Из опыта преподавания вероятностно-статистического материала на 2-ой ступени общего образования
Основная задача математики - воспитание мыслящей личности, формирование личности, способной жить и работать в сложном, постоянно меняющемся мире.
Цель - ознакомить с процессом построения вероятностной модели, учить учащихся анализировать, проверять адекватность построенной модели реальным ситуациям, развивать вероятностную интуицию.
Несколько соображений, отвечающих на вопросы: ЧТО и КАК надо преподавать на уроках по изучению вероятностно- статистического материала.
Особенности организации обучения. Особенности организации обучения. 1.Деятельностный подход. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. Усвоение содержания и развитие учащихся происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
2.Основные формы организации учебных занятий:беседы, диалог, практические работы. 2.Основные формы организации учебных занятий: беседы, диалог, практические работы. Ученики самостоятельно в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания в соответствии со своими познавательными возможностями. На занятиях организуется обсуждение результатов индивидуальных и коллективных исследований.
Содержание занятий. 1.Комбинаторные задачи. Дерево возможных вариантов Комбинаторные задачи. Дерево возможных вариантов. 2.Случайные события 3. Таблицы и диаграммы. 4.Вероятность случайных событий. 5.Вероятность и статистика. 6.Статистические исследования
Различные группы МС ФМ ФС
М С Ф
М С Ф Ш
Установить порядок
«Поле чудес» СекторыПризБанкрот Число наблюдений
«Поле чудес»
Учет расходов семьи на питание
Наблюдения за погодой
Выбор маршрута
t = = 13 (ч), S = 7+1+4,5=12,5 (р.) t = 8+1+5=14 (ч), S = 6+1+6=13 (р.) t = = 15 (ч), S = 6+1+4,5=11,5 (р.) t = = 10 (ч), S = = 87 (р.) t = 6+1+5=12 (ч), S = 7+1+6=14 (р.) t = = 11 (ч), S = ,5 = 85,5 (р.)
Выбор маршрута
Игральные кубики
Исходы Абсолютная частота Относительная частота 211/36 322/36=1/18 433/36=1/12 544/36=1/9 655/36 766/36=1/6 855/36 944/36=1/9 1033/36=1/ /36=1/ /36
Увольнение рабочих
Мода (наиболее часто повторяющаяся величина индивидуальной зарплаты) равна 400 руб. до увольнения и 800 руб. - после увольнения. Медиана (среднее значение в неубывающей последовательности данных) равна 400 руб. до увольнения и равна 800 руб. после увольнения.
Увольнение рабочих Среднее арифметическое 1000· · = 520 (руб.) – до увольнения 800· · = 620 (руб.) – после увольнения
Из-за своей специфики стохастика может быть математикой, понимаемой каждым учеником как математика, открытая им самим. А.Плоцки А.Плоцки,