Работа с литературой Библиографические правила Особенности написания научной статьи и рецензии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
Advertisements

Методологическая культура педагога: рецензия на научную статью.
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
1 21. ТЕЗИСЫ И РЕЦЕНЗИЯ – ЭТО ТОЖЕ ВАЖНО! Основные правила написания Кто предупреждает нас о бесполезных путях, оказывает нам такую же услугу, как и тот,
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Ким Э.В. Методическая лаборатория географии МИОО РЕФЕРАТ как средство формирования познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Тема 3. Оформление научного исследования Для курсовых и дипломных работ ВГУЭС следует смотреть: СТП 1.005–2004 « Система вузовской учебной документации.
Как правильно оформить реферат. Реферат (от латинского Referre докладывать, сообщать) небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-
Наука имеет свой язык, методы и принятые в научном сообществе формы представления результатов исследовательской деятельности.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Подробный план создания исследовательской работы.
Организация исследовательской деятельности учащихся Алгоритм действий.
Над книжными страницами… Самостоятельная работа учащихся с источниками информации.
Транксрипт:

Работа с литературой Библиографические правила Особенности написания научной статьи и рецензии

Поиск и изучение литературы по предмету исследования Цель поиска, проработки, анализа информации – всестороннее освещение состояния вопроса по теме, её уточнение (если это необходимо), обоснование цели и задач научного исследования.

Поиск источников Библиотечные фонды; Архивы; Интернет.

Библиотека Тематический и алфавитный каталоги +электронный каталог; Каталог периодической литературы; Библиографические издания;

Интернет Тематические запросы в поисковых системах (по ключевым словам); Электронные библиотеки. Особенности: -Правильно составляйте фразу для поиска;

Попробуйте искать разными поисковиками:

Архив Выбор архива; Направление от организации; Работа с каталогом, описью. Выписки делаются с обязательным указанием: -названия архива (полное и аббревиатура), -номера фонда, описи и дела, -периода, документы по которому собраны в деле (все данные даются на обложке дела), - номера листа.

Литература Монографии; Сборники тезисов и выступлений; Статьи; Работы общеметодологического и философского характера.

Общие особенности работы с литературой: -Баланс объема информации -Знакомство с первоисточниками -Хронологический принцип -Чтение «от простого к сложному»

Правила чтения источника отделять в книге основное от мелочей (важное для Вашего исследования), записывать возникающие вопросы, критически оценивать информацию. Дойдя до конца главы (статьи), проанализировать: в чем главная мысль? каковы аргументы? что можно возразить автору? что отсюда вытекает? как согласовать данную работу с другими источниками? следует осваивать методику написания работы, научного стиля изложения, интересные решения и приёмы.

Реферирование Процесс реферирования можно разделить на три этапа: составление библиографического описания источника; составление текста реферата; кодирование реферата.

Библиографическое описание 1) фамилии и инициалы всех авторов работы; 2) название работы; 3) название журнала или сборника, из которых взята статья или глава; 4) год выхода в свет, том и номер выпуска (если есть), страницы (для монографий – общее количество; 5) Место издания и издательство (если есть).

Составление текста реферата конспектирование после беглого прочтения, выявляя важное для работы (работа не нужна, интересные детали, данные, работа близка по теме к Вашей). упор на оригинальные идеи и мнения соблюдение исследовательской этики

Метод шифровки реферата Номер реферата. Дата составления реферата. Первый автор публикации. Объект исследования. Причина, по которой Вы решили зареферировать данную работу: Метод, Теория, Фактология, История, Образование

Цитаты 1. В тексте инициалы автора предшествуют фамилии: «Как показал в своих работах И. В. Князькин …»; 2. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется. «Согласно последним исследованиям использование ИКТ в образовательном процессе способствует познавательной активности обучающихся».

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. 4. При непрямом цитировании (пересказе), которое дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

5. Если автор работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие: (разрядка наша. – Ф.К.), (подчеркнуто мною. – O.K.), (курсив наш. – Ф.К.).

6. Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то – в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия). 7. Расположение ссылок: постраничное, в конце текста.

Формирование списка литературы а ) необходимо добиться полного соответствия между ссылками в тексте и списком литературы; б) желательно наличие иностранной литературы; в) считается, что большая часть работ в списке должна быть опубликована в последние 1-5 лет. Ссылки на приоритетные работы желательны независимо от года выхода их в свет; г) ссылки должны быть составлены в соответствии со стандартом библиографических описаний.

Способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешанного построения.

Правила представления монографий В ссылках: Караулов И. М. О культурной политике. М.: Сфера, С. 15. Караулов И. М. О культурной политике. М., С. 15. В списке литературы: Караулов И. М. О культурной политике. М.: Сфера, с.

Сборники материалов В ссылках: Молодой человек в условиях кризиса. Материалы междунар. науч.-практ. конф. 28–30 июня 2003 г. / Редкол. А. В. Шаронов и др.; Науч. ред. и сост. И.В.Иванов. М. ; СПб., С. 56. Международные отношения в России и США: Семинар Московского центра Карнеги. Вып. 2: Доклады гг. М., С. 67. В списке литературы: Исторические исследования в России: тенденции последних лет: Сб. статей. М., с.

Статьи Караулов И. М. О культурной политике // Гражданское общество: Сб. статей / Институт российской истории РАН. М.: Наука, С. 15. (Сборник). Караулов И. М. О культурной политике // Отечественная история С. 15. (Журнал). Караулов И. М. О культурной политике // Известия С. 15. (Газета).

Описание документа – вид документа и его принадлежность; – название; – дата принятия и номер; – источник, откуда он извлечен. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. 1-ФКЗ // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации Ст С. 666–675. Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» от 4 марта 1993 г. 337 // Российская газета марта.

Описание ссылок на интернет-ресурсы В обязательном порядке печатаем: [Электронный ресурс]. Затем указываем URL (адрес страницы в Интернете) и в скобках – дату обращения. Например: Иванов А.А., Петров Б.Б. Как заработать на текстовых биржах. Бобруйск: Свет Разума, с. [Электронный ресурс]. URL: copywriting.ru/article/copywriting-21.pdf?p=122 (дата обращения: ). copywriting.ru/article/copywriting-21.pdf?p=122 Если это статья в сетевом журнале, можно оформить так: Иванов А.А., Петров Б.Б. Как заработать на текстовых биржах // Вопросы копирайтинга: сетевой журн URL: questions/article/copywriting- 21.pdf?p=122 (дата обращения: )

Архивные источники Постановление Волгоградского областного отделения общества знания РФ «Состояние лекционной работы в городе Волгограде и об очередных задачах» от 15 февраля 1988 г. // Гос. архив Волгоградской области. Ф. 15. Оп. 45. Д. 67. Л. 15. Выступление В. И. Иванова на пленуме ЦК ВЛКСМ от 23 мая 1988 г. «О задачах комсомола» // Рос. гос. архив социально-полит. истории (далее: РГАСПИ). Ф. 1-м. Оп. 2. Д Л. 67.

Аудиоиздания Роман ( иеромон.). Песни [Звукозапись] / иеромонах Роман; исп. Жанна Бичевская. – СПб. : Центр духов. просвещения, – 1 электрон. опт. диск. Видеоиздания От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес. – М. : Премьер-видеофильм, – 1 электрон. опт. диск. Электронные Ресурсы Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. [Электронный ресурс]. – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

В списке литературы желательно указание количества страниц в монографии, сборнике. Но делать это не обязательно. В то же время в работе должен быть принят один метод, если хотя бы раз указывается количество страниц, то это следует делать по всем приводимым в списке литературы изданиям. При описании источника может ставиться точка с тире, или только точка, но в любом случае во всем издании оформление источника должно быть идентичным. Боярский Г.И. Таможенная служба. М.: РОСМЭН, С.45. Или Боярский Г.И. Таможенная служба. М.: РОСМЭН, С.45.

Научная статья

В статье следует сжато и четко изложить современное состояние вопроса, цель работы, методику исследования, результаты данных. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области. Рекомендуемый объем статьи – 6-12 стр. Статья, как правило, включает в себя: - аннотацию, ключевые слова; - введение; - методы исследований; - основные результаты и их обсуждение; - заключение (выводы); - список цитированных источников.

Из чего состоит работа: Ключевые слова (Key words ) – слова, подбираемые для описания тематики статьи или книги. Реферат (Abstract) – краткое описание основного содержания. В реферат чаще всего НЕ выносятся конкретные результаты и заключения, но дается по возможности наиболее полное описание тематики статьи. Введение (Introduction) – Введение в тематику статьи, постановка задачи, описание условий эксперимента, ссылка на предыдущие работы, при необходимости – историческая и тематическая справка. Основная часть (General) – Все, что вы считаете нужным сказать. Заключение (Conclusions) – Основные выводы и результаты работы, книги или статьи. Библиография (References) – Список использованной и процитированной литературы Благодарности (Acknowledgments) – Благодарности за сотрудничество, указание грантов, при поддержке которых была выполнена работа. Дополнения – Развернутые выводы формул, дополнительная информация.

Название (заглавие) Заглавие статьи должно полностью отражать ее содержание, и в то же время быть привлекательным, броским. Оно не должно быть перегружено уточняющими словами, но и не должно быть излишне общим. Не рекомендуется в название статьи включать сокращенные слова, аббревиатуры, формулы. Заголовки из 5-7 слов являются оптимальными. Классический пример неудачного названия: А.С.Попов свое первое сообщение об открытии способа радиосвязи назвал «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», вместо, к примеру, «О передаче сообщений без проводов». Правильнее будет, если Вы начнете работу над названием после написание статьи, когда поймали саму суть статьи, его основную идею.

Аннотация. Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе.

В разделе «Введение» следует кратко обозначить проблему, к которой относятся результаты вашей статьи. Обозначить актуальность рассматриваемого вопроса, его новизна. Если позволяет объем статьи охарактеризовать основные (последние по времени) исследования и публикации, на которые опирается автор; современные взгляды на проблему; выделение нерешенных вопросов в пределах общей проблемы, которой посвящена статья, а также цели и задачи исследования.

Характеристика цели статьи -выражается главная идея, которая существенно отличается от современных представлений о проблеме, дополняет или углубляет уже известные подходы; обращает внимание на введение в научное обращение новых фактов. Кроме того, может быть сформулированы основные методы, примененные автором в работе с информационными материалами. Формулировка цели, как правило начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», определить» и т.д.

Изложение содержания собственного исследования - основная часть статьи. В ней освещают основные положения и результаты исследования, личные идеи, мысли, полученные факты, обнаруженные закономерности. Важно авторское, критическое отношение к материалам, статья предусматривает подробный анализ и обобщение фактов. Вывод, в котором формулируется основное умозаключение автора, содержание выводов и рекомендаций, их значение для теории и практики, общественная значимость; кратко обозначаются перспективы последующих разработок по теме. Выводы, как правило, имеют характер тезисов.

Список литературы –это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Последовательность: по алфавиту, по мере появления сносок, по значимости документов. В статье, как правило, должны быть использованы работы свежие работы последних лет. Ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами: 1) выразить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал); 2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным; 3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы.

Терминология Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам: употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины; не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено; не следует злоупотреблять иноязычными терминами; придумывать новые термины следует лишь в тех случаях, когда речь идет о новых, ранее неизвестных явлениях

Язык и стилистика научной статьи Научный стиль характеризуется обязательной логической последовательностью изложения, стремлением авторов к точности, сжатости при сохранении насыщенности содержания. Текст, в котором выводы вытекают из содержания, разбит на отдельные смысловые блоки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному, часто выделяются вводными фразами.

В научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении. Следует соблюдать баланс, стараясь сделать текст интересным для читателей, сохраняя при этом академический стиль изложения. В современной научной речи вместо формы 1 лица единственного и множественного числа местоимений «я» или «мы» преимущественно употребляются неопределенно личные и безличные предложения, что обусловлено стремлением к объективной обобщенности и отвлеченности. Вместо «я(мы) допускаем(полагаем, считаем, утверждаем) – «считается, можно предположить, можно с уверенностью утверждать».

Критерии анализа статьи: Формулировка названия Соблюдение структуры работы: аннотация, ключевые слова, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Содержание введения: характеристика проблемы исследования и обоснование актуальности темы, формулировка цели и задач исследования. Основная часть: соответствие рассматриваемых вопросов поставленной цели и задачам, логичность структуры подачи материала, разбивка на смысловые блоки, промежуточные выводы, доказательность тезисов, стилистика и терминология Наличие выводов и заключения по проблеме, степень раскрытия темы. Библиографическое оформление.

Рецензия это письменный разбор научного текста. План рецензии включает в себя: 1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы); 2) актуальность темы; 3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения; 4) общая оценка работы рецензентом; 5) недостатки, недочеты работы; 6) выводы рецензента.

Типовой план для написания рецензии и отзывов Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...). Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме..., Актуальность темы обусловлена..., Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...). Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является..., В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...).

Краткое содержание работы. Общая оценка. (Оценивая работу в целом..., Суммируя результаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа..., Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его..., Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты..., Работа, бесспорно, открывает.).

Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том..., К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...), Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...), Существенным недостатком работы является..., Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы..., Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора..., Упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с...).

Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение..., Работа может быть оценена положительно..., Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки..., Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...).

РЕЦЕНЗИЯ на статью "Функции контроля в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей" Рябцевой Елены Викторовны. Статья Е. В. Рябцевой посвящена определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков по ИЯ студентов технических специальностей в вузе. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения ИЯ студентами технических специальностей (ТС) в вузе является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем. Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей. Немаловажным является и то, что Е. В. Рябцева пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения ИЯ студентов ТС, так как сегодня преподаватель в вузе перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им. Научная статья Е. В. Рябцевой "Функции контроля в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Спасибо за внимание!