Тема 13. Групповая динамика. План лекции 1.Общее понятие группы. Причины формирования и стадии развития 2.Хоуторнские эксперименты 3.Формальные и неформальные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внутригрупповые отношения имеют формальную и неформальную структуру. Они могут определяться как социальным статусом человека, его позицией в системе формальных.
Advertisements

Тема 9. Групповая динамика и руководство. План лекции Группы в организации Развитие неформальных групп и их характеристики Формальные группы в организации.
Групповая динамика и руководство
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Личность в системе межличностных отношений. Группа – люди, объединенные по каким-либо общим для них социально- демографическим и психологическим признакам.
Социальные взаимодействия. Социальная связь- совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые.
Общение – это процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу.
Власть и влияние
Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи.
Термин «коммуникация» (от лат. communicare делаю общим, сообщение, передача) это обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Семья Городскаягруппа Студенты Школьный класс Друзья Кружки и секции Профессиональнаягруппа Люди.
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
Лидерство в системе менеджмента. 1.Лидерство и его роль в системе менеджмента можно выделить следующие основные подходы к его трактовке: это руководящая.
Тема 3. Администрирование социальной работой. 1. Механизмы, задачи и функции администрирования. 2. Администрирование в современный период. 3. Специфика.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 1. Понятие социальной структуры, ее виды и уровни. 2. Характеристика видов и элементов социальной структуры.
Сеть социальных лидеров Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Методический центр развития социального обслуживания» г. Сургут,
Организация взаимодействия в управлении и полномочия План 1. Делегирование полномочий 2. Групповая динамика в менеджменте 3. Управление неформальной организацией.
МОУ Голицынская СОШ 1 Коллектив. Групповая сплоченность и методы ее создания Педагог-психолог Педагог-психолог Трипуть М.В. Голицыно, 2009.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Транксрипт:

Тема 13. Групповая динамика

План лекции 1.Общее понятие группы. Причины формирования и стадии развития 2.Хоуторнские эксперименты 3.Формальные и неформальные группы 4.Характеристика неформальных групп: структура, статус, роли, нормы, лидерство, сплоченность.

Группа два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других лиц. Группа руководителя (командная) состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Типичная командная группа – это президент компании и вице-президенты.

Рабочая (целевая) группа, состоящая из лиц, работающих над общим заданием, в российской практике и законодательстве – трудовой коллектив. Комитет (комиссия, совет) внутри организации, которому делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. Имеется 2 основных вида комитетов: специальный и постоянный. Группа по интересам – набор людей, объединенных общим интересом, разделяемым ее членами.

ПРИЗНАКИ ГРУППЫ Наличие целей Наличие руководителей Иерархия членов группы Нормы и правила поведения членов группы Определенные формы контроля за членами группы

Стадии развития группы Притирка или взаимное принятие. На первый взгляд коллектив выглядит деловым, организованным, на самом деле люди притираются, оценивают друг друга. Часто подлинные чувства скрываются, коллективная работа отсутствует. «Ближний бой» или распределение ролей – выявляются лидеры, образуются группировки, группа начинает обсуждать то, как достичь согласия, улучшить взаимоотношения.

Экспериментирование – потенциал группы возрастает, так как меньше сил уходит на выяснение отношений и больше на решение проблем, решается вопрос о том, как использовать ресурсы. Эффективность – группа приобретает опыт успешного решения проблем, члены группы начинают гордиться своей принадлежностью к группе, на проблемы смотрят реалистично. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому в зависимости от конкретной задачи. Если группа является эффективной, то можно применять стиль делегирования полномочий.

Согласно концепции Б. Такмана и М. Дженсена, группы проходят пять четко определенных стадий развития: стадия возникновения группы стадия конфликта стадия принятия групповых норм стадия исполнения стадия прерывания деятельности.

2. Хоуторнские эксперименты Проведенные компанией «Вестерн электрик» в годах под руководством австралийского социолога Э. Мэйо, продемонстрировали, что поведение рабочих жестко детерминировано поведением его непосредственной рабочей группы. работая в группах, люди действуют совсем иначе, чем в одиночку Первоначально хотели исследовать характеристики внешней среды: освещенность рабочего места, температура воздуха и т.п.

Оказалось, что улучшение освещенности является лишь незначительным фактором повышения производительности. в значительной мере рост производительности и благоприятный организационный климат могли определяться только повышенным вниманием менеджмента и статусом «особой» группы.

В другом эксперименте участвовали мужчины, к которым дополнительно был применен план материального поощрения рабочие не повышали свою производительность индивидуально. Их продуктивность контролировалась групповой нормой, которая определяла нормальную производительность рабочего дня. рабочие даже давали искаженные отчеты о своей производительности, чтобы иметь маневр. Производительность занижалась в целях самозащиты.

Члены группы опасались, что если они значительно увеличат производительность, расценки будут урезаны, дневные нормы повышены, а кроме того, увеличится вероятность увольнений. Таким образом, группа формировала коллективную идею «разумной» производительности: делать не слишком много, но и не слишком мало. Скрытая групповая норма заставляла каждого усреднять свою производительность в соответствии с групповой нормой.

Групповая норма включала целый ряд табу, и среди них: «не вылезай», «не лодырничай», «не подкладывай свинью товарищу». Методы, которыми группа утверждала эту норму, были достаточно разнообразными. Они включали высмеивание, присваивание прозвищ, сарказм и даже физическую агрессию, выражавшуюся в толчках и угрозах тем, кто ее нарушал. Группа иногда прибегала и к остракизму, т. е. полному игнорированию того работника, который откровенно не хотел следовать норме.

Выводы продемонстрирована роль групповых норм в определении индивидуального поведения на рабочем месте. было показано, что. материальное стимулирование в любой его форме в меньшей мере влияет на поведение рабочих, чем групповые стандарты, эмоции и чувство безопасности. Людям нравится ощущать свою значимость. Как только на человека обращают внимание, интересуются его возможностями и результатами, он даже при объективно худших условиях добивается большей производительности

исследователи не задались вопросом, как использовать этот групповой феномен для повышения эффективности, а восприняли его как негативный фактор, как угрозу своим усилиям достичь максимальной эффектности стали искать эффективные методы нейтрализации влияния группы с помощью различных управленческих приемов: постановки индивидуальных задач, установления индивидуальной ответственности, оценки деятельности каждого, и т. п.

3. Формальные и неформальные группы Группа неформальная (неофициальная) реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы.

Группа официальная (формальная) реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Официальная группа всегда имеет определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Примерами условных официальных групп могут служить различные комиссии, группы референтов, консультантов и т. п.

Причины вступления в неформальную группу Потребность в принадлежности взаимопомощь потребность в защите потребность в общении, в получении наиболее полной информации фактор соседства

без неформальных групп ни о каком инновационном духе и доверии в коллективе не может быть и речи. гораздо эффективнее рассматривать их в качестве потенциала роста своего бизнеса, чем конкурентов в борьбе за раздел пирога власти.

4. Характеристики неформальных групп Социальный контроль (групповые нормы приемлемого и неприемлемого поведения) сопротивление нововведениям поведение неформальных лидеров неформальные методы воздействия лидера на работников (авторитет и доверие к себе)

Групповые нормы от лат. norma руководящее начало, точное предписание, образец совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Причины возникновения групповых норм Преследование общих целей Стремление к сохранению стабильности группы Общие представления Подражание другим членам группы Страх перед санкциями (насмешки, неприятие)

Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы, к которым относятся: нормы поведения, одежда, речь, производительность труда, отношение к технике безопасности, производству, сверхурочной работе, целям организации, руководству и т.п.

Статус - оценка окружающими личности данного субъекта и роли, исполняемой им, определяющая его реальное или ожидаемое положение в системе социальных связей. Статус бывает формальным и неформальным. Первый определяется должностью его обладателя, значимостью решаемых им задач, второй – личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих.

Лидерство Лидер - член группы, занимающий в ней ведущее положение. Выдвигается в результате взаимодействия членов группы или создает вокруг себя группу Различают формальных и неформальных лидеров формальный - официально назначенный руководитель неформальный - это человек, обладающий высокими личными качествами и авторитетом в коллективе. Имеет власть только в рамках группы может стать проблемой для формального руководителя

Сплоченность группы Характеризуется степенью совпадения оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям и событиям), наиболее значимым для группы

Факторы групповой сплоченности сходство базовых ценностных ориентаций членов группы, ясность и определенность групповой цели, кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, относительно небольшой объем группы, дружеская, располагающая атмосфера привлекательность членов команды (степень симпатии к ним окружающих), престижность группы и членства в ней