Методист: Богордаева Ш.Р в «Компетентностный подход в образовании» образовании 2010г Семинар.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Знания и компетенции. Как оценивать компетенции в образовательном процессе?
Advertisements

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Знания и компетенции. Как оценивать компетенции в образовательном процессе?
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Тема педагогического совета: «Формирование базовых компетентностей - одно из главных направлений модернизации образования»
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Составитель: Галеева И.Ш., методист ГМЦ.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Знания и компетенции. Как оценивать компетенции в образовательном процессе?
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Составитель: Галеева И.Ш., методист ГМЦ.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Кораблева Елена Владимировна Государственное образовательное учреждение Центр Образования 1048 г. Москв ы.
Транксрипт:

Методист: Богордаева Ш.Р в «Компетентностный подход в образовании» образовании 2010г Семинар

«…владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки к запоминанию большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становиться формирование базовых компетентностей современного человека: -информационной -коммуникативной -самоорганизации -самообразования» (из Проекта «Современная модель образования, направленная на решение задач инновационного развития экономики»)

Проблема семинара: «Компетенция, компетентность – новые термины в образовании или требования времени»

Диагностика информационных потребностей учителей по теме: «Компетентностный подход в обучении» В анкетирование приняли участие 15человек. I.Владеете ли Вы достаточной информацией в следующих вопросах: 1) Компетентность и компетенция в системе образования 2) Компетентностный подход в системе оценки уровня учебной деятельности учащихся.

3) Методика освоения ключевых компетентностей средствами своего предмета. II. Какие вопросы, темы Вы хотели бы изучить, рассмотреть в целях повышения своей профессиональной компетентности. Образовательные запросы. -Познакомиться с технологией, методикой освоения ключевых компетентностей. -Подробно и постепенно рассмотреть теорию по данному вопросу -Как происходит формирование ключевых компетентностей в работе классного руководителя -Провести открытые уроки с анализом компетентностного подхода

III. Включили или включаете в вашу систему самообразования, научно- педагогические исследования вопросы, связанные с переходом на компетентностный подход в образовании

ТемаФИО 1Основной докладКомпетентностный подход в образованииБогордаева Ш.Р. 2Содокладчики Клмпетентностный подход к обучению младших школьников Обанина Е.Н. Реализация компетентностного подхода при обучении математики Дрозд Т.П. Дидактические средства реализации компетентностно-ориентированного подхода Змановская Т.А. Компетентностный подход в обучении иностранному языку Зудова С.В. 3Практическая частьКоммуникативная компетентность педагоговКалинина Г.Н. 4Рефлексия Юмористическая сценка- миниатюра «Компетентностный подход» Асташенко Н.И Шубин С.А. Мокрушин Р.А. 5Дискуссия по обсуждаемой проблеме 6Принятие решения План проведения семинара:

Компетентность и компетенция Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. В юридическом смысле – обладающий должностными полномочиями. Компетенции – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата. Компетентный – обладающий способностью силой, властью, умением, знанием и т.п. (чтобы сделать то, что требуется)

Ключевые компетенции Компетенция – Способность Умение необходимые для эффективного достижения требуемого результата Ключевые компетенции – качества, способности, умения необходимые каждому человеку, чтобы быть успешным в своей профессиональной, личной и общественной жизни в современном обществе. Ключевые компетенции – это такие умения, которые можно применять в ситуациях, которые невозможно спрогнозировать заранее относительно будущих задач и необходимых для их решения знаний. Ключевая компетенция формируется из комплекса умений

Отбор ключевых компетенций – основной принцип Отбор компетенций зависит от того, что ценит то или иное общество и что считается важным внутри общества с точки зрения индивидов, групп и институтов.

Модель компетенций – ответ на вызовы современного общества и социальные требования

Вызовы современного общества Разнообразные и сложные требования, предъявляемые современной жизнью (постоянные изменения, экологические конфликты, экономическая нестабильность и т.д.) индивидам и обществу делают насущным развитие критического мышления, рефлексивного и целостного понимания жизни Это означает - думать за себя, действовать на фоне сложного, взаимосвязанного и подверженного конфликтам окружения, контролировать свои поступки, основанные на собственных чувствах, мыслях и ценностях, скорее действовать, чем претерпевать действия, и быть авторами своей жизни, а не играть по чужим сценариям.

Виды ключевых компетентностей Коммуникация (участие в дискуссии, работа с информацией, понимание текстов, написание текстов, выступление) Операции с числами ( Касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов). Информационные технологии ( Данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов). Работа с людьми (Касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей). Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (Имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению) Разрешение проблем (Данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов. (Cambridge and RSA Examinations 2000) Оксфордско – Кембриджская модель ключевых компетенций (2000 г.):

Виды ключевых компетентностей (продолжение) Австрийская модель: Компетенции в определенных сферах деятельности – язык и коммуникация, творчество и дизайн, человек и общество, здоровье и движение, природа и техника. Социальные компетенции -способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других, контактность и др. Личностная компетенция -развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. Немецкая модель: Предметные компетентности Компетентность методов (умение учиться) Личностные компетентности Социальные компетентности По типам деятельности: Научные (исследовательские) Педагогические Управленческие Экспертные Инженерные и т.д.

Виды ключевых компетенций (обобщение): Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов). Информационные технологии (компютерные – Интернет, эл. почта, программирование и т.д.) Исследовательские. Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации). Работа с числами (вычисления, использование мат. методов для решения практических задач). Организационные (работа с людьми). Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели). Умение учиться (рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.) Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»). Решение проблем.

«России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнёмся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований». (Из Послания Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию) 16

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Компетентностный подход формирует у обучающихся готовность действовать на основе ЗУН в реальной жизни.

Перечень компетентностей:Учащиеся (да/нет) Учителя (да/нет) Родители (да/нет) 1.Умения читать сложные тексты, относящиеся к повседневной жизни: (материалы прессы, технические инструкции и т.д.) 1212/16 2.Умения составления делового письма, заполнения различных бланков1212/16 3.Умения работы с компьютером Знания правил дорожного движения и других правил ОБЖ Знаний по сохранению и укреплению здоровья.11/ Навыков владения бытовой техникой10/212/15/1 7.Умения ориентироваться в вопросах: а)политики б)экономики в)права г) экологии 12 10/ / Умения ориентироваться в среде обитания Умения ориентироваться в ценностях культуры: а)умения заниматься конкретным видом творческой деятельности (танцы, пение, тетр, игра на музыкальном инструменте и т.д.) б)знание духовной культуры (наука, исскуство, литература, философия, мораль, просвещение и т.д) 8/1 11/1 12/1 4/ Умения и знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью11/112/ Знания этикета7/312/16 Анализ результатов анкетирования участников образовательного процесса на выявление необходимости формирования общих компетентностей

Компетентностный стандарт Вид стандарта, рассматриваемый в настоящее время международным экспертным сообществом в качестве идеала. В компетентностных стандартах выделяется комплекс компетенций общих или относящихся к какому-либо предмету и уровни их достижения.

Получившаяся в результате модель компетентностей кладется в основу иллюстрационных заданий двух типов – дидактического и проверочного, которые не должны совпадать. Дидактические задания показывают пример заданий, которые способствуют развитию той или иной компетентности, а проверочные, задания являются инструментом диагностики системы, то есть мониторинга. При этом определенный уровень достижений, выраженный в граничном значении на шкале, фиксируется в качестве обязательного минимума (минимальный стандарт). Разделение иллюстративных заданий на дидактические и проверочные преследует цель избежать или хотя бы минимизировать эффект «натаскивания на тесты». Достижение требуемых компетенций проверяется при помощи заданий типа PISA или PIRLS.

Оценивание компетенций Критериальное оценивание: По качеству результата, продукта деятельности – экспертная оценка. По процессу деятельности в конкретной ситуации– экспертная оценка. При помощи специальных тестовых заданий типа PISA.

PISA Например, при работе с текстами, а также с диаграммами, графиками и таблицами учащемуся требуется проявить следующие умения наиболее общего интеллектуального характера: Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения. Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов. Уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения. Уметь понимать зависимости, выраженные в графической форме (диаграммы, графики, таблицы). Уметь извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков для решения практической задачи. Уметь обобщать факты и делать вывод. Например, при ответе на вопрос: «Как Вы думаете, чувства отца и его поведение по отношению к сыну типичны и для нашего времени?»). Уметь сравнивать объекты или информацию, представленную в той или иной форме и делать на основе сравнения выводы. Уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы объясняющие что-либо. Уметь различать мнения и факты в высказывании человека. Уметь определять к какой деятельности относится то или иное действие. Уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив. Уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов. Уметь определять причины поступков людей (персонажей данной ситуации) или явлений.

Новый дом учения (направленность инновационных программ, инновационных технологий на развитие компетентностей) Предметная компетентность Компетентность методов Социальная компетентность Личностная компетентность Работа и учение на основе собственной мотивации и ответственности Возможные учебные работы Организационные формы Работа по эпохам (в системе погружений) Работа в группах, по этапам Проекты, учебная исследовательская деятельность Работа по индивидуальному учебному плану Работа по недельному плану Изготовление учебных продуктов Доклады / Коммуникация Запрос и поиск информации из разных источников (узнавать и спрашивать) Тренинг методов ученияРабота в команде Коммуникативный тренинг Ключевые компетентности

Компетентностное содержание образования включает в себя : - интегрированное построение образовательной программы ( модульные образовательные программы) - ориентацию на конкретные компетенции при целеполагании и отборе содержания каждого учебного занятия - связь с практикой ( жизнедеятельностью).

Спасибо за внимание!