Постмодернизм как методология гуманитарного знания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Постмодернизм как методология гуманитарного знания.
Advertisements

Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Сегодня 1.Контекст в культуре (Холл). Контекстный интеллект (Майо, Нориа, Штернберг). Контекстность мышления ( vs классическое мышление) (Розин). Контекстное.
Проблема кризиса культуры И её осмысление в экзистенциализме, фрейдизме, неофрейдизме.
Политическая идеология Теория политики. План лекций 2 1.Идеология как «ложное» сознание. 2.Функции идеологии в общественной и политической жизни. 3.Идеологический.
Историческая наука на рубеже тысячелетий: новые проблемы и новые подходы Существует только одна история – история Человека, и это история в самом широком.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
деятельностью школы по формированию мировоззрения И влиянием других агентов социализации, предлагающих порой альтернативные ценности формированием гуманистического.
Магистерская диссертация: ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Самопознание и развитие личности. ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ? Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные.
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
POSTMODERNIZM FILOSОOFIJA JA KUNST Irina Golikova 2009 a.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Транксрипт:

Постмодернизм как методология гуманитарного знания

Постмодернизм Задачи: Описать (пресловутую критическую релятивистскую) ситуацию Посмотреть, какое (гуманитарное) знание в ней все- таки возможно План лекции 1. Оговорки о трудностях определения п/м. 2. Кластеры постмодернистской теории. 3. Понятие «постмодернистской чувствительности» 4. Постмодернизм (идеология) и постмодерн (ситуация)

Трудности определения постмодернизма. I. П/м и «модерн» Отношение постмодерна и современности. А) продолжение модерна (радикальный модерн); Б) разрыв с модерном; В) начало новой эры. Постмодерн М о д е р н П о с т м о дерн

Трудности определения постмодернизма. II. Степень и безальтернативность постмодернизма Когда понятие постмодерн употребляют в расширительном смысле, одни имеют в виду действительно все общество, а другие - ровно его постмодерновую часть. Плюрализм культур Общество, в котором находит себе место плюрализм культур

Трудности определения постмодернизма. III. Идеология плюрализма Отсутствие идеологии, терпимость и радикальный плюрализм делают поиск определения ненужным. Тем более с учетом Разнородности составных частей. Склонности к апофатическим (негативным) определениям. «Очень сложно определить реальное содержание учения, которое отрицает саму реальность!» Уэбстер Ф. Теории информационного общества, М., 2004, стр. 311 Данные оговорки о трудностях определения п/м - уже следствие определенного его понимания.

Разные радиусы постмодернизма Кластеры постмодернист- ской идеологии Постмодернистская чувствительность Постмодерное и непостмодерное (не принадлежащее к п/м или решительно несогласное с ним?)

Кластеры постмодернистской теории I. Американское деконструктивистское литературоведение (П. де Ман, Дж. Миллер). Интерпретация текста - плод перемножения восприятий, возникающих в едином интертекстуальном пространстве (Текст рассказывает историю аллегорий своего непонимания). II. Французская постмодернистская философия (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ф. Гваттари). Кризисы и дифференциация ХХ века привели к разрушению метанарративов (универсальных и оправдывающих способов осмысления: допустим, «технический прогресс», «герменевтика смысла», «освобождение человечества»). Знание должно стать критическим (сопоставлением маленьких концепций, которые знают, что им придется спорить/сосуществовать друг с другом).

Постмодернистская чувствительность. Значимость эстетических характеристик для описания п/м В ситуации лишь относительного доверия знанию и уверенности в возможности множественных интерпретаций… 1. Содержание концепции начинает играть меньшую роль, чем стилистика (если сравнивать с модернистскими теориями). 2. Искусство (переставшее слепо подчиняться идеологии) озабочено поиском собственных правил (Лиотар) и все больше становится рефлексией. Результат: сближение в постмодернизме философии и эстетики (системы осознаваемых (но произвольных) предпочтений).

Возможный набор свойств п/м чувствительности 1.Ирония - недоверие предлагаемым (в том числе и самостоятельно) смыслам. 2.В ситуации сомнения в возможности последовательного выражения истины/субъективности/нового смысла – опора на чужое наследие - бесплодность?, всеядность?, терпимость?, плюрализм?. 2,5. Цитатность, пастиш («с паршивой овцы хоть шерсти клок»), множественное кодирование (пример: Имя Розы У. Эко и Возвращение Мартина Герра Н.З. Дэвис – заранее нацелены на то, чтобы разные читатели получили разное). 3.Положительное и трезвое отношение к кризису старой культуры. Не планируя революционного продолжения старой культуры, п/м не оплакивает также потерю тех ценностей, которые имели смысл только из ее перспективы.

Постмодерное общество Постиндустриальное – информационное, глобализованное, бесклассовое. Бесконфликтное - всеобщая принадлежность к массовой культуре и высокая степень свободы индивида. При мультикультурности и множестве мелких идентичностей - нет потребности в их иерархии и в воспроизводстве основополагающих, серьезных мифов о себе.

Постмодерная наука Слабая форма - пора критического очищения. Показать, как содержание предыдущих (или даже современных) научных концепций находится в зависимости от формы их выражения, от условий языка, власти и культуры. Разоблачительный пафос постмодерной науки: оттеснить господствующий дискурс (мужской, западноевропейский, буржуазный … ) при помощи маргинальных дискурсов. Сильная форма - безответственная наука: из относительности критериев научности делается вывод об их ненужности – то, что компрометирует п/м больше всего.

Трудность – с чьей точки зрения говорится. Отсутствие иерархии, отсутствие идентичности – потери или приобретения. Возможность об этом думать – по-моему, безусловное приобретение.