Краткая презентация результатов исследования для участников Форума «Семейные ценности в современном информационном пространстве», Москва, 19.11.2013 Исследование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 2011 Доверие аудитории российским СМИ сегодня.
Advertisements

1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Социально-политическая активность молодежи Презентация выступления на семинаре «Полития», РОПЦ,
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Ценностные ориентации российской молодежи: идеологические.
Некоторые данные исследования Дарья Мальцева, Исследовательская группа ЦИРКОН Выступление на круглом столе «Современная российская социологическая периодика:
ЦИРКОН, 2005 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Качество и качества Власти: восприятие населения Презентация на семинаре «Полития» Предварительные.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Стр. 1 АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН) При поддержке Московского Центра Карнеги Общественный запрос на организованные.
Россияне - о профессии государственного служащего МОСКВА, 2011 год.
«Знают ли школьники свои права.» Жилкина Ксения учащаяся 9-Б класса школы 101.
Социальная модернизация МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич Первый заместитель генерального директора ВЦИОМ, кандидат психологических наук.
L/O/G/O Результаты анкетирования «Семейные ценности» 2011 год.
Москва, 2011 Россия и НАТО: реальность и перспективы взаимодействия.
Результаты социологического опроса населения «Комплексный анализ формирования «нулевой терпимости» к правонарушениям» Результаты социологического опроса.
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
Восприятие налоговых органов Проект «Человек и деньги»
Доверие к политической информации в СМИ и рейтинги политиков в зеркале общественного мнения Романович Н.А Институт Общественного Мнения «Квалитас» г.Воронеж,
Транксрипт:

Краткая презентация результатов исследования для участников Форума «Семейные ценности в современном информационном пространстве», Москва, Исследование выполнено АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН) по заказу МОФ «Центр национальной славы» в июле-августе 2013 г Семейные ценности в современных СМИ

2 Цель исследования Целью исследования являлось получение информации, необходимой для анализа отношения россиян к различным составляющим семейно-брачных отношений, семейным ценностям, а также для изучения восприятия материалов СМИ с точки зрения транслируемого ими образа семьи. Получение данной информации необходимо для оценки перспектив формирования государственной информационной политики, направленной на укрепление семейных ценностей. Объект исследования Взрослое население России (от 18 лет и старше) Журналисты, редакторы, директора СМИ, модераторы популярных групп в социальных сетях. Предмет исследования Предметная область исследования охватывала вопросы восприятия материалов СМИ и социальных сетей с точки зрения транслируемого ими образа семьи и воздействия транслируемого контента на семейные ценности, а также вопросы отношения к перспективам формирования государственной информационной политики, направленной на укрепление семейных ценностей. Информация об исследовании

3 Метод сбора данных: Всероссийский опрос населения Опрос реализован методом личного интервью (face-to-face) по месту жительства респондента. Объем выборки – 1600 респондентов в 140 населенных пунктах 33 субъектов РФ всех экономико- географических зон России. Выборочная совокупность репрезентирует взрослое население России по параметрам пола, возраста, образования, типу места проживания (тип населенного пункта). Опрос журналистов, редакторов, директоров СМИ, модераторов популярных групп в социальных сетях Реальный объем выборочной совокупности опроса составил 110 респондентов. Метод опроса – анкетирование (формализованная анкета, самозаполнение респондентом). Достижение респондентов осуществлялось различными способами (очное анкетирование, почтовая коммуникация, онлайн-анкетирование). В качестве респондентов были приглашены работники СМИ всех типов. При этом по отношению к респондентам выполнялось требование определенного должностного статуса: участник опроса должен был занимать руководящую должность (т.е. как минимум иметь подчиненных). Для отбора СМИ использовались данные, отражающие объем аудитории российских медиа. Список СМИ представлен в качестве приложения к отчету по результатам опроса журналистов. Информация об исследовании

4 Три основных вопроса исследования 1.Насколько транслируемый в СМИ образ семьи и семейных отношений не соответствует представлениям россиян об «идеальной» семье, о плохом и хорошем в семейных отношениях? [Острота проблемы «встречи с негативным» в медиапространстве]. 2.Насколько образ идеальной семьи, присущий журналистскому сообществу, не соответствует представлениям, характерным для массового сознания всего населения? [Острота проблемы конфликта ценностей между СМИ и обществом]. 3.Каким общество видит желательное регулирование медиаконтента и управление СМИ ? [Проблема баланса общественных интересов и интересов СМИ]. Проблематика исследования

5 Распределение ответов на вопрос «РАЗНЫЕ ЛЮДИ ПО-РАЗНОМУ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕБЕ ИДЕАЛЬНУЮ СЕМЬЮ. НА КАРТОЧКЕ ПРЕДСТАВЛЕН СПИСОК РАЗЛИЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ЭТИМ ХАРАКТЕРИСТИК АМ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ?» (в % от всего населения) Некоторые характеристики идеальной семьи (профиль «идеальной» семьи)

6 Распределение ответов на вопрос «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, С КАКОЙ ПОЗИЦИИ - С ОДОБРЕНИЕМ ИЛИ ОСУЖДЕНИЕМ - КАЖДАЯ ИЗ ХАРАКТЕРИСТИ К СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЯ В СМИ ЧАЩЕ ВСЕГО? ИЛИ ТАКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВООБЩЕ ОЧЕНЬ РЕДКО ВСТРЕЧАЮТСЯ В СМИ?» (% от всей выборки) Образ семьи, транслируемый СМИ, в восприятии россиян (профиль «транслируемой» семьи)

7 Степень расхождения между одобрением характеристик семейно-брачных отношений и их восприятием в СМИ (% от всей выборки) Сравнение профилей идеальной и транслируемой семьи (1)

8 Степень расхождения между осуждением характеристик семейно-брачных отношений и их восприятием в СМИ (% от всей выборки) Сравнение профилей идеальной и транслируемой семьи (2)

9 ВЫВОД 1 На сегодняшний момент содержание медиапотока с точки зрения представления в нем семейных ценностей в целом соответствует ожиданиям граждан. То, что одобряется в семейных отношениях большинством населения, по мнению большинства респондентов позитивно транслируется в СМИ, и наоборот, неодобряемое транслируется в основном с осуждением (или нейтрально). В результате регулирующих действий государства за последние годы, а также резко возросшими возможностями населения выбирать приемлемый для себя медиапоток, острота проблемы возможной встречи с негативным медиаконтентом снизилась. Выводы исследования (1)

10 Распределение ответов на вопрос ««РАЗНЫЕ ЛЮДИ ПО- РАЗНОМУ ПРЕДСТАВЛЯЮ Т СЕБЕ ИДЕАЛЬНУЮ СЕМЬЮ. НА КАРТОЧКЕ ПРЕДСТАВЛЕН СПИСОК РАЗЛИЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИ К СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ЭТИМ ХАРАКТЕРИСТИ КАМ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ? (в % от всей выборки) Образ идеальной семьи в представлениях журналистов (в сравнении с населением)

11 Распределение ответов на вопрос «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, С КАКОЙ ПОЗИЦИИ - С ОДОБРЕНИЕМ ИЛИ ОСУЖДЕНИЕМ - КАЖДАЯ ИЗ ХАРАКТЕРИСТИ К СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЯ В СМИ ЧАЩЕ ВСЕГО? ИЛИ ТАКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВООБЩЕ ОЧЕНЬ РЕДКО ВСТРЕЧАЮТСЯ В СМИ?» (% от всей выборки) Образ семьи, транслируемый СМИ, в восприятии журналистов (в сравнении с населением)

12 Рис Распределение ответов на вопрос: «ЧТО ВАМ МЕШАЕТ ВКЛЮЧИТЬ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ В ПУБЛИКАЦИИ, ПЕРЕДАЧИ И Т.П.?» (журналисты, % от всей выборки, допускался выбор нескольких вариантов ответа) Личный профессиональный опыт по продвижению семейных ценностей в СМИ Распределение ответов на вопрос: «ЕСТЬ ЛИ У ВАС КАКИЕ-ЛИБО СОБСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ПОЗИТИВНЫХ ПРИМЕРАХ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫ ЛИЧНО ХОТЕЛИ БЫ ВКЛЮЧИТЬ В ВАШИ ПУБЛИКАЦИИ, ПЕРЕДАЧИ И Т.П.?» (журналисты, % от всей выборки) Да – 57%, Нет – 42%

13 ВЫВОД 2 На уровне деклараций представления журналистов о плохом и хорошем в семейных отношениях, их образ идеальной семьи в целом совпадает с мнением и представлениями большинства россиян. Представления о социальной норме в семейной жизни у работников СМИ и населения в целом в основном совпадают, и явного ценностного конфликта нет. По заявлению большинства журналистов, участвовавших в опросе, лишь внешние ограничения не позволяют им представить позитивные примеры семейного образа жизни и семейные ценности в их СМИ. Выводы исследования (2)

14 Распределение ответов на вопрос: «СКАЖИТЕ, ЕСТЬ ЛИ ТАКИЕ ПРОГРАММЫ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ, МАТЕРИАЛЫ В ПЕЧАТНЫХ И ИНЫХ СМИ, КОТОРЫЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПОКАЗЫВАТЬ, ПЕРЕДАВАТЬ, ПЕЧАТАТЬ НЕЛЬЗЯ (ВРЕДНО, АМОРАЛЬНО, ОПАСНО И Т.П.)? ЕСЛИ ДА, ТО ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЛЕДОВАЛО БЫ СДЕЛАТЬ С ТАКИМИ ПРОГРАММАМИ (МАТЕРИАЛАМИ)?» (% от всей выборки) Население РФЖурналисты Таких передач и материалов на телевидении я не видел, по всей видимости, их нет 95 Такие передачи и материалы есть, но с ними ничего не надо делать, так как это право СМИ транслировать то, что интересно хотя бы небольшому кругу людей 1927 Такие передачи и материалы есть, и доступ к ним должен быть ограничен (перевести на платные телеканалы, продавать в специальных магазинах и т.п.) 3048 Такие передачи и материалы есть, и их надо запретить решением государственных органов 3418 Затрудняюсь ответить 82 Представления населения и работников масс-медиа о необходимости регулирования контента СМИ (1) - 6% от 2009 г.

15 Распределение ответов на вопрос «НУЖНО ЛИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РАЗРАБОТАТЬ КАКИЕ- ЛИБО МЕРЫ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СМИ, СВЯЗАННОГО С СЕМЕЙНОЙ ТЕМАТИКОЙ, И ЕСЛИ ДА, ТО ДОЛЖНЫ ЛИ ЭТИ МЕРЫ НОСИТЬ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР?» (% от всей выборки) % Нет, никаких мер регулирования не нужно8 Да, такие меры нужны, но они должны носить рекомендательный характер 56 Да, такие меры нужны, и они должны носить обязательный характер 28 Затрудняюсь ответить8 Представления населения о необходимости регулирования контента СМИ (2)

16 Распределение ответов на вопрос: «КАКИЕ ОРГАНЫ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СПОСОБСТВОВАТЬ ПОВЫШЕНИЮ ПРЕСТИЖА СЕМЬИ, УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РОССИЯН?» (журналисты, % от всей выборки, допускалось несколько вариантов ответа) Представления работников масс-медиа о необходимости регулирования контента СМИ (3)

17 Распределение ответов на вопрос «С КАКОЙ ИЗ ДВУХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ВЫ БОЛЕЕ СОГЛАСНЫ?» (% от всей выборки) Население РФЖурналисты Сами телезрители в лице своих полномочных представителей или общественных советов должны иметь возможность участвовать в управлении телевещанием и принимать решения о том, что следует показывать по телевидению 36 (- 16%) 50 Управление телевидением – дело исключительно профессионалов, и участие в нем общественных представителей нецелесообразно 48 (+ 12%) 50 Затрудняюсь ответить160 Представления работников масс-медиа о необходимости регулирования контента СМИ (4) По сравнению с 2009 г.

18 Распределение ответов на вопрос: «НУЖНО ЛИ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА ПРЕДУСМОТРЕТЬ КАКИЕ- ЛИБО МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ ДЛЯ СМИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ ИЛИ НЕСОБЛЮДЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ/СТАНДАРТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРЕССЕ, НА РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИИ, В ИНТЕРНЕТ-СМИ?» (журналисты, % от всей выборки) Представления работников масс-медиа о необходимости регулирования контента СМИ (5)

19 Распределение ответов на вопрос: «КАКИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НУЖНЫ В ОТНОШЕНИИ ТЕХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОТОРЫЕ В СВОИХ ПУБЛИКАЦИЯХ ИЛИ ПЕРЕДАЧАХ СПОСОБСТВУЮТ ПОВЫШЕНИЮ ПРЕСТИЖА СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ?» (журналисты, % от всей выборки, допускался выбор нескольких вариантов ответа) Представления работников масс-медиа о необходимости регулирования контента СМИ (6)

20 ВЫВОД 3 В условиях снижения остроты проблемы негативного медиаконтента большинство населения все чаще склоняется к желательности мягких форм регулирующего воздействия на СМИ рекомендательного, а не запретительного характера. Причем граждане все чаще отказываются от необходимости активного участия общественности в управлении СМИ, а часть потребителей массмедиа уже явно предпочитают пассивное и некритичное отношение к медиапотоку. Удивительно, но журналисты как раз чаще ожидают участия общественности в медиапроизводстве, нежели общество демонстрирует стремление к этому, а также предпочитают общественное воздействие на СМИ государственному или церковному. Можно предположить, что таким образом проявляется желание перехода от ограничительно-запретительного управления СМИ к конструктивному сотрудничеству, которое как раз более возможно с участием общественности. И это особенно актуально в условиях острого дефицита позитивного медиаконтента, генерация которого оказывается очень сложной задачей. Здесь, вероятно, требуется сотворчество масс. Выводы исследования (3)

21 Давайте представим себе «идеальную семью». Как Вы понимаете словосочетание «идеальная семья», что оно для Вас лично означает? Назовите, пожалуйста, несколько слов, с которыми у вас ассоциируется «идеальная семья» ОтветыКатегория ответов Доля респондентов Любовь, Взаимопонимание, Уважение, Согласие, семья без ссор, конфликтов, раздоров, дружная семья, Поддержка и забота Доверие, верность, семья без измен Добрые отношения внутри семьи примерно 45-55% Достаток, материальное благополучие Здоровая, счастливая семья Семья без пьяниц, наркоманов («нет вредных привычек») Достаток, благополучие, здоровье примерно 25-30% Полная семья с мамой, папой Наличие детей Большая семья Определенный состав семьи примерно 25% Другое (все трудятся, общие интересы, законность брака и т.п.) Другоепримерно 5% Идеальной семьи не бывает Идеальной семьи нет примерно 5% Затрудняюсь ответить примерно 10-20% Что такое «идеальная семья»? (обобщенные данные ЦИРКОН, ВЦИОМ, ФОМ, 2013)

Благодарим за внимание! Исследовательская группа ЦИРКОН Skype: zircon.r.g. 8(495) ,