Стандарт второго поколения. Физика. Постоянно действующий семинар для учителей физики Руководитель: Анисимова Валентина Евгеньевна Учитель физики высшей категории МБОУ Хахальской СОШ Март 2012 года
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти…» Л.Н.Толстой Бернард Шоу Я согласна с данными высказываниями!
Федеральный государственный образовательный стандарт первого поколения плавно сменяется новыми «…стандартами второго поколения – это деятельностно- целевой подход к образованию, поскольку главным для них является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребенку, чтобы решить любые задачи? Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы решить в определенных жизненных ситуациях разные классы задач.» (Шапоренкова Г.А. Предметный принцип уходит в прошлое.) Вопрос о том, что должен получать конкретный учащийся на каждом этапе своего обучения, каким должен быть результат работы системы образования с точки зрения подготовки ребенка к жизни в социуме стал наиболее приоритетным.
Фундаменталь ное ядро содержания образования Знания для успешной профессио нальной деят-сти Знания общекультурно го характера Набор социально личностных качеств Для успешной социализации выпускников, стандарт второго поколения устанавливает общие требования к результатам образования. По каждому предмету выделено фундаментальное ядро содержания образования – свод основных понятий, видов деятельности, необходимых человеку в его повседневной жизни.
1 Овладение методами научного познания законов природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира 2 Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся 3 Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости 4 Применение полученных знаний для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, решения практических задач 5 Формирование представлений и познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества
Идеи компетентно-ориентированного образования – один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Психологические условия и механизмы процесса усвоения, а также структура учебной деятельности учащихся наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, теоретически который описан Л.С.Выгодским, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.Г.Асмоловым, В.В.Рубцовым. Данная теория предполагает выдвижение четырех аспектов: Ключевые компитентности Обобщенные предметные умения Прикладные предметные умения Навыки практической деятельности Компетентность – это способность к осуществлению эффективного поведения при решении разного рода задачи (А.Г.Асмолов)
Основные компитентности Самооргани зационная Информаци онная Коммуника тивная заключается в формировании трех компитентностей и позволяет проверять не знания, а умения ребенка применить знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, анализировать и делать выводы.
Учебная: Умение работать: 1. с оборудованием, 2. –с учебниками, 3.-с печатной продукцией, 4.Со СМИ (ТВ, радио), 5.С компьютером. Интеллектуаль- ная: 1. Уметь применять знания для объяснения явлений, работы технических устройств, самостоятельно приобретать новую информацию, 2.Способность использовать знания и умения для решения жизненных задач, защиты окр. среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества Межличностная: Социальная и гражданская 1. Убежденность в возможности познания законов природы и бережного отношения к нашей планете; использование достижений физики на благо развития цивилизации; Понимание необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; уважительного отношения с оппонентом. Готовность к морально – этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды.
Обучение – это сочетание учебной деятельности ученика и обучающей (управляющей) деятельности учителя. Ученик Решает учебную задачу Уяснение и овладение содержанием обучения Учитель Решает дидактическую задачу Управление: Прямое Оперативное Косвенное Приобретение необходимых компитентностей
Метод проектов Технология критического мышления Игровая технология Интегрированные технологии Способ достижения дидактической цели через детальную разработку данной проблемы Имеет реальный, практический результат, оформленный каким-либо способом Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве ее средства. Вводится элемент соревнования Дидактические цели: формирование знаний об окружающем мире в целом: профильная дифференциация в обучении: расширение сферы, получаемой информации: подкрепление мотивации обучения.
Педагогические методы и приемы Каждый урок в технологии критического мышления реализуется по схеме: ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ Методы обучения Методы обучения - интерактивные
Наука вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет свое обаяние для каждого человеческого ума, - обаяние точности, полноты и системы. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния. Лев Толстой
«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Китайская народная мудрость
Бернард Шоу