1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ЛекцияХрамов С.М. Филиал Государственного учреждения образования «Специальный факультет бизнеса и информационных технологий» Белорусского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Advertisements

Лекция по дисциплине «Право» Тема 3 «Формы (источники) права» (лектор: канд. юрид. наук, доц. Николюкин Станислав Вячеславович) Право1.
Распорядительные документы, которые издают исполнительные органы государственной власти в Новосибирской области АРСЕНТЬЕВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, ОНДАР ДОЛУМА.
«Формы (источники) права» 1. ПЛАН 1. Понятие формы (источника) права. 2. Нормативный правовой акт: понятие и виды. 3. Понятие, признаки, виды законов.
Локальные акты общеобразовательного учреждения Учебный курс Рожков Артемий Игоревич Рожков Артемий Игоревич, зам. главного редактора «Юридического журнала.
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень_Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Правовые акты государственного управления. Управленческая цепочка цельзадачафункцияметодформа.
1 Локальные нормативные акты образовательной организации в соответствии с законом 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Общие требования. Подготовка к изменениям.
Локальные акты образовательных учреждений в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Система муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования.
Представьте ведомость в трех экземплярах с надлежащими подписями и приложением печатей. Двух часов и не прошло, представил и ведомость. По всей форме.
Контрольная работа по дисциплине « Основы делопроизводства » на тему : Становление и развитие распорядительной документации.
СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ. Цель занятия: знакомство с основными видами управленческих документов и изучение особенностей составления и оформления организационных,
Устав профессионального союза работников народного образования и науки РФ Изменения и дополнения внесены VI Съездом Профсоюза 31 марта 2010 г.
Источники права То, что помогает познать право То, чем руководствуется практика в решении юридических дел -Правовой обычай – Правило поведения, признанное.
Тема 7_Формы (источники) права ГУ ВШЭ - Москва
Административно-правовые нормы Лекция 3. План 1. Понятие и характеристика административно-правовых норм 2. Особенности структуры административно-правовых.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Локальные акты образовательного учреждения май 2012 года (мастерская для руководителей образовательных учреждений)
Транксрипт:

1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ЛекцияХрамов С.М. Филиал Государственного учреждения образования «Специальный факультет бизнеса и информационных технологий» Белорусского государственного университета в г.Бресте 2008

2 Лекция 5. Административно-правовые акты управления. Тема 6. Административно-правовые методы.

3 Какие нормативные правовые акты принимают органы государственной власти? законодательная власть (Национальное собрание Республики Беларусь) принимает законы; судебная власть (судебные органы), включая Конституционный Суд, - акты правосудия (судебные постановления); Конституционный Суд - заключения; органы прокуратуры акты прокурорского надзора.

4 Правовой акт является объективированным выражением правовой формы деятельности субъектов государственного управления.

5 Акты управления (ч. 1) основанные на законе предписания государственно-властного характера, сделанные в соответствующих формах в процессе исполнительно- распорядительной деятельности полномочными органами (должностными лицами) и влекущие юридические последствия. Сергей Сидорский, Премьер-Министр Беларуси

6 Определение Ж. Ведель «Исполнительное решение есть юридический акт, издаваемый в одностороннем порядке администрацией в целях изменения юридического предписания путем наложения обязанностей или предоставления прав».

7 Акты управления (ч. 2) В широком смысле слова под актами управления можно понимать все действия государственных органов (должностных лиц), которые совершаются в процессе повседневно­го руководства хозяйственной, социально- культурной и административно- политической областями жизни страны.

8 Значение актов управления Правовые акты управления обладают организующим характером. С их помощью упорядочивается и налаживается деятельность управляемых субъектов, объединяются их усилия на выполнение наиболее важных задач, укрепляются законность, порядок, дисциплина.

9 Правовые акты - основная продукция органов государственного управления Это самая большая по объему разновидность юридических актов. Субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами они принимают юрисдикционные акты. В большого количестве издаются правоприменительные акты о приеме (на работу, в вузы и т.д.), призыве на воинскую службу, назначении (пенсий, пособий), награждении, выделении, разрешении, возложении обязанностей, запрещении, регистрации, приватизации и др.

10 Преимущества правовых актов органов государственного управления Мобильность. Процедура их принятия и отмены сравнительно проста.

11 Особенности акта государственного управления (ч. 1) 1. Являются результатом реализации государственно-властных полномочий, обладают государственно-властным характером. Поэтому они авторитарны, т.е. обязательны для исполнения всеми, кому адресованы. Исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства.

12 Особенности акта государственного управления (ч. 2) 2. Акт управления принимается в одностороннем порядке, исходит от компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного субъекта государственного управления. Председатель Брестского облисполкома Константин Сумар

13 Особенности акта государственного управления (ч. 3) Правовой акт управления является правовой формой исполнительно- распорядительной деятельности, может создавать правовую базу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Он издается уполномоченным лицом при исполнении служебных обязанностей. Министр внутренних дел Беларуси Владимир Наумов

14 Таким образом правовой акт управления - это юридический акт, решающий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело (вопрос), персонально определяющий поведение адресата, обладающий государственно-властным характером, поскольку направлен на оптимальное разрешение управленческих дел и вопросов.

15 Юридическое значение актов управления они устанавливают или изменяют правила поведения, которые являются общими, не содержат указаний об индивидуумах; индивидуальный акт управления служит юридическим фактом, если законодательство связывает с ним возникновение или прекращение конкретных правоотношений в сфере исполнительной власти. Например,Например, распоряжениями Правительства Республики Беларусь производится назначение или утверждение в должности определенных категорий государственных служащих.

16 Акты управления могут (ч. 1) служить основанием для издания другого акта управления (например, на основе акта вышестоящего органа управления издается акт нижестоящего органа управления); носить юрисдикционный (правоохранительный) характер, т.е. содержать правовую оценку тех или иных фактов, решение споров о праве или применение установленной законом санкции (например, вынесение административной комиссией постановления о наложении на гражданина штрафа);

17 Акты управления могут (ч. 2) играть роль доказательства при рассмотрении некоторых категорий дел в судах и органах управления (например, постановление о применении администра­тивного взыскания за мелкое хулиганство); служить основанием для возбуждения судебного дела (об увольнении, о признании недействительным ордера на жилую площадь и др.); служить юридическими обоснованиями, на основе которых возникают отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, финансового, земельного права (например, акт управления, обязывающий определенных лиц заключить договор на заранее установленных условиях, представляет собой наиболее распространенный вид административных актов, регулирующих гражданско-правовые отношения).

18 Отличие актов управления от служебных документов эти документы (докладные записки, справки и др.) не содержат норм права, не могут сами изменить, прекратить или установить административно- правовые отношения.

19 Классификация правовых актов управления 1по юридическим свойствам 2сроку действия 3территории действия 4характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты 5органам, издающим правовые акты управления; 6формам выражения актов

20 По юридическим свойствам Правовые акты управления нормативные (общие) индивидуальные (административные ) акты смешанного характера.

21 Нормативные акты управления (ч. 1) содержат в себе нормы права. Они принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на длительный срок действия и не имеют конкретного, персонифицированного адресата (например, нормы, содержащиеся в Правилах дорожного движения, пожарной безопасности и др.).

22 Нормативные акты управления (ч. 2) рассчитаны на многократное применение, поэтому нормативный акт подлежит применению всегда, когда какой-либо субъект вступает в сферу отношений, регулируемых данным актом. Нормативными актами управления определяется правовой статус органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту или Правительству Республики Беларусь. Регулируют общественные отношения, складывающиеся во всех сферах и отраслях государственного управления.

23 Индивидуальные (административные) акты акты, которые не устанавливают, не содержат в себе норм права. Они разрешают конкретный вопрос управ­ления (дело) на основе законов или других государственно-правовых актов, в том числе и нормативных актов управления, т.е. являются актами применения норм права к конкретным обстоятельствам жизни (случаям). Данные акты содержат предписания разового характера, являются по существу юридическими актами. Примером таких актов могут служить постановления Правительства Республики Беларусь о назначении конкретных лиц на должности заместителя министра и др.

24 По сроку действия акты с неопределенным сроком действия (бессрочные), срочные, временные. Временные акты, как правило, действуют в течение неопределенного, но непродолжительного срока. В наименовании таких актов указывается, что они временные.

25 По территории действия акты, действующие в масштабе Республики Беларусь; акты, действующие в масштабе административно- территориальной единицы (района, города, области).

26 По характеру компетенции органов государственного управления (ч. 1) акты общего, межотраслевого и отраслевого управления. Акты общего управления издаются органами общей компетенции (Правительством, исполнительными комитетами областей, городов, районов, местными администрациями горо­дов, районов) и обладают большей юридической силой, чем акты отраслевого и межотраслевого управления.

27 По характеру компетенции органов государственного управления (ч. 2) Актами органов межотраслевой (функциональной) компетенции регулируются отношения, связанные с решением специальных вопросов, имеющих межотраслевой характер. Эти акты обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами.

28 По характеру компетенции органов государственного управления (ч. 3) К органам межотраслевого управления относятся, например, Министерство статистики и анализа, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, некоторых государственных комитетов при Совете Министров.

29 По характеру компетенции органов государственного управления (ч. 4) Акты отраслевого управления регулируют общественные отношения и разрешают управленческие дела в определенной отрасли хозяйства или социально-культурного строительства. К данной группе относятся правовые акты министерств транспорта и коммуникаций, архитектуры и строительства, сельского хозяйства и продовольствия, торговли и др.

30 Классификация по органам, издающим правовые акты управления (ч. 1) указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления Совета Министров; приказы и инструкции министров и руководителей государственных комитетов, комиссий и специаль­ных ведомств;

31 Классификация по органам, издающим правовые акты управления (ч. 2) решения и распоряжения исполкомов; приказы и инструкции руководителей управлений и отделов исполкомов, руководителей учреждений и предприятий.

32 По форме выражения словесные акты выражения (письменные и устные), Конклюдентные (лат. Conclūdere – заключать)

33 Важно! Формой деятельности является не сам акт, а его издание.

34 Требования, предъявляемые к правовым актам управления (ч. 1) 1. Юридическая обоснованность.1. Юридическая обоснованность. Правовой акт управления, изданный органом или должностным лицом по вопросу, относящемуся к компетенции другого органа или должностного лица, подлежит отмене, поскольку он издан с нарушением его компетенции.

35 Требования, предъявляемые к правовым актам управления (ч. 2) 2. Экономическая обоснованность.2. Экономическая обоснованность. 3. Соблюдение порядка принятия.3. Соблюдение порядка принятия. Например, акты, принимаемые коллегиальными органами, должны обсуждаться на заседаниях этих органов при наличии кворума, т.е. простого или квалифицированного (не менее двух третей) большинства членов данного коллегиального органа. Без выполнения этого требования акты являются незаконными.

36 Требования, предъявляемые к правовым актам управления (ч. 3) 4. Установленная форма.4. Установленная форма. Подпись должностного лица. Прохождение юридической экспертизы.

37 Требования, предъявляемые к правовым актам управления (ч. 4) Требование делать в акте ссылку на закон, на основании которого принято решение, побуждает субъекта управления внимательно относиться к акту с точки зрения законности. Требование подписи акта определяет ответственность субъекта за его содержание. СледовательноСледовательно, вопрос о соблюдении формы акта - это не технический вопрос, а существенный фактор правильного разрешения управленческого дела.

38 Требования, предъявляемые к правовым актам управления (ч. 5) Декреты, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства публикуются в Собрании указов и постановлений Правительства, а также в газетах «Рэспублша», «Звязда», «Народная газета». Опубликование актов Президента и Правительства в указанных изданиях является официальным.

39 Требования, предъявляемые к правовым актам управления (ч. 6) Нормативные акты министерств и ведомств Республики Беларусь, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Беларусь, подлежат официальному опубликованию не позднее десяти дней после их регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу. Контроль за правильностью и своевременностью опуб­ ликования ведомственных нормативных актов возложен на Министерство юстиции Республики Беларусь.

40 Неправовые акты государственного управления 1. Ничтожные не порождают юридических последствий с момента их возникновения. Их юридическая несостоятельность настолько очевидна, что они не подлежат никакому исполнению, пороки таких актов не могут быть устранены. Ничтожными являются акты, которые грубо нарушают законы и интересы государства. 2. Оспоримые Вопрос о законности оспоримого акта государственного управления решается органом, который издал акт, вышестоящим органом, органом контроля или судом.

41 Организационно-технические требования (ч. 1) 1. Акты управления должны издаваться своевременно и по тем вопросам, которые именно в данный момент требуют разрешения с помощью правовых средств.

42 Организационно-технические требования (ч. 2) 2. Должны издаваться в соответствии с особенностями отдельных местностей, отраслей управления, спецификой задач тех или иных государственных органов и должностных лиц. Должны учитываться конкретные условия работы исполнителей, их реальные возможности.

43 Организационно-технические требования (ч. 3) 3. Требования к содержанию акта. Текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и понятным языком, исключающим разное толко­ вание норм, с соблюдением официально-делового стиля лите­ратурного языка и юридической терминологии (ст. 9 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь »).

44 Организационно-технические требования (ч. 4) Нормативные правовые акты должны быть внутренне согласованными, логично построенными и соответствовать нормотворческой технике. При изложении текста нормативного правового акта сначала размещаются более общие, затем более конкретные положения. Термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными.

45 Организационно-технические требования (ч. 5) Изложение нормы нормативного правового акта должно быть лаконичным, преимущественно утвердительным и в настоящем времени.

46 Порядок издания актов государственного управления В Республике Беларусь не существует одного правового акта, определяющего общий порядок принятия (издания) актов управления. Такой порядок регулируется многими правовыми актами. Например, Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Неодинаковы и стадии издания актов в разных органах, и действия, связанные с изданием актов в различных формах одним органом. Например, процедура принятия решений исполкомом отлична от процедуры принятия распоряжений.

47 Подготовка проекта акта управления рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта; организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки; сбор необходимых материалов и информации; разработку концепции проекта; составление текста проекта; согласование проекта; проведение юридической и иных необходимых экспертиз.

48 Основа нормотворческой деятельности ежегодные планы подготовки проектов нормативных правовых актов.

49 Официальное опубликование (ч. 1) в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь; в газете «Советская Белоруссия» - акты Президента Республики Беларусь; в газете «Рэспублiка» - постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, правовые акты республиканских органов государственного управления;

50 Официальное опубликование (ч. 2) комитетов.в периодических печатных изданиях, которые определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, - правовые акты областных и Минского городского исполнительных комитетов.

51 КОНЕЦ ЛЕКЦИИ Храмов С.М.