Миннигалиева Г. Х. Терентьева Ф. Г. МАДОУ «ДС 10» г. Усинска Сказкотерапия в работе с дошкольниками
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил.
- закреплять коммуникативные навыки (умение выразить свою мысль, намерение, эмоцию); Задачи: - формировать личность ребенка (чувство ответственности за общее дело, желание заявить о себе среди сверстников и взрослых); - развивать психические функции и творческое воображение (внимания, памяти, речи, восприятия); - воспитывать нравственные качества.
Сказки! Они с нами рядом всю жизнь. Одни из них учат уму- разуму, другие – добру и счастью, третьи волшебные, завораживают нас чудесами. И мы представляем себя то Иван- царевичем, то прекрасной принцессой, то доброй феей Сказки! Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.
Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто взрослый предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Алгоритм работы: 1 этап. Знакомство с разнообразием сказок. Чтение и беседа по сказке. Оценка поступков героев.
2 этап. Рисование сюжета по сказке. Лепка любимых героев сказки. Поделки: маски животных. Салфеточная аппликация.
3 зтап. Драматизация (проигрывание сказки в ролях). Настольный театр. Пальчиковый и теневой театр.. Мы начинаем играть в сказки и творить чудеса. Сказки помогают раскрыть творческие способности детей. В каждом ребенке можно открыть артиста.
4 этап. Психокоррекционные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Хорошо бы сказки жили С нами вечно чтоб дружили Всех девчонок и мальчишек Лишь хорошему учили!
Промежуточные результаты работы Сказки развивают воображение ребёнка, учат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дают детям чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!