Стандарт магистра по инженерии программного обеспечения Дударь Зоя Владимировна, к.т.н., профессор И.о. зав.каф. Программной инженерии Заместитель председателя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Advertisements

О РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИТ-ОТРАСЛИ Петухова Т. П., декан МФ, к.ф-м.н, доцент.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт управления и территориального развития Магистерская программа «АНАЛИТИКА В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ»
ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ IТ СЕКТОРА Ректор ХНУРЭ, Председатель экспертного совета «Информатика и вычислительная техника», Председатель.
ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ новый Российский образовательный стандарт Руководитель отделения С.М. Авдошин Отделение программной инженерии Факультет бизнес-информатики.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет» Кафедра экономики и менеджмента недвижимости Особенности современной.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
подготовка высококвалифицированных управленцев- аналитиков и исследователей, владеющих современными методами сбора и обработки информации в целях анализа.
Актуальные задачи деятельности УМО по образованию в области менеджмента на 2008г.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Научно-исследовательский проект Создание организационно-педагогических условий реализации непрерывного естественно- математического профильного обучения.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
Факультет бизнес-информатики НИУ ВШЭ – Пермь На факультете ведется подготовка бакалавров по направлениям: Бизнес-информатика Бизнес-информатика.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Факультет бизнес - информатики НИУ ВШЭ – Пермь На факультете ведется подготовка бакалавров по направлениям: Бизнес-информатика Программная.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Транксрипт:

Стандарт магистра по инженерии программного обеспечения Дударь Зоя Владимировна, к.т.н., профессор И.о. зав.каф. Программной инженерии Заместитель председателя подкомиссии по Программной инженерии НМК МОНМС Украины

Магистр Инженерия прогаммного обеспечения (2 года) Квалификация – Науковий співробітник (програмування) Аналітик програмного забезпечення та мультимедіа Траектория многоуровневого образования Наука (фундаментальные знания) Инженерия (прикладные знания) Бакалавр Программной инженерии (4 года) Квалификация – «Фахівець з розробки та тестування програмного забезпечення» Аспирантура, Кандидат технических наук, Преподаватель, научный сотрудник ИТ-компании, Архитектор, аналитик, product/project менеджер Сертификационные программы, тренинги Магистр Программное обеспечение систем (2 года) Квалификация – Інженер програмного забезпечення компютерів, інженер- програміст

Факторы, влияющие на подготовку магистров Работодатели Объединения работодателей Вендоры Профессиональные стандарты Корпоративные стандарты Программы сертификаций Международные и национальные требования к образовательным программам

Международный опыт В 2009 г. рекомендации для подготовки магистров по профилю программная инженерия - Graduate Software Engineering 2009 (GSwE2009). GSwE первый и единственный в области ИТ стандарт магистерского уровня, созданным в рамках амбициозного iSSEc-проекта (Integrated Software & Systems Engineering Curriculum Project) Характеристики GSwE2009 –четкое описание целей и результатов обучения –детальная спецификация объемов знаний профессионального образовательного поля –выделение обязательного набора знаний (ядра) для всех учебных программ –определение примерного перечня актуальных направлений специализации Является продолжением стандарта подготовки бакалавра СС:SE Активная роль профессиональных организаций - Международный совет по системной инженерии (INCOSE), промышленная ассоциация национальной обороны США (NDIA), IEEE-CS, ACM и др.

Чем полезен GSwE2009 Включает описание: набора исходящих требований к выпускникам или результатов подготовки магистров по программам соответствующим GSwE2009 входных требований к подготовке студентов, желающих обучаться по GSwE2009-программам архитектурной модели куррикулума ядра объема знаний (Core Body of Knowledge - CBOK), определяющего обязательный свод знаний для GSwE2009- программ модифицированного метода Блума, используемого для спецификации учебных целей при изучении объема знаний учебных курсов, содержащих материал CBOK, дополняющий свод знаний SWEBOK, взятый за основу содержания CBOK и др.

Архитектура учебных программ подготовительный материал (preparatory material), владение которым необходимо при поступлении на GSwE2009-программы материалы ядра (core materials), т.е. CBOK (200 к.ч.); материалы университета (university-specific materials); материалы по выбору студента (elective materials) обязательный capstone-проект (mandatory capstone experience), определяющий готовность к профессиональной деятельности магистра

Ключевые факты объем содержащегося в CBOK обязательного для изучения материала в 200 аудиторных часов представляется весьма значительным. анализ содержания CORE показывает исключительно большое значение, которое отводится в GSwE2009 изучению магистрами современных международных стандартов, прежде всего в области системной и программной инженерии, включая SWEBOK, CMMI, ISO/IEC 12207, ISO/IEC 15288, пакет стандартов программной инженерии IEEE (порядка 40), а также развитию компетенций в области аналитики и менеджмента программных проектов также от магистров требуется знание образовательных стандартов компьютинга, на которых базируются программы подготовки бакалавров в области ИТ. Ориентирован на фундаментальные знания

Российский опыт образовательные стандарты (специальность – Программная инженерия) введены в действие приказами Минобрнауки России 543 (магистратура), которые базируются на: Guide to the Software Engineering Body of Knowledge (SWEBOK) – руководство к своду знаний по программной инженерии, являющееся общепринятым профессиональным стандартом, дающим представление о том, что должен знать программный инженер, имеющий степень бакалавра и четырехлетний опыт работы (15 сентября 2005 года этот документ получил статус стандарта ISO/IEC TR IEEE); Российские профессиональные стандарты по профессиям программист и системный архитектор, разработанные в рамках проекта Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ); Software Engineering 2004 (SE 2004). Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering. Software Engineering Volume (August 23, 2004) – руководящие принципы создания учебных планов для преподавания программной инженерии в высших учебных заведениях; В Федеральные государственные стандарты по образовательному направлению Программная инженерия заложены многие важные принципы: большая свобода выбора дисциплин, которая учитывала бы специфику вуза, увеличение количества элективных курсов и другие.

Ключевые определения: Областью профессиональной деятельности является индустриальное производство программного обеспечения информационно-вычислительных систем. Объекты профессиональной деятельности программный проект (проект разработки программного продукта); программный продукт (создаваемое программное обеспечение); процессы жизненного цикла программного продукта; методы и инструменты разработки программного продукта; персонал, участвующий в процессах жизненного цикла.

Технологическая деятельность магистра анализ, выбор, интеграция и конфигурирование инструментальных средств с учетом их эволюции; управление качеством программного обеспечения; выбор и реализация системы обеспечения защиты информации и целостности программных продуктов, в том числе с использованием сертифицированных средств. Проектная деятельность магистра проектирование высокоуровневой архитектуры программной системы на основе анализа требований; проектирование программного дизайна; разработка методики интеграционного и системного тестирования программного продукта; разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ.

Недостатки Отрицание различий между специалистами высшей квалификации (магистрами) для науки и для бизнеса, особенности учитываются исключительно на уровне вариативной части программ – следствие недостаточный уровень знаний для обеих отраслей. Использование вариативной части в целях разделения исследовательских и прикладных исключают возможность адаптации программ к актуальным проблемам и тенденциям в области ИТ. Очень мало внимания уделяется инновационной деятельности, исследовательской деятельности. Ориентирован на прикладную область, получение универсального специалиста

Разработка украинского стандарта Специальности Компетенции Функциональные обязанности Требования к квалификации Структура нормативной составляющей Региональная специализация Инновационная практика

Что нужно учитывать: Проект SEMAT (Software Engineering Method and Theory). Цель проекта – превратить программную инженерию в настоящую научно- техническую дисциплину. Изменения в новой редакции Guide to the Software Engineering Body of Knowledge 2010 (SWEBOK 2010). IEEE сертификация CSDA, CSDP и CSDM. Рекомендации по преподаванию программной инженерии в магистратуре Integrated Software and Systems Engineering Curriculum - Graduate Software Engineering 2009 (GSwE2009): Curriculum Guidelines for Graduate Degree Programs in Software Engineering. Эти рекомендации стали в 2010 году частью серии образовательных стандартов Computing Curricula ACM и IEEE CS. Рекомендации национальных ассоциаций, компаний-представителей реального бизнеса в области ИТ

Специальности магистров в Украине Инженерия программного обеспечения Исследовательская деятельность в области инженерии ПО, педагогические компетенции для высшей школы Научный сотрудник Преподаватель Научный консультант Программное обеспечение систем Аналитическая деятельность и проектирование в области разработки прикладного ПО, управление проектами ПО, педагогические компетенции для сертификационных курсов и тренингов, организация бизнеса Аналитик, Архитектор, Менеджер проектов, Старший разработчик, Ментор для курсов и тренингов

Компетенции Инженерия программного обеспечения Социально-личностные Общенаучные Инструментальные Ориентация на развитие исследовательских навыков, теоретическую работу. Разработка технической документации научных проектов Профессиональные: Способности анализировать существующие методологии решения задач; Способности синтеза эффективных инновационных научных решений; Способности продвижения инноваций Программное обеспечение систем Социально-личностные Общенаучные Инструментальные Ориентация на развитие аналитических навыков, навыков высокоуровневого и детального проектирования, оценочной деятельности. Разработка технической документации проектов, бизнес-документации Профессиональные: Способности анализировать существующие технологии разработки ПО, оценивать эффективность прикладных методов, применять существующие методологии; Способности проектирования эффективных программных систем; Способности управления программными продуктами и продвижения продуктов. Организация бизнеса

Пример должностных обязанностей Инженерия программного обеспечения Научный сотрудник: 1. Проводит научные исследования и разработки, осуществляет сложные эксперименты и наблюдения. 2. Собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений. 3. Составляет отчеты. 4. Участвует во внедрении результатов Преподаватель 1. Проводит обучение 2. Участвует в разработке образовательных программ Консультант в области ПИ 1. Изучает потребности заказчика и формирует наиболее эффективное методологическое решение 2. Консультирует по теории эффективности и качества в области программной инженерии 3 Проводит аналитические исследования тенденций развития отрасли Программное обеспечение систем Аналитик: 1. Сбор, анализ, спецификация требований для конкретного ПО 2. Экспертиза артефактов Архитектор: 1. Выявление архитектурно значимых требований 2. Проектирование качественной архитектуры и ее спецификация Менеджер проекта: 1. Обеспечение эффективного управления проектом по разработке ПО

Структура образовательной программы Инженерия программного обеспечения Філософські проблеми наукового пізнання Вища освіта та болонський процес Інтелектуальна власність Іноземна мова для професійних комунікацій Цивільний захист Основи охорони праці в галузі Теорія ефективності та надійності програмного забезпечення Основи наукових досліджень Управління науковими проектами та інноваційна діяльність Системний аналіз та кваліметрія

Структура образовательной программы Программное обеспечение систем Філософські проблеми наукового пізнання Вища освіта та болонський процес Інтелектуальна власність Іноземна мова для професійних комунікацій Цивільний захист Основи охорони праці в галузі Теорія ефективності та надійності програмного забезпечення Основи наукових досліджень Інноваційна діяльність Системний аналіз та проектування прикладних систем

Виды практики Инженерия программного обеспечения –Инновационная практика (работа над научным проектом в рамках НИР, педагогическая практика) – 6 кредитов (в течение 1-го года обучения) –Исследовательская практика (работа над научным проектом) 9 кредитов (в течение 2-го года обучения) –Подготовка аттестационной работы магистра -15 кредитов Программное обеспечение систем –Инновационная практика, стажировка (работа над проектом на базах практик, подготовка и проведение тренинга по реальной практической тематике для студентов младших курсов) – 6 кредитов (в течение 1-го года обучения) –Исследовательская практика (работа над прикладным проектом) 9 кредитов (в течение 2-го года обучения) –Подготовка аттестационной работы магистра – 15 кредитов

Вариативная часть Выбор ВУЗа (47 кредитов) – на основе проведения анкетирования предприятий региона должна быть выявлена актуальная специализация. В выбор ВУЗа включаются фундаментальные дисциплины для данной специализации Выбор студента (18 кредитов) – прикладные аспекты в рамках специализации

Участие ИТ-компаний Требования к компетенциям кадров высшей специализации (общие и регионально-ориентированные, специальные в зависимости от профилей компаний) Участие в анкетировании для определения специализаций ВУЗов Участие в организации инновационных практик, стажировок

Контакты Дударь Зоя Владимировна к.т.н., профессор И.о. зав.каф. Программной инженерии Заместитель председателя подкомиссии по Программной инженерии НМК МОНМС Украины (057) , (097) г. Харьков просп. Ленина 14, комн. 267