Нормативно-правовое обеспечение современной модели образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Законопроектная деятельность в развитии образования России Октябрь 2007 г.
Advertisements

«Федеральный государственный образовательный стандарт» МКОУ «Нижнеиртышская СОШ»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области» ФГОС нового поколения - социальный опыт и интеграция.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Законодательная база государственно- общественного управления.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Кондаков Александр Михайлович, руководитель проекта «Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения» Р о с с и й с к а я.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Портрет будущего выпускника – гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества. Осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Кондаков Александр Михайлович, руководитель проекта. « Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения » Р о с с и й с к.
Кондаков Александр Михайлович, руководитель проекта « Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения » Р о с с и й с к а.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
« Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения »
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Министерство образования и науки Республики Татарстан Нормативное правовое обеспечение ЕГЭ и ЕРЭ.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Модернизация школьного образования. Круг обсуждаемых вопросов 1. Основные положения системно- деятельного подхода в среднем образовании 2. Базовые технологии.
Транксрипт:

Нормативно-правовое обеспечение современной модели образования

Формирование современной модели образования Разработка стандартов (формирование компетентностей- информационная, коммуникативная, самоорганизации, самообразования: готовность конструировать свою образовательную траекторию, обеспечивать ее успешность)

Формирование современной модели образования Внедрение механизма оценки качества образования на основе открытости, общественного мониторинга Создание эффективной системы непрерывного образования, повышения квалификации при участии профессиональных ассоциаций

Формирование современной модели образования Создание условий для академической мобильности обучающихся и преподавателей Оценка качества образовательных услуг, оказываемых инновационными образовательными учреждениями, получившими государственную поддержку

В основе современной модели образования принципы проектной деятельности Открытость образования к внешним запросам Применение проектных методов Конкурсное выявление и поддержка лидеров Адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер решений

Развитие модели исторического и обществоведческого образования на основе Международных нормативных правовых актов Федеральных конституционных законов (Конституция РФ-верховенство и прямое действие) Федеральных законов ( закона РФ«Об образовании», ФЗ«О высшем и послевузовском образовании») Законы об образовании субъектов федерации

Развитие модели исторического и обществоведческого образования на основе Указов Президента РФ ( есть т.з. (?)- указы в области образования не носят подзаконный характер, это акты высшей юридической силы) Постановлений правительства РФ ( утв. Типовые положения, регулирующие деятельность образовательных учреждений, стандарты) Ведомственного нормотворчества (распространены - приказы, иные акты МОиН РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по образованию) Локальных актов (пробелы законодательного характера не могут быть восполнены локальными нормами) Инструктивных писем и рекомендаций, разъяснений (Письмо от ) ненормативного характера (проблема – преобладает подзаконное регулирование)

Коллизии – противоречия Темпоральные (расхождение норм права во временных пределах) Иерархические (несогласованность норм разной юридической силы) Содержательные (между общими и специальными нормами права)

Проблемы практики В практике встречается принятие региональных нормативных актов с превышением компетенции, предоставленной субъекту федерации Пробельность, фрагментарность, громоздкость, противоречивость

Коллизии – противоречия Между нормативными правовыми актами В правотворчестве В правоприменении Между законом и подзаконными актами

Законопроектная деятельность в развитии образования России

Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Обеспечение доступности качественного общего образования Повышение качества школьной учебной литературы Повышение уровня оплаты труда работников образования Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Повышение качества профессионального образования Расширение общественного участия в управлении образованием Развитие сети общеобразовательных учреждений Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений

Содержательные ориентиры развития системы образования Информационно- коммуникационные системы Индустрия наносистем Живые системы Рациональное природопользование Энергетика и энергосбережение Безопасность и противодействие терроризму Перспективные вооружения и военная техника

Задача социокультурной модернизации образования Разработка стандартов образования как конвенциональных норм, обеспечивающих баланс интересов личности, семьи, общества и государства

Проблемы, определяющие развитие нормотворчества в сфере образования Определение статуса педагогического работника Обеспечение добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг Создание реальной государственно- общественной системы управления образованием Нормативное финансирование Непрерывное (профессиональное) образование

Направления развития образовательной системы РФ Обеспечение доступности образования Структурные изменения системы образования Повышение качества образования Расширение участия работодателей в профессиональном образовании Совершенствование разграничения полномочий

Обеспечение доступности образования В дошкольном образовании: Регламентация размера родительской платы за содержание детей в дошкольном учреждении (не более 20% затрат на содержание одного ребенка, для многодетных – не свыше 10%). Компенсация части платы за содержание ребенка в размере 20% на первого,50%-на второго,70%-на третьего и последующих. Меры: разработка гостребований к структуре дошкольного образования(февраль 09),условиям реализации программ ( 2010), модели консультативной помощи родителям, семейные клубы, социально- игровые комнаты в жилых домах)

Обеспечение доступности образования Для военнослужащих- контрактников Создание подготовительных отделений для граждан, отслуживших не менее 3 лет по контракту Преимущественное право их внеконкурсного поступления в вузы

Обеспечение доступности образования Установление обязательности среднего полного общего образования, многообразия видов его получения Расширены возможности получения общего образования в воспитательно- трудовых, исправительно-трудовых учреждениях, несовершеннолетними, подозреваемыми или обвиняемыми и содержащимися под стражей Возраст обучающихся по очной форме среднего полного общего образования увеличен до 20 лет ( требование обязательности общего образования сохраняется до 18 лет)

Обязательность общего образования Обязательность получения всех уровней общего образования Общее образование не только в школе (УСПО вправе получить лицензию на ведение образовательной деятельности по общеобразовательным программам)

Обязательность общего образования Обязывает органы местного самоуправления,городских округов, муниципальных районов организовать предоставление трех уровней общего образования Широкое использование дистанционных технологий

Повышение качества образования ФЗ от г. 17-ФЗ «О введении единого государственного экзамена» (совмещение итогов аттестации школы и вступительных испытаний в вуз, ссуз) Административная ответственность за нарушение образовательного законодательства

Применение централизованной оценки компетентностей ЕГЭ – это завершающий этап такой оценки и имеет «ограничители»: Показывает индивидуальный уровень учебный достижений Не может использоваться для оценки школы, региона Не можем повлиять на личность ребенка Не включает задания обучающего характера

Структурные изменения образовательной системы Введение двухуровневой системы (вместо ступеней уровни) высшего образования (бакалавриат в течение 4 лет по небольшому числу базовых направлений: магистратура- 1-2 года на базе бакалавриата) Сохранение специалитета Доступ в аспирантуру только для специалистов, магистров Изменение понятия «Государственный образовательный стандарт»

Государственный стандарт образования (ФЗ 309-ФЗ от г.) Отказ от деления стандарта на три компонента Право учитывать региональные особенности за счет вариативной части программы Порядок разработки и утверждения стандарта устанавливается Правительством РФ

Ведущие функции стандарта Инструмент реализации целей образования в интересах личности, общества и государства Инструмент обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации Инструмент реализации государственной политики в сфере образования

Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта на результаты образования Системно-деятельностный подход Стандарт – совокупность трех систем требований

Стандарт: ориентация на результаты образования. Деятельностный подход Следствия Результаты образования – ключевое понятие Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей)

Портрет будущего выпускника гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ Требования к результатам освоения основных образовательных программ(требования к общим, специальным, профессиональным компетенциям, к знаниям, умениям, развитию личных качеств учащихся) Требования к структуре основных образовательных программ (соотношению объема гуманитарной, математической, естественно-научной; обязательной и той, которая формируется другими участниками образовательного процесса)

Стандарт Требования к условиям реализации основных образовательных программ, требования к материально- техническому, учебно- методическому и кадровому обеспечению и реализации основной образовательной программы

Расширение участия работодателей в образовании Право работодателей участвовать в разработке прогноза и мониторинга потребностей экономики в кадрах Предоставление работодателями информации о состоянии и подготовке профессиональных кадров и рынке труда федеральным органам исполнительной власти Расширяется перечень организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы (это могут делать и коммерческие компании)

Изменение порядка аттестации дополнительного профессионального образования Право получать лицензии на право ведения образовательной деятельности На добровольной основе проходить общественную профессиональную аттестацию

Разграничение полномочий в области образования между уровнями власти Предоставление субъектам РФ права государственной аккредитации образовательных учреждений Обеспечение независимости уполномоченных органов исполнительной власти РФ, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования

Разграничение полномочий в области образования между уровнями власти Делегирование полномочий с федерального уровня на уровень субъекта с передачей финансового обеспечения этого полномочия За РФ остается право контроля за исполнением переданных полномочий, их лишения при некачественном исполнении

Разграничение полномочий в области образования между уровнями власти Установлена процедура аттестации кандидатов на должность ректора вуза Процедура выборов ректора В вузах введена должность Президента

Задачи Разработка единого законодательного акта об образовании Перенесение на законодательный уровень регулирования всех отношений, связанных с правами и обязанностями участников образовательного процесса Работа над концепцией законопроекта

Образование в состоянии модернизации Идея инноваций Проектная деятельность Компетентностный подход Реализация Болонского процесса

Дополнительное образование Межведомственная программа развития дополнительного образования детей до 2010 г. Положение о Департаменте воспитания,дополнительного образования и социальной защиты детей МОиН РФ (Приказ от г.)

Новизна обществознания 1. Введение новых терминов и теорий (классификация политической культуры, теория современной экономики, новый подход к терминам нация, гражданское общество, новая концепция демократии - суверенная демократия). Новые классификации - например, политических культур, экономических систем, общественных систем и т.д.

Новизна обществознания Новый взгляд на геополитическую ситуацию в современном мире. Идея, что в условиях глобализации в мире нет долгосрочных союзов и постоянных врагов, как это было в индустриальную эпоху. В информационном обществе происходит соперничество стран- лидеров в геополитическом пространстве.

Новизна обществознания 3. Новое представление о власти и политических механизмах. Идея, что политику в информационном обществе определяют не правительства, а транснациональные корпорации, а ресурсы становятся важным фактором в конкурентной борьбе.

Новизна обществознания 4. Выявление новых закономерностей развития, соответствующих реальностям информационного общества.

Новизна обществознания 5. Понимание глобализации как закономерного процесса, происходящего в современном мире, реально существующего общественного явления.

Новизна обществознания 6. Открытость. Информация не исчерпывается учебником, требуется подключение других источников. В том числе предлагается социальное прогнозирование.

Новизна обществознания 7. Рассмотрение общественных явлений с точки зрения национального интереса. Происходит осмысление роли России в мировых процессах, объяснение ее политических, социальных, экономических и других приоритетов. Четко обозначены приоритеты нашей страны, понимание суверенитета и геополитической успешности.

Новизна обществознания 8. Уровень осмысления заложен в структурировании содержания в виде небольших по объему глав. Материал дает пищу для размышлений, а не информацию для заучивания.

Новизна обществознания 9.Использование проблемного подхода в обучении. Разработанные задания представляют собой многоуровневый комплекс - от контрольных вопросов на проверку знаний, до заданий, которые учащиеся могут выполнять самостоятельно или коллективно, организации дискуссий по определенным вопросам, тем для написания рефератов или подготовки выступлений отдельными учениками.

Новизна обществознания 10. Предполагается, что учащиеся будут использовать знания и опыт, ранее полученные на уроках обществознания (внутрикурсовые связи), а также задействован межпредметный потенциал.

Новизна обществознания Право выбора осуществляется как на содержательном уровне (позиции, аргументов, источников информации), так и в методике (учитель имеет право выбора предложенных заданий).