Агрис Анастасия Романовна Нейропсихолог, педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка» Младший научный сотрудник, лаборатория исследования трудностей обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила педагог-психолог Егорова Ю.В.. Пространственные представления - необходимая часть большого количества важнейших знаний, умений и навыков Это.
Advertisements

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.
Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Ориентирование детей на местности Карташова Т.М. Воспитатель гр.8, «Веснушки»
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Овладение ребенком пространственной терминологией Презентацию подготовила Пешкина Н.В. Студентка 646 группы.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 13 г.Шебекино Белгородской области» Доклад из опыта работы.
Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка. В.А. Сухомлинский был твёрдо уверен в том, что воспитание детей надо.
Учебные элементы урока Подробное разъяснение основных задач, методов и приёмов на всех этапах современного урока.
Развитие пространственного гнозиса у дошкольников. Цель: предупреждение оптической дисграфии у детей.
Практическое занятие для родителей воскресной школы « Золотой ключик » 2013 год.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Комплект диагностических средств – серия «УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ. Я РАСТУ» УМК для совместной работы ребёнка и взрослого – серия «ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Яненко Наталья Николаевна, педагог – психолог. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное.
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Автор: учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна.
Транксрипт:

Агрис Анастасия Романовна Нейропсихолог, педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка» Младший научный сотрудник, лаборатория исследования трудностей обучения ИПИИО МГППУ Аспирантка факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова МАСТЕР-КЛАСС «ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ» ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка» Социально-педагогическая акция «Лети, лети, лепесток! – 2013» ГБОУ ДОУ 90, 9 апреля 2013 года

План мастер-класса Вводная лекционная часть: что такое пространственные представления: определение, строение, основные этапы развития в онтогенезе Практическое занятие: развитие пространственных представлений на игровом занятии с детьми старшего дошкольного возраста ! В ходе занятия участники мастер-класса по очереди могут выступить в качестве тьюторов для детей группы Завершающая лекционная часть: обобщение приемов развития пространственных представлений на каждом этапе Подведение итогов, обсуждение итогов работы в группе, ответы на вопросы

Пространственные представления - необходимая часть большого количества важнейших знаний, умений и навыков Все представления, в которых: Есть составные части (элементы) Эти элементы складываются в систему (структура с неслучайными связями) Эти связи можно описать в терминах координат (право-лево, верх-низ, за-перед, до-после (потом), ближе-дальше, между…) При перестановке частей внутри системы меняется смысл всей системы (вплоть до распада системы и потери смысла) Горка фасоли: не пространственное представление План комнаты: пространственное представление

Развитие пространственных представлений в онтогенезе и при коррекционно-развивающей работе: некоторые опорные пункты Пространство тела: схема тела Пространство внешнего предметного мира: то, что нас окружает (организация помещения, размещение предметов в шкафу или на столе, дорога от дома до места учебы/работы…) Пространство листа: ориентация на листе бумаги при письме, чтении и рисовании Задачи на конструирование: создание сложных по пространственной конфигурации структур Квазипространственные («как бы» пространственные) представления: логико-грамматические конструкции, числовой ряд, представления о времени, пространство контекста

Нейропсихология и знание о мозговых механизмах пространственных представлений Теменно-височно-затылочные отделы правого (в большей степени – у правшей) и левого полушарий – зона TPO Данные о локальных поражениях мозга взрослых людей: при поражении зоны TPO - распад всех уровней пространственных представлений от схемы тела до квазипространства => Пространственные представления – не разрозненные знания о мире, а единая система представлений с общим мозговым механизмом, которую необходимо развивать целостно – с учетом всех ее уровней и связей между ними

Этап 1. Пространство тела Осваиваемый навык: ориентировка в строении собственного тела и тела других людей, формирование схемы тела Усвоение базовых координат: верх-низ (над-под), право-лево, перед-за, между Закрепление и успешное применение латеральных предпочтений (ведущие рука, нога, ухо, глаз)

Этап 2. Внешнее предметное пространство Осваиваемый навык: ориентировка во внешнем мире – описание местоположения предметов в пространстве, возможность добраться до предмета (места) по описанию маршрута Усвоенные ранее на теле координаты теперь применяются к новому материалу

Этап 3. Пространство листа Осваиваемый навык: ориентировка в координатах листа, умение воспринимать лист как плоскость, на которой логично и непротиворечиво размещаются заранее нарисованные или изображаемые ребенком предметы Ребенок оперирует все теми же освоенными ранее координатами: верх-низ, лево-право, между… Вводятся новые абстракции – названия углов (правый верхний, левый нижний…)

Этап 4. Конструирование Осваиваемый навык: ребенок учится самостоятельно создавать сложные по пространственной конфигурации конструкции большей или меньшей степени сложности и разной степени абстракции Успешное конструирование возможно только тогда, когда ребенок твердо освоил все предыдущие этапы становления пространственных представлений

Этап 5. Квазипространство Осваиваемый навык: умение расположить понятия и категории относительно друг друга в мысленном, не наглядном пространстве ! При этом применяются те же правила и приемы, что и для наглядного пространства Логико-грамматические конструкции: над-под, перед-за, до- после, сравнительные степени и пр. ПРИМЕР: покажи картинку, где под ящиком бочонок ПРИМЕР: Оля светлее Кати, но темнее Сони. Кто из девочек самая темненькая? Числовой ряд: Разрядное строение числа 13 = 31?

Представления о времени: Время суток Дни недели Месяцы года Сезоны года Определение времени по часам

«Понес ведро, наверное, разливать воду. Пошел… Сейчас…пачкать губку… А вот тут ведро с грязной водой. Окунулся, вылил на себя воду, испачкался, брызгал деревяшкой, прогонял пчел из соседнего улья…» Пациентка К.Ф., 7 лет, интеллектуальное развитие соответствует возрасту Построение целостного контекста ситуации Контекст – тоже пространство, но пространство текста, поле общих смыслов, «рамка», внутри которой происходят конкретные действия Х. Бидструп «Мусор»

Практическая часть: занятие по развитию пространственных представлений Дети подготовительной группы ДОУ Занятие в мини-группе (сегодня - 6 человек): при большем количестве педагогу очень нужны помощники (тьюторы) на группе Сегодня: работа со всеми перечисленными этапами развития пространственных представлений (демонстрационное занятие) * Обычно этапы вводятся постепенно, хотя и «внахлест» (мы автоматизируем предыдущий этап, но уже начинаем новый) Игровая форма работы с элементами стандартного учебного занятия (подвижные игры, игры за столом, бланковые методики) Продолжительность: минут в зависимости от готовности группы к продолжительным нагрузкам с обязательной частой сменой видов деятельности

Примеры игр и заданий на развитие пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте

«Изучаем мое тело»: что у меня вверху, внизу, слева, справа, спереди, сзади? «Изучаем тело соседа» «Изучаем лицо» Любые игры и двигательные упражнения, где в инструкции звучат пространственные координаты (ползание, игра в мяч, эстафеты…) Этап 1. Пространство тела

Этап 2. Внешнее предметное пространство «Что находится справа от меня?» «Что находится справа от соседа?» «Роботы» «Поиск клада» «Капризный фотограф»

Этап 3. Пространство листа «Воздушный шарик» («Бабочка») Лабиринты с оречевлением «Графические диктанты» «Рисуночные диктанты»

Этап 4. Конструирование Правила работы: Выделение и называние целого контура Выделение и называние деталей и их месторасположения Конструирование с опорой на озвученные координаты образца Проверка с называнием координат («Какая деталь у тебя находится в верхнем правом углу? А что – в нижнем левом?») «Сложи узор» «Геометрическая мозаика» Оригами Любые конструкторы с четким выделением формы контура и формы деталей

Этап 5. Квазипространство «Календари»: игры на отработку времен суток, дней недели, времен года и месяцев Единая схема: круг, поделенный на секторы, по часовой стрелке – движение вперед, против – назад, в секторах круга – отрабатываемые понятия «Билеты на пароход» (отработка строения числового ряда от 1 до 10): если Лисичка живет в пятой каюте, а Мишка – после нее, какой номер каюты у Мишки? Игры на определение времени по часам со стрелками (настольные игры по типу «Изучаем время» с развернутой отработкой) Рассказы по сюжетным картинкам с выделением контекста (вероятного, содержательного, логичного сюжета с заложенной в него идеей, шуткой, моралью), а не только последовательности событий

Приемы развития пространственных представлений: общие принципы Работа со всеми уровнями пространственных представлений – от тела до квазипространства Постепенный переход от максимально развернутых форм помощи и сотрудничества к передаче задачи планирования и контроля действий ребенку ! Даже на группе нормы максимально развернутый этап выполнения задания обязателен для прохождения Постоянное повторение предыдущих этапов при отработке следующих, обращение к ним для объяснения нового материала Игровая форма работы, эмоциональная вовлеченность детей в процесс работы над заданиями: это способствует более комплексному усвоению материала и открытию в нем большего количества свойств и сторон, а также лучшему запоминанию Перенос осваиваемых навыков в бытовые условия (другие занятия, прогулка, прием пищи, освоение социально-бытовых навыков, домашние условия…) Сотрудничество с родителями для обеспечения отработки навыков дома

Спасибо за внимание!