СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА КРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Advertisements

Профилактика суицидального риска среди несовершеннолетних Семинар на тему:
« Детский суицид. Причины и профилактика. ». Суицид – целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное. Каждый суицид активно выражает не.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11-17 лет) Выступающий: доцент кафедры практической психологи образования КГПУ кандидат психологических.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли,
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это « крик о помощи ». Чаще всего.
Родительское собрание. Суицид в подростковой среде.
Возрастные особенности подростков Педагог-психолог.
Дезадаптация школьников Медицинский подход, рассматривающий дезадаптацию, когда проявления дезадаптированнос ти весьма схоже с клиническим описанием симптоматики.
Суицид- это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Профилактика детских и подростковых суицидов Докладчик: социальный педагог Сальковская О.Ю.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ 8 г.Томмот Плышевская Ю.А.
Суицид- это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для человека.
Факторы суицидального риска у подростков. Основные понятия Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций,
Транксрипт:

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА КРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Сравнительная статистика выделяет два пика самоубийств: «пик молодости» - от 15 до 23 лет «пик молодости» - от 15 до 23 лет «пик инволюции» - после 40 лет «пик инволюции» - после 40 лет За последние годы частота самоубийств среди подростков в возрасте 15 – 19 лет увеличилась почти в 3 раза За последние годы частота самоубийств среди подростков в возрасте 15 – 19 лет увеличилась почти в 3 раза Среди мальчиков она в 4 раза выше, чем среди девочек, и занимает второе место! по частоте среди причин смерти в этой возрастной группеСреди мальчиков она в 4 раза выше, чем среди девочек, и занимает второе место! по частоте среди причин смерти в этой возрастной группе В 2007г в России покончили жизнь самоубийством 3000 детей и подростков в возрасте от 5 до 20 лет В 2007г в России покончили жизнь самоубийством 3000 детей и подростков в возрасте от 5 до 20 лет

Соотношение суицидальных попыток и смертей составляет 50:1 Соотношение суицидальных попыток и смертей составляет 50:1 Соотношение суицидальных попыток у девочек и мальчиков 2,5:1; среди демонстративно-шантажных попыток 4,3:1 Соотношение суицидальных попыток у девочек и мальчиков 2,5:1; среди демонстративно-шантажных попыток 4,3:1 Мальчики чаще действительно имеют намерение совершить самоубийство, девочки чаще в 2-3 раза предпринимают суицидальные попытки. За последние годы частота их у девочек выросла в 5 раз Мальчики чаще действительно имеют намерение совершить самоубийство, девочки чаще в 2-3 раза предпринимают суицидальные попытки. За последние годы частота их у девочек выросла в 5 раз В возрасте до 19 лет среди суицидентов преобладают девочки В возрасте до 19 лет среди суицидентов преобладают девочки

Совокупность суицидентов представлена тремя категориями: больные психическими заболеваниями больные пограничными нервно- больные пограничными нервно- психическими расстройствами практически здоровые в психическом отношении люди

Соотношение этих категорий у взрослых суицидентов 1:3:1,5Соотношение этих категорий у взрослых суицидентов 1:3:1,5 Среди подростков только 15% суицидентов психически больныеСреди подростков только 15% суицидентов психически больные С возраста 6-10 лет ситуационно- стрессовые факторы играют решающую роль в провоцировании суицидального поведенияС возраста 6-10 лет ситуационно- стрессовые факторы играют решающую роль в провоцировании суицидального поведения

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – есть следствие социально- психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта (А.Г.Амбрумова) СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – есть следствие социально- психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта (А.Г.Амбрумова)

Особенности суицидального поведения у детей и подростков Несформированность понимания смерти, как конца жизни, отсюда отсутствие страха смерти Несформированность понимания смерти, как конца жизни, отсюда отсутствие страха смерти Концепция смерти, близкая к концепции смерти у взрослых начинает формироваться с 11-летнего возраста и не всегда полностью заканчивается с завершением подросткового периода: Концепция смерти, близкая к концепции смерти у взрослых начинает формироваться с 11-летнего возраста и не всегда полностью заканчивается с завершением подросткового периода: - до 3х лет у ребёнка нет представления об одушевлённом и неодушевлённом (живом и мёртвом); о времени и будущем, т.е. о смерти. Смерть воспринимается только через эмоциональное отношение к ней близких. - у дошкольников – нет понимания необратимости смерти, для них смерть невозможна, смерть – удел стариков - у школьников – смерть это временное явление - у подростков – ореол загадочности, таинственности

Отношение к жизни, «как к коробку спичек» Отношение к жизни, «как к коробку спичек» Очень редко у детей попытки самоубийства – результат игры! Очень редко у детей попытки самоубийства – результат игры! Обиженные дети часто начинают ненавидеть себя и составляют группу риска по самоповреждающим формам поведения Обиженные дети часто начинают ненавидеть себя и составляют группу риска по самоповреждающим формам поведения Дети воспринимают смерть, как способ удовлетворения своих нужд, или, как испытание любви близких Дети воспринимают смерть, как способ удовлетворения своих нужд, или, как испытание любви близких

Сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам Сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам Повышенная чувствительность к условиям эмоционального отвержения Повышенная чувствительность к условиям эмоционального отвержения Неполноценность коммуникативных систем (несформированность компетенции и толератности к общению) Неполноценность коммуникативных систем (несформированность компетенции и толератности к общению) Неадекватная личностным возможностям (заниженная, лабильная или завышенная) самооценка Неадекватная личностным возможностям (заниженная, лабильная или завышенная) самооценка

Своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений) Своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений) Слабость личностной психологической защиты Слабость личностной психологической защиты Несформированость антиципационных способностей – недостаточность механизмов планирования будущего, прогнозирования результатов своих действий. Несформированость антиципационных способностей – недостаточность механизмов планирования будущего, прогнозирования результатов своих действий. Отсутствие жизненного опыта и общая незрелость даже незначительную конфликтную ситуацию делают для подростка безвыходной, а потому суицидоопасной Отсутствие жизненного опыта и общая незрелость даже незначительную конфликтную ситуацию делают для подростка безвыходной, а потому суицидоопасной

Испытывая чувство одиночества и отчаяния они рассматривают смерть, как способ соединиться с потерянными любимыми близкими (реже животными) Испытывая чувство одиночества и отчаяния они рассматривают смерть, как способ соединиться с потерянными любимыми близкими (реже животными) Зависимость и повышенная внушаемость («эффект Вертера») Зависимость и повышенная внушаемость («эффект Вертера») Связь способа суицида с возрастом: Связь способа суицида с возрастом: - любой приём яда ребёнком старше 6 лет должен рассматриваться, как «суицидальный жест» - любой приём яда ребёнком старше 6 лет должен рассматриваться, как «суицидальный жест» - в предподростковом периоде чаще пытаются выброситься из окна - в подростковом – отравиться, повеситься, использовать холодное оружие, броситься под колёса транспорта

Ситуационно-стрессовые факторы Для детей младшего возраста стрессовая ситуация связана с проявлением агрессивности или враждебности, или обусловлена страхом возмездия Для детей младшего возраста стрессовая ситуация связана с проявлением агрессивности или враждебности, или обусловлена страхом возмездия Потеря любимых (значимых) близких Потеря любимых (значимых) близких Внутрисемейные конфликты Внутрисемейные конфликты Конфликты со сверстниками Конфликты со сверстниками Неудачи в школе Неудачи в школе Для мальчиков старшего возраста сексуальные проблемы Для мальчиков старшего возраста сексуальные проблемы Для девочек-подростков проблема половых отношений и беременность Для девочек-подростков проблема половых отношений и беременность Сексуальное насилие Сексуальное насилие Присутствие при насильственной смерти других людей Присутствие при насильственной смерти других людей Миграция, трудности приспособления к новым условиям жизни Миграция, трудности приспособления к новым условиям жизни Факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, если статус не соответствует уровню притязаний Факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, если статус не соответствует уровню притязаний

Семейные суицидогенные факторы Семейное воспитание по типу гиперопёки, авторитарность родителей с ригидными установками, их низкий образовательный уровень (родители являются идеалом лишь для 21% подростков-суицидентов) Семейное воспитание по типу гиперопёки, авторитарность родителей с ригидными установками, их низкий образовательный уровень (родители являются идеалом лишь для 21% подростков-суицидентов) Потеря доверительных отношений с родителями. Хорошие отношения с родителями снижают риск суицида до 1%, ссоры повышают до 18% Потеря доверительных отношений с родителями. Хорошие отношения с родителями снижают риск суицида до 1%, ссоры повышают до 18% Условия эмоционального отвержения Условия эмоционального отвержения Воспитание во внешне благополучной, но не стабильной семье, где конфликты носят скрытый характер Воспитание во внешне благополучной, но не стабильной семье, где конфликты носят скрытый характер Враждебное отношение членов семьи друг к другу Враждебное отношение членов семьи друг к другу Знакомство с проблемой и моделью суицидального поведения в семье или ближайшем окружении подростка Знакомство с проблемой и моделью суицидального поведения в семье или ближайшем окружении подростка Распад семейного очага Распад семейного очага «Дети одиноких матерей» «Дети одиноких матерей»

Суицид – действие, подчиненное конкретной цели лишить себя жизни. Он может быть включён в более широкую деятельность с соответствующим ей мотивом. Суицид – действие, подчиненное конкретной цели лишить себя жизни. Он может быть включён в более широкую деятельность с соответствующим ей мотивом. У детей и подростков, как правило, цель суицида и мотив деятельности, в которую он включён не совпадают. У детей и подростков, как правило, цель суицида и мотив деятельности, в которую он включён не совпадают. Основные мотивы: Основные мотивы: - Протест - Месть - Призыв - Избежание (наказания, страдания) - Самонаказание - Отказ

Антисуицидные факторы – это установки и переживания, препятствующие реализации суицдальных намерений Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким Родственные обязанности Родственные обязанности Чувство долга, ответственности, обязательность Чувство долга, ответственности, обязательность Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности, греховности суицида Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности, греховности суицида Представление о неиспользованных жизненных возможностях Представление о неиспользованных жизненных возможностях Наличие творческих планов Наличие творческих планов Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание даже после смерти выглядеть некрасивым) Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание даже после смерти выглядеть некрасивым) Семейные ценности Семейные ценности

«Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребёнка!» Л. Толстой Л. Толстой

БЛАГОДАРЮЗАВНИМАНИЕ!