Психологические причины зависимого поведения Елена Федоренко Красноярск 2012 e.fedorenko@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. План: Понятие зависимого поведения; Причины; Механизмы формирования; Методики для определения зависимости; Направления профилактической.
Advertisements

Проблемы ранней алкоголизации подростков Якименко Марина Ивановна учащаяся 11 класса Б МОУ СОШ 12.
Программа индивидуального развития ребенка «Формирование и сохранение мотивационной сферы ребенка» Работу выполнила слушатель курсов повышения квалификации.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Психологический анализ дезадаптивного поведения в подростковом возрасте Руководитель: ст. преподаватель Громко Николай Иванович.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
Нравственные ресурсы школьников. Проблемы преодоления аддиктивного поведения Доклад - заместитель директора школы по воспитательной работе Коротаева О.И.
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
Информационно- теоретическая компетенция педагога по вопросам профилактики асоциальных явлений в ОУ (по материалам городских семинаров социальных педагогов)
Изучение риска злоупотребления психоактивных веществ у учащихся КГБОУ НПО «Профессиональное училище-15» Автор: Журавлёва Елена Анатольевна.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Данные предварительной диагностики Диагностика учащихся 8-9 классов (37 учеников), проведенная в 2012 году, показала следующие результаты: - 32% учащихся.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПАВ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Г.
Страшней ребенка зверя нет. ТЕОРИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Педагогическая коррекция подростков.
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
Психическое здоровье студентов. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми,
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Представление опыта работы классного руководителя Николаева Владимира Арсеньевича «Воспитательная система класса «Стань Человеком, Гражданином, Патриотом!»
Социально - педагогическая работа.. Цели и задачи 1. Социальная защита детей, находящихся под опекой. 2. Профилактика девиантного поведения учащихся,
Транксрипт:

Психологические причины зависимого поведения Елена Федоренко Красноярск 2012

Что мы знаем об аддиктивном или зависимом поведении Аддиктивное поведение относится к категории отклоняющегося или девиантного поведения; Девиантное поведение – поступки /действия индивида, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые официально установлены в данном обществе (В.Е. Каган) Наличие того или иного вида девиантного поведения повышает риск вовлеченности в другие.

Добровольное подчинение некоей власти, непреодолимой, вынуждающей силы, которая обычно переживается как идущая из вне. D.N. Shtern Положительное качество, способствующее здоровому психологическому развитию и росту человека (R. Frager J. Fadiman) Попытка решения жизненных проблем индивидами, обладающими различными уровнями уязвимости. E.J. Khntzian Человек, свободный от аддикции (зависимости), - это человек мертвый, вялый, у которого вместо души пар (А.Ф.Усков, 2000). Это не всегда признак патологической слабости, это и проявление фонтанирующей жизненной силы, нередко креативности и высокой поисковой активности, оригинальности(L.M.Dodes, 1995). Внешние действия человека, связанные с непреодолимым на данный момент влечением к какому –либо объекту (В.В.Шабалина) Аддикция это -

Объект зависимости Средство удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения Ведущий мотив деятельности

Наиболее часто встречающиеся в литературе виды зависимого поведения (В.М. Блейхер, И.В. Круг, В.Д. Менделевич, Н.В.Сирота, Н.Е. Буторина и др): Наркотическая От психоактивных веществ Алкогольная Никотиновая Зависимость от интеренета От азартных игр От деструктивных культов Пищевая Других людей Работы

Частота зависимостей по данным обращаемости, 2011г. (Менделевич В.Д.)

Зависимость – это хорошо или плохо? Зачем нужна зависимость? Какие задачи она решает?

Самоконтроль Умение прогнозировать Преодолевать трудности Эмоциональная регуляция Самостоятельность Или: Забота о себе, Чувства, Отношения с окружающими, Самооценка Появление зависимости служит симптомом наличия дефицитов у человека и отражает базовые трудности в сфере саморегуляции:

Дефицит ресурса относительно требований окружающей среды Избыточность ресурсов по отношению к бедной среде и быстрая утрата самочувствия в освоенных ситуациях Ключевые факторы риска зависимости

Дефицит самостоятельных форм поведения Дефицит эмоционального диапазона, отсутствие эмоциональных нюансов Функциональные дефициты Психологические причины зависимого поведения

зависимостьавтономность

Риск зависимости в актуальном возрасте возрастает если: В генезисе человека есть опыт предзависимостей, застревание на определенных стереотипных ненужных действиях не обусловленных функциональной необходимостью как показатель фрустрации базовых потребностей в разных возрастах.

Человек не склонен к патологической зависимости если он находится в относительном согласии с самим собой, своими чувствами и способен адекватно выражать эти чувства и совладать с ними; если он действует самостоятельно и инициативно, доверяя себе и своим убеждениям; эффективен в ситуации неопределенности; если он понимает свои ресурсы и дефициты, может критически мыслить; поддерживает здоровые отношения с другими людьми, может позаботиться о себе сам.

Общие принципы организации профилактической работы Опережающий характер Безопасность для обучающихся Часть воспитательного процесса

Типы риска Актуальный риск Потенциальный риск

Формы профилактики зависимого поведения в условиях образования Первичная профилактика Непрямая профилактика Прямая профилактики Адресная работа с группой риска Диагностическая работа

Непрямые формы профилактики в зоне потенциального риска развитие эмоциональной сферы коммуникативных умений способности волевой регуляции собственного поведения планирования и контроля собственной деятельности развитие позитивного представления о себе и окружающих развитие самостоятельности, инициативы, ответственности развитие познавательной сферы.

Прямые формы профилактики в зоне потенциального риска формирование устойчивых негативных установок по отношению к наркотикам, алкоголю работа с существующими у детей некритичными стереотипами относительно тематики зависимости.

Адресная работа с группой риска на основе выявленных факторов риска зависимости Компенсация имеющихся функциональных дефицитов Развитие самостоятельности Развитие эмоциональной сферы в специальных группах

Непрямые формы профилактики в зоне актуального риска формирование самостоятельности, инициативы, умения действовать по собственному замыслу, создавать и реализовывать собственные проекты, формирование половозрастной идентичности;

Прямые формы профилактики в зоне актуального риска Организация диспутов, диалогов среди подростков, юношей как альтернатива монологу взрослого в запугивающей форме Удовлетворение любопытства посредством написания творческих работ по тематике зависимости Повышение компетентности родителей в области формирования зависимого поведения

Адресная работа с группой риска на основе выявленных факторов риска зависимости В рамках индивидуальных консультаций для подростков и родителей Специально организованные тренинги для подростков

Диагностика эффективности профилактических программ Об эффективности профилактической деятельности могут свидетельствовать данные об уменьшении (стабильности) степени риска в фиксированных группах. Динамику риска в фиксированной группе можно измерить.

Способы оценки эффективности программ профилактики Выявление риска зависимости на ранних этапах развития (у детей 6 – 8 лет). Опросник для родителей Выявление уровней и динамики риска наркозависимости в период актуального риска. Опросник для подростков ( лет)