Типы творчески одаренных и способных учащихся. Для творчески одаренных и способных учащихся, как правило, бывает характерно высокое общее умственное развитие. Однако что касается особенностей развития интеллекта, то у одних бывает развито интуитивное мышление (назовем их интуитивистами), а у других логическое мышление. Вторых можно отнести к логикам.
Теоретик или практик? Далее учителю следует обратить внимание на то, к какой деятельности более склонен ученик: к решению сложных теоретических задач или к конкретной практической деятельности? В первом случае - это будущий теоретик, во втором практик.
Общие и специальные способности. Если ученик проявляет высокий уровень творческих способностей ко многим предметам, то мы имеем право утверждать, что у данного ученика высокий уровень развития общих способностей, Если же ярко выражены способности к одному или смежным, близким по характеру видам деятельности, то речь идет о специальных способностях. Например, способность к музыке, живописи или к педагогической деятельности все это специальные способности.
Как диагностировать творческую одаренность ученика? Правило первое: в изучении творческой одаренности и способностей учащихся предпочтение отдается пролонгированному, длительному наблюдению и изучению учащихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.
Как диагностировать творческую одаренность ученика? Правило второе: целесообразно сочетать применение тестовых методик с обычными, но целенаправленными наблюдениями за деятельностью учащихся.
Как диагностировать творческую одаренность ученика? Правило третье: трудность, сложность тестовых творческих задач и заданий, применяемых для диагностики, должны быть таковы, чтобы учащийся справлялся с ними либо на переделе мобилизации своих сил и способностей, либо с небольшой помощью учителя.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс.