ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОСНОВЫ НАУК И ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» (ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ) Л.В.Суслова Воспитатель ГБОУ СОШ 1213 г. Москва
Н аучно - методическая литература -Вотякова И.В. «Перспективно-тематическое планирование опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе» Детство –Пресс Мартина Кинингер «Техника для детей» Издательская группа «Семь вдохновений» 2011 г. - Мартина Кинингер «Физика для детей» Издательская группа «Семь вдохновений» 2011 г. -Поддъякова А.Н. «Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. Вопросы психологии – Савинков А.И. «Учебное пособие в детском саду: вопросы теории и методики. Дошкольное воспитание 2000 г. – 2-с8-17 -Вераксы Н.Е. Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников – М: Мозаика -Синтез г. - Инновационный педагогические технологии (Метод проектов в ДОУ) Детство- пресс 2013 г. -Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ Детство – пресс 2013 г. -Проектный метод в организации познавательно - исследовательской деятельности в детском саду Детство – пресс 2013 г. Н аучно - методическая литература -Вотякова И.В. «Перспективно-тематическое планирование опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе» Детство –Пресс Мартина Кинингер «Техника для детей» Издательская группа «Семь вдохновений» 2011 г. - Мартина Кинингер «Физика для детей» Издательская группа «Семь вдохновений» 2011 г. -Поддъякова А.Н. «Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. Вопросы психологии – Савинков А.И. «Учебное пособие в детском саду: вопросы теории и методики. Дошкольное воспитание 2000 г. – 2-с8-17 -Вераксы Н.Е. Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников – М: Мозаика -Синтез г. - Инновационный педагогические технологии (Метод проектов в ДОУ) Детство- пресс 2013 г. -Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ Детство – пресс 2013 г. -Проектный метод в организации познавательно - исследовательской деятельности в детском саду Детство – пресс 2013 г.
Основная цель Приобщение малышей к миру науки технике, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через экспериментирование и конструирование, создание предпосылок вовлечение дошкольников в техническое творчество, развитие их мыслительных способностей. Основная цель Приобщение малышей к миру науки технике, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через экспериментирование и конструирование, создание предпосылок вовлечение дошкольников в техническое творчество, развитие их мыслительных способностей.
Задачи. Знакомство детей с миром естественных наук и техники; Изучение методов наблюдения, сбора и систематизации информации; Знакомство с простейшими механизмами, приборами, машинами; Знакомство с различными принципами работы механизмов, основанные на естественнонаучных закономерностях; Расширение знаний о мире профессий; Овладение простыми навыками конструирования, знакомство с рисунком, схемой и чертежом; Развитие ориентации в пространстве и на листе бумаги; Формирование умения ставить проблему, выдвигать и обосновывать пути ее решения; Формировать критического мышления и стремления рассматривать проблему с разных сторон; Развитие речи, обогащение словаря; Формирование умений принимать ранее полученные знания. Задачи. Знакомство детей с миром естественных наук и техники; Изучение методов наблюдения, сбора и систематизации информации; Знакомство с простейшими механизмами, приборами, машинами; Знакомство с различными принципами работы механизмов, основанные на естественнонаучных закономерностях; Расширение знаний о мире профессий; Овладение простыми навыками конструирования, знакомство с рисунком, схемой и чертежом; Развитие ориентации в пространстве и на листе бумаги; Формирование умения ставить проблему, выдвигать и обосновывать пути ее решения; Формировать критического мышления и стремления рассматривать проблему с разных сторон; Развитие речи, обогащение словаря; Формирование умений принимать ранее полученные знания.
Задачи развития. Наглядно-образного и логического мышления, умение устанавливать закономерности и взаимосвязи. Пространственное восприятие и мышления; интеллектуальных способностей; нестандартное критическое мышление; творческой активности, стремление выйти за рамки шаблона; исследовательского поведения; умение планировать работу и предвидеть результаты; коммуникативных навыков; произвольной памяти и внимания, умения концентрироваться и сосредоточиваться; мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Задачи развития. Наглядно-образного и логического мышления, умение устанавливать закономерности и взаимосвязи. Пространственное восприятие и мышления; интеллектуальных способностей; нестандартное критическое мышление; творческой активности, стремление выйти за рамки шаблона; исследовательского поведения; умение планировать работу и предвидеть результаты; коммуникативных навыков; произвольной памяти и внимания, умения концентрироваться и сосредоточиваться; мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Задача воспитания. Положительных качеств личности ребенка: активность, ответственного отношения к любой деятельности, терпеливость, умение владеть чувствами и эмоциями, участливость, готовность оказать помощь; Позитивного отношения к продуктивной деятельности, получения удовольствия от достигнутого результата; Формирования адекватной самооценки; Развитие стремление к самостоятельности; Формирование умение работать в группе,способности к плодотворной кооперации в совместных действиях; Развитие эмпатии, то есть способности ребенка представить себя на месте своего товарища, понять его чувства, желания; Формирования уважения к результатам чужого труда; Сознательного, бережного отношения к окружающей среде. Задача воспитания. Положительных качеств личности ребенка: активность, ответственного отношения к любой деятельности, терпеливость, умение владеть чувствами и эмоциями, участливость, готовность оказать помощь; Позитивного отношения к продуктивной деятельности, получения удовольствия от достигнутого результата; Формирования адекватной самооценки; Развитие стремление к самостоятельности; Формирование умение работать в группе,способности к плодотворной кооперации в совместных действиях; Развитие эмпатии, то есть способности ребенка представить себя на месте своего товарища, понять его чувства, желания; Формирования уважения к результатам чужого труда; Сознательного, бережного отношения к окружающей среде.
Ожидаемые результаты. В результате занятий у детей. Существенно повысится уровень знаний об окружающем мире, о явлениях и закономерностях из различных областей естественных наук; Сформировать положительное отношение к научным знаниям, в частности к естественным наукам; Будут заложены основы формирования научной грамотности; Будут заложены навыки простейшего технического моделирования и конструирования; Получит дальнейшее развитие мелкая моторика, дети научатся манипулировать деталями конструкторов и различными материалами, ножницами, отвертками; Разовьется речь, пополниться словарный запас, раскроется значение многих слов и терминов; Повысится уровень развития психических функций: восприятия, памяти, произвольного внимания, мышление; Получать дальнейшее развитие такие положительные качества личности, как умение кооперироваться для достижения цели, готовность признать ошибку, умение поставить себя на место другого, доброжелательность, ответственность; Создадутся предпосылки для развития творческой и познавательной активности, что явится залогом дальнейшего успешного обучения в школе. Ожидаемые результаты. В результате занятий у детей. Существенно повысится уровень знаний об окружающем мире, о явлениях и закономерностях из различных областей естественных наук; Сформировать положительное отношение к научным знаниям, в частности к естественным наукам; Будут заложены основы формирования научной грамотности; Будут заложены навыки простейшего технического моделирования и конструирования; Получит дальнейшее развитие мелкая моторика, дети научатся манипулировать деталями конструкторов и различными материалами, ножницами, отвертками; Разовьется речь, пополниться словарный запас, раскроется значение многих слов и терминов; Повысится уровень развития психических функций: восприятия, памяти, произвольного внимания, мышление; Получать дальнейшее развитие такие положительные качества личности, как умение кооперироваться для достижения цели, готовность признать ошибку, умение поставить себя на место другого, доброжелательность, ответственность; Создадутся предпосылки для развития творческой и познавательной активности, что явится залогом дальнейшего успешного обучения в школе.
Сентябрь. Знакомство с научно-технической лабораторией. Задачи. Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятиями «наука» (познание) «гипотеза» (предположение) Рассказать о способе познания мира - эксперименте (опыте). Дать представление о назначение научно – технической лаборатории, культуре поведения в ней. Содержание Знакомство с работой ученых и инженеров-конструкторов. Знакомство с научно-технической лабораторией, с элементарным лабораторным оборудованием С различными видами луп. С пинцетами. Стаканчиками. Знакомство с измерительными приборами: Линейками. Угольником. Обычной линейкой. Портновским метром Весами Разновесы Рычажные. Знакомство с разнообразными конструкторами и механическими игрушками. Знакомство с правилами техники безопасности. Планируемые результаты развития интегративных качеств ребенка. Умеет обращаться к сотрудникам по имени-отчеству, выражать свои мысли благодарить за помощь. Работа с родителями. Найти и показать портреты известных ученых. Сентябрь. Знакомство с научно-технической лабораторией. Задачи. Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятиями «наука» (познание) «гипотеза» (предположение) Рассказать о способе познания мира - эксперименте (опыте). Дать представление о назначение научно – технической лаборатории, культуре поведения в ней. Содержание Знакомство с работой ученых и инженеров-конструкторов. Знакомство с научно-технической лабораторией, с элементарным лабораторным оборудованием С различными видами луп. С пинцетами. Стаканчиками. Знакомство с измерительными приборами: Линейками. Угольником. Обычной линейкой. Портновским метром Весами Разновесы Рычажные. Знакомство с разнообразными конструкторами и механическими игрушками. Знакомство с правилами техники безопасности. Планируемые результаты развития интегративных качеств ребенка. Умеет обращаться к сотрудникам по имени-отчеству, выражать свои мысли благодарить за помощь. Работа с родителями. Найти и показать портреты известных ученых.
Октябрь. Сила тяготения. Упрямые предметы. Почему предметы движутся? Сила тяготения Задачи. Дать детям представление о существовании невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Развивать навыки зрительного и осязательного обследования. Содержание. Беседа о невидимой силе(сила тяготения) Вывод Фиксация результатов Планируемые результаты развития интегративных качеств ребенка. Владеет навыком самостоятельного обследования предметов на основе сенсорно-моторных действий. Упрямые предметы Задачи Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Развивать умение фиксировать результаты наблюдения. Развивать прослеживающие функции глаза Содержание Эксперименты с детскими машинами и игрушками Вывод. Планируемые результаты развития интегративных качеств ребенка Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности.Сопровождает действия речью. Октябрь. Сила тяготения. Упрямые предметы. Почему предметы движутся? Сила тяготения Задачи. Дать детям представление о существовании невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Развивать навыки зрительного и осязательного обследования. Содержание. Беседа о невидимой силе(сила тяготения) Вывод Фиксация результатов Планируемые результаты развития интегративных качеств ребенка. Владеет навыком самостоятельного обследования предметов на основе сенсорно-моторных действий. Упрямые предметы Задачи Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Развивать умение фиксировать результаты наблюдения. Развивать прослеживающие функции глаза Содержание Эксперименты с детскими машинами и игрушками Вывод. Планируемые результаты развития интегративных качеств ребенка Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности.Сопровождает действия речью.
Почему предметы движутся? Задачи Познакомить детей с физическими понятиями : «Сила», « Трение»;показать пользу силы трения. Развивать навыки зрительного и осязательного обследования. Содержания Проверка способов трения Беседа о пользе силы трения Зарисовка опыта Вывод Планируемые результаты развития интегративных качеств ребенка. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Сопровождает действия речью. Работа с родителями Беседа с детьми о физических понятиях. Почему предметы движутся? Задачи Познакомить детей с физическими понятиями : «Сила», « Трение»;показать пользу силы трения. Развивать навыки зрительного и осязательного обследования. Содержания Проверка способов трения Беседа о пользе силы трения Зарисовка опыта Вывод Планируемые результаты развития интегративных качеств ребенка. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Сопровождает действия речью. Работа с родителями Беседа с детьми о физических понятиях.