Монополия - 1 Задача недискриминирующей монополии: аналитическое и графическое решения Правило «издержки-плюс-накидка» Индекс Лернера Общественные потери.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Монополия - 2 Налоговое регулирование монополии Ценовая дискриминация I типа Ценовая дискриминация III типа.
Advertisements

Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Альтернативные издержки монополизации. X-неэффективность и X-эффективность монополии. Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета,
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Теория поведения производителя: кривые издержек и поведение фирмы-ценополучателя Кривые издержек в краткосрочном периоде: поведение и взаимосвязи Издержки.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
Максимизация прибыли монополистом. Сравнение монополии и совершенной конкуренции Уроки 3-4.
Экономика (10 класс) Монополия. Структура рынка – это число и возможности продавцов и покупателей на рынке.
Выпуск, цена и прибыль монополиста в краткосрочном периоде DМDМ MR MСMС АTСАTС Q P PМPМ АVСАVС D1D1 MR 1 QMQM Q M1.
Экстерналии: продолжение Решение проблемы экстерналий: аналитический пример Экстерналии и асимметричная информация Сетевые экстерналии.
ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.. Целью деятельности любой фирмы является максимизация экономической прибыли. Целью деятельности любой фирмы является максимизация.
Управленческая экономика Рыночные структуры несовершенной конкуренции.
Монополия - 4 Иллюстрация разницы между дискриминацией I и II типов Методы ценовой дискриминации: двухчастный тариф и продажи комплектами.
Выполнила студентка 1 курса экономического факультета Редок Полина.
ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков. Ценовая дискриминация.
Монополия - 3 Ценовая дискриминация II типа – самоотбор покупателей в условиях несовершенной информации.
{ Чистая монополия Чистая монополия В условиях максимизации прибыли.
Учитель: Медведева Елена Викторовна © Иванова Ирина Анатольевна, 2003.
Транксрипт:

Монополия - 1 Задача недискриминирующей монополии: аналитическое и графическое решения Правило «издержки-плюс-накидка» Индекс Лернера Общественные потери от монополизации Налоговое регулирование монополии

Монополия: Единственный поставщик на рынке. Близких субститутов у товара нет. Барьеры входа: –Законодательного характера –Контроль над ключевыми ресурсами –Положительная отдача от масштаба (естественная монополия?) Все перечисленное приводит к возникновению у фирмы «рыночной власти» - возможности в одиночку влиять на рыночную цену

ПРЕДПОСЫЛКИ: - (обратная) рыночная функция спроса: p(q), (p(q) < 0 – закон спроса!) - функция издержек фирмы: с(q), (c(q) >0) - p(0) > с(0) – внутреннее решение существует Сравним задачи, которые решают монополия и фирма-ценополучатель при максимизации прибыли: МОНОПОЛИСТЦЕНОПОЛУЧАТЕЛЬ 1) если монополист увеличивает объем производства на Δq, он получает дополнительную выручку в размере [p(q+Δq)Δq]. 2) однако, чтобы продать дополнительные Δq товара, ему приходится снижать цену на те q единиц, что он собирался продать раньше. Из-за этого он теряет часть выручки: [p(q+ Δq) – p(q)]q. Именно поэтому кривая предельной выручки для монополиста убывает куда быстрее, чем для фирмы-ценополучателя!

Равновесие при монополии: графическая иллюстрация - 1 P D (Q) MC(Q) P D (Q M ) QMQM MR(Q) AC(Q) 1) Для монополии кривая предельной выручки [MR(Q)] проходит ниже кривой спроса [P D (Q)] 2) Если решение задачи монополии внутреннее, равновесный выпуск монополии находится из условия MR(Q)=MC(Q). В нашем примере равновесный выпуск равен Q M 3) Равновесная цена на товар монополии определяется спросом: P = P D (Q M ) 0 Q P А вы уверены, что решение задачи этой монополии именно внутреннее? Почему?

О монополиях и эластичности спроса Среди изучающих теорию монополии популярно следующее правило-памятка: «монополия всегда работает на эластичном участке кривой спроса». Это правило обусловлено характеристикой внутренних решений задачи монополии: P D (q) MR(q) TR(Q) |e D P | >1 |e D P |

Правило «издержки плюс накидка» Итак, как мы только что видели, предельную выручку монополии можно выразить через равновесную цену и эластичность спроса. Проделаем это еще раз: Это правило равновесного ценообразования монополии называют правилом «издержки-плюс-накидка». Из этого выражения видно, что равновесная цена монополии превышает ее предельные издержки в раз.

Правило «издержки-плюс-накидка» Обратите внимание: 1)ценовая эластичность, фигурирующая в формуле «издержки плюс накидка», оценивается именно в точке равновесия! 2)Чем эластичнее спрос, тем меньше разница между равновесной ценой и предельными издержками. Вспомните, от чего зависит эластичность спроса на товар? А как выглядело бы правило «издержки плюс накидка» для конкурентной фирмы?

Индекс Лернера и mark-up pricing Американский экономист Абба Лернер предложил следующую меру рыночной власти фирмы, которую позже в честь него назвали индексом Лернера: где q* - максимизирующий прибыль выпуск фирмы. Минимальное значение индекса – 0, соответствует полному отсутствию рыночной власти. Легко видеть, что для совершенно конкурентной фирмы, максимальная прибыль которой достигается при p D = MC(q*), индекс Лернера равен нулю. Максимальное значение индекса – 1, соответствовало бы монополии с нулевыми предельными издержками в точке оптимального выпуска.

Индекс Лернера и эластичность Если воспользоваться правилом «издержки плюс накидка», исходную формулу индекса Лернера можно переписать в терминах эластичности: Интерпретация интуитивно проста: чем выше эластичность спроса – тем ниже рыночная власть! Не забываем: эластичность оценивается именно в точке равновесия!

Монополии: благо или зло? На этот счет среди экономистов нет универсального мнения… Contra: Монополия, обладая большой рыночной властью, может воспользоваться ею для ограничения объема продаж (что чаще всего наносит прямой ущерб общественному благосостоянию), и перераспределения выгод от сделок в свою пользу. Искусственно завышенная норма прибыли также снижает стимулы к развитию, повышению эффективности и инновациям. Pro: В отраслях с возрастающей отдачей от масштаба чем крупнее фирма – тем ниже издержки; сверхприбыль может быть стимулом для инноваций и источником средств для них, а благотворное для покупателей и общества давление конкуренции может ощутить даже фирма-одиночка – через угрозу входа (идея contestable markets). Однако, судя по законодательству и характеру государственного регулирования, во многих странах с рыночной экономикой монополии считаются угрозой для экономического благосостояния. Почему?

Общественные потери от монополии: графическая иллюстрация P D (Q) MC(Q) P(Q M ) QMQM MR(Q) AC(Q) AC(Q M ) - прибыль - общественные потери Q~Q~ 1) Равновесный выпуск монополии: Q M 2) Но общее благосостояние (CS+PS) достигает максимума при Q ~ > Q M 3) DWL = общественная выгода, упущенная из-за недопроизводства 0 Q - излишек потребителя

Естественные монополии С общественной точки зрения, нерегулируемая монополия всегда связана с недопроизводством, т.к. максимум ее прибыли достигается при условии MC(q m )= MR(q m ) < P D (q m ), причем q m < q* (общественно-оптимальный уровень выпуска). Что, если государство установит максимальную цену на товар на уровне P D (q*)? Сможет ли оно добиться эффективного объема производства? НЕ ВСЕГДА! Дело в том, что при такой цене прибыль монополиста может оказаться отрицательной! Это возможно, если мы имеем дело с т.н. «естественной монополией»… Естественная монополия образуется в отрасли, где технология и функция спроса таковы, что одна фирма может производить любой выпуск, который покупатели готовы оплатить, с более низкими средними издержками, чем несколько фирм! Естественные монополии часто возникают в отраслях, где постоянные издержки очень велики, а предельные – очень малы (например: коммунальные услуги, услуги связи, метрополитен…)

Естественная монополия: графический анализ P D (Q) MC(Q) P(Q M ) QMQM |e|=1 MR(Q) AC(Q) AC(Q ~ ) Q~Q~ 1)Минимальный эффективный масштаб (MES) в этой отрасли слишком велик, чтобы в ней могли выжить 2 фирмы. 2)Если бы государство обязало фирму производить общественно оптимальный объем товара, фирма несла бы убытки! - Убытки от производства Q~

Естественная монополия, форма LRAC и MES В курсах микроэкономики вводного уровня время от времени приходится слышать, что «естественная монополия – это фирма, кривая LRAC которой непрерывно убывает до пересечения с кривой спроса». Верно ли это утверждение? И почему?

MES и перспективы монополизации - 1 Фирме целесообразно оставаться в отрасли, если P D (MES) = AC(MES). Чтобы получать хотя бы нулевую экономическую прибыль, каждой фирме необходимо выпускать не меньше Q min. То есть, если в отрасли присутствуют хотя бы две фирмы, совокупный выпуск составит как минимум 2*MES, но максимальная готовность платить за такой выпуск не будет покрывать средние издержки – одна из фирм будет вынуждена уйти с рынка.

Влияние налогов и субсидий на равновесие при монополии ПРИМЕР: Рассмотрим две отрасли: совершенно конкурентную и монополизированную. - функции спроса одинаковы и линейны - технологии одинаковы, и имеют постоянную отдачу от масштаба Государство вводит потоварный налог t на производителей в обеих отраслях:

Видно, что при монополии равновесная цена возрастает меньше, чем на величину налога. Всегда ли справедлива такая закономерность? Две отрасли: совершенно конкурентная и монополизированная. -функции спроса одинаковы и имеют вид -- технологии одинаковы, и имеют постоянную отдачу от масштаба Государство вводит потоварный налог t на производителей в обеих отраслях: