показателям 44% ОУ – выявлены несоответствия УП по всем уровням образования 50% ОУ – выявлены несоответствия УП на отдельных уровнях образования

Типичные несоответствия, выявленные в ходе экспертизы УП : 1.Не в полном объёме представлена современная нормативная база УП в ПЗ. 2.Не описывается режим организации учебного процесса. 3. Не отражаются цели и задачи, специфика ОП ОУ. 4. Несоответствия в наименовании и объемных показателях реализации предметов ФК (обязательной части): «Технология», «Искусство», «Информатика и ИКТ», «Обществознание (включая экономику и право)». 5. Структура учебного плана не соответствует ФБУП и БУП ПООП. 6. Не соблюдаются объемные показатели реализации регионального компонента (не включаются предметы с региональным содержанием). 7. В ПЗ не отражаются особенности реализации предметов ФК и региональных курсов (образовательные модули, которые реализуются интегрировано). 8. Не соблюдается преемственность в реализации предметов и курсов КО (по классам, ступеням и годам обучения). КОУ формируется исходя только из возможностей ОУ, без учета потребностей обучающихся. 9. Предпрофильная подготовка в 9 классе подменяется курсами для подготовки к ГИА. 10. В КОУ не используется многообразие ФОПД с обучающимися (в основном выбираются спецкурсы и факультативы).

10. На уровне среднего общего образования 30% ОУ открывают только классы универсального (непрофильного обучения). 11.В профильных классах (группах) КОУ не используется для поддержки профильных курсов. 12. Превышен максимальный объем допустимой учебной нагрузки (в т.ч. объем домашнего задания) 13. Не описывается механизм реализации курсов объемом 0,5 часа м менее. 14.С(К)ОУ и при реализации программ на основе ООП для обучающихся с ОВЗ (БУП 2002 г.) перечень предметов ФК (обязательной части) по наименованию и объемным показателям не соответствует реализуемому стандарту (64% ОУ). 15.Сокращается объем часов на специальные коррекционные курсы. 16. В 45% УП отсутствуют разделы «Коррекционная подготовка», «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия». 17. В В(С)ОУ требуют корректировки УП заочной и очно-заочной форм обучения.

Положения статей 2, 3, 12, 13, 15, 17, 28, 29, 30, 31, 34, 58, 66, 77, 78, 79, 80 закона «Об образовании в Российской Федерации» в той или иной степени должны найти отражение в пояснительной записке к учебному плану общеобразовательных учреждений, а региональный компонент учебного плана должен формироваться в соответствии с приказом Минобрнауки НСО от «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на учебный год».

Нормативное обеспечение УП для классов, работающих по ФБУП 2004 г. Приказ МО РФ от г «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования» Приказ МО РФ от г «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования» Приказы Минобрнауки РФ от , от , от «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план…» Письмо Минобрнауки РФ, Департамента государственной политики в образовании от г «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». Примерные программы, обеспечивающие реализацию стандартов первого поколения в соответствии с Приказом МО РФ от г размещены на официальном сайте Министерства образования и науки РФ (

Изменения ФК ГОС 2004г. - Приказ Минобрнауки РФ от г. 164 (НОО, ООО, СОО - физкультура - игровые виды спорта : баскетбол, футбол, волейбол). - Приказ Минобрнауки РФ от г. 320 ( СОО - литература - изучение фрагментов романа А. И. Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ»). - Приказ Министерства образования и науки РФ от г. 427 (НОО – окружающий мир, ООО, СОО – ОБЖ – правила дорожного движения). - Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. N 2643 (СОО - Изменения отдельных целей и задач и требований к отдельным результатам для предметов, реализуемых на базовом и профильном уровне).) - Приказ Минобрнауки России от г. 39 (СОО - история: проблемы фальсификации истории России). - Приказ Минобрнауки России от г. 69 ( раздел ФК ГОС НОО дополнен содержанием предмета «Основы религиозных культур и светской этики»).от 10 ноября 2011 г. N 2643

Примерная структура УП общеобразовательного учреждения (ФК ГОС) Режим работы ОУ (годовой календарный учебный график) Пояснительная записка (особенности реализации предметов ФК, предметов регионального компонента и компонента ОУ) Сетка часов (по ступеням образования и отдельным классам) Программно-методическое обеспечение (описание УМК на текущий учебный год)

Режим работы ОУ ( Режим работы ОУ ( календарный учебный график) Количество классов комплектов в целом и по ступеням образования Количество классов с углубленным изучением предметов, С(К)К и их литеры Количество профильных классов, групп (III ступень) и их литеры Сменность занятий. Продолжительность уроков и перемен. Режим обучения в 1-ом классе Количество учебных недель по классам Каникулы (сроки) Промежуточная и итоговая аттестация (сроки, формы)

Пояснительная записка УП Целевая направленность, стратегические и тактические ориентиры содержания ОП ОУ. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработан УП. Общая характеристика инвариантного компонента (федерального, базового и профильного). Характеристика вариативной части (регионального компонента и компонента ОУ). Формы промежуточной аттестации. ( ) NB !!! Формы промежуточной аттестации. (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации Ст.58. п.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.) NB !!! классы-предметы-сроки (не должно противоречить локальным актам ОУ)

Характеристика инвариантной части УП (федеральный компонент) Особенности предметов федерального компонента ОУ в соответствии с видом ОУ и профилем классов. Особенности реализации предметов «Иностранный язык», «Искусство», «Технология», «Физкультура» и др. Особенности интеграции отдельных модулей в предметах ФК (региональный компонент и др.)

Характеристика вариативной части УП (компонент ОУ) Использование часов компонента ОУ в соответствии с видом ОУ и профилем классов Использование предметных курсов, спецкурсов, элективных курсов, факультативов, индивидуально-групповых занятий как составной части ОП ОУ. Организация предпрофильной подготовки на второй ступени образования. NB: Важно не только указать - какие дисциплины, предметы, виды учебной деятельности вводятся за счёт компонента ОУ, но и обосновать их целесообразность.

Сетка часов УП При формировании УП необходимо учитывать следующее: недельная нагрузка на одного обучающегося не должна превышать предельно допустимую (максимальную) в соответствии требований СанПиН; по каждому классу в начальной, основной и средней школе указывается количество часов, отведённых на региональный компонент и компонент ОУ; на третьей ступени в профильных (10-11-х) классах, группах указываются предметы, которые изучаются на профильном (не менее двух) и базовом уровнях; название спецкурсов, факультативов и элективных курсов указывается полностью в соответствии с РП. Сетка часов распределяет время, отведённое для учебных занятий по предметам ФК, РК и КОУ (количество часов в неделю/год)на каждый класс ступени образования в соответствии с комплектованием на учебный год

Разработка и утверждение Учебного плана ОУ на …/… учебный год Разработка и утверждение календарного учебного графика ОУ на ………. учебный год Обсуждение на МО и МС объёмных показателей для реализации общеобразовательных программ по учебным предметам в соответствии с требованиями ФБУП и рекомендациями примерных и/или авторских программ; Ознакомление родителей (законных представителей) Рассмотрение модели УП на …/… у.г. на Педагогическом совете (протокол ПС от…: рассмотрение и рекомендация к утверждению); Утверждение руководителем ОУ (приказ об утверждении) Процедура конструирования и утверждения УП основана на следующих нормативных документах: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ 273 от ) ст.12; Приказ МО РФ от г «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011г., рег «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373»; Нормативное обеспечение ООП НОО Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. 2357, зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011г., рег «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373»; Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. 4-е изд., перераб. М. : Просвещение, Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012г. 1060, зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013г., рег «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. 1897,зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 г., рег «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, Нормативное обеспечение ООП ООО

ООП НОО раздел 3.1

ООП ООО раздел 3.1

Содержательное наполнение учебного плана должно быть основано на учете мнения участников образовательного процесса, а также специфики самого образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу. увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные внеурочная деятельность (определяет ОУ) Использования времени части БУП, формируемой участниками образовательного процесса: Часть, формируемая участниками образовательного процесса ООП НОО, ООО раздел кл. – нет 2 кл. – 3/102ч. 3 кл. – 3/102ч. 4 кл. – 2,5/85ч. 5 кл. – 3,5/122,5ч.; 1,5/52,5ч. 6 кл. – 4/140ч.; 2/70ч. 7 кл. – 4/140ч.; 2/70ч. 8 кл. – 5/175ч. (180); 3/105ч. (108) 9 кл. – 5/175ч.(170); 3/105ч. (102)

Примерная структура пояснительной записки УП (ФГОС): Особенности реализации обязательной части: состав предметных областей и особенности реализации общеобразовательных программ по учебным предметам в соответствии с требованиями ФГОС, примерных программ и стратегических задач ООП ОУ; время, отводимое на их изучение по классам (годам, ступеням) обучения с указанием количества часов в неделю и общего количества часов в учебном году. (см. ФГОС, Примерные программы по предметам) Формы промежуточной аттестации по обязательным предметам. ( ) NB !!! Формы промежуточной аттестации по обязательным предметам. (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации Ст.58. п.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.) NB !!! Особенности реализации части, формируемой участниками образовательного процесса Содержание данной части должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, возможно отличных от урочной системы обучения, поисковые и научные исследования, практики, индивидуально-групповые занятия и др. Содержание образования этой части УП должно обеспечивать реализацию интересов и потребностей всех субъектов образования. Решение о включении образовательным учреждением какого-либо курса в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, должно быть обосновано соответствующим выбором этих участников, закрепленном в протоколе уполномоченного (согласно Уставу ОУ) органа.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАКСИМАЛЬНЫМ ВЕЛИЧИНАМ НЕДЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" Требования СанПиН Статья Требования СанПиН Статья Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Индивидуальные УП 23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося Разрабатывается на основании локального акта ОУ ФЗ Об образовании в Российской Федерации Статья 2. Категории учащихся, для которых разрабатываются ИУП: учащиеся, осваивающие образовательные программы в заочной и очно- заочной формах обучения, либо сочетающие различные формы обучения; имеющие индивидуальные образовательные потребности; обучающиеся по адаптивным образовательным программам; обучающиеся на дому по состоянию здоровья. ИУП должен обеспечивать полноту освоения предметов ФК ГОС/обязательной части.

Телефон для индивидуальных консультаций: сайт: nookogcro.nios.ru.