Обучение написанию сочинения (части С) в рамках подготовки к ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Advertisements

Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
А РГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ. В АША ПОЗИЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА В ОТДЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Таким образом, автор стремится донести до читателя.
Анализ художественного текста. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Публицистический стиль и его особенности. Создание собственного текста-рассуждения на основе исходного (подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ)
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед читателями. Аргументация – это приведение доказательств,
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
1. Над каким вопросом размышляет автор? (проблема текста) 2. Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (комментарий) 3. Как автор отвечает на.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Электронные учебные материалы Как писать рецензию Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской.
Транксрипт:

Обучение написанию сочинения (части С) в рамках подготовки к ЕГЭ

«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет.

План сочинения 1. Вступление. Проблема. 2. Комментарий проблемы. 3. Авторская позиция. 4. Собственное мнение. 5. Аргумент Аргумент Заключение.

Оценивание работы 1) Формулировка проблемы(1 балл). 2)Комментарий проблемы (2 балла). 3)Авторская позиция (1 балл). 4)Собственное мнение и аргументация (3 балла). 5)Отсутствие логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (2 балла). 6)Точность и выразительность речи (2 балла). 7)Соблюдение орфографических норм (3 балла). 8)Соблюдение пунктуационных норм (3 балла). 9)Соблюдение языковых норм (2 балла). 10)Соблюдение речевых норм (2 балла). 11)Соблюдение этических норм (1 балл). 12) Соблюдение фактологических норм в фоновом материале (1 балл) Итого: 23 балла

Вступление Главная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Виды вступления: Проблемный вопрос Общие сведения о проблеме Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме Создание определенного эмоционального настроя. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после прочтения текста. Цитата из исходного текста ( или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Проблема текста Проблема – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Типы проблем –Философские –Социальные –Политические –Нравственные –Психологические –Экологические –Эстетические

Способы формулирования проблемы 1.Сформулировать самостоятельно (своими словами). 2.Процитировать. 3.Указать номера предложений из текста.

Два способа формулирования проблемы своими словами Проблема чего? – Одним словом или словосочетанием: -Одиночества -Милосердия -Экологии -Взаимоотношений «отцов и детей» и т.д. В форме вопроса: -Что важнее – закон или совесть? -Может ли прогресс быть человечным? -Необходимо ли милосердие в нашей жизни? -Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? и др.

Типовые конструкции(клише) для формулирования проблемы Проблема (какая?) сложная важная серьезная глубокая актуальная нерешенная острая мучительная неразрешенная

Типовые конструкции(клише) для формулирования проблемы Проблема (чего?) воспитания смысла жизни образования отцов и детей патриотизма формирования личности героизма сохранения родного языка благородства влияния красоты и природы на интеллигентности человека Вопрос (о чем?) о воспитании о смысле жизни об образовании об отцах и детях о патриотизме о формировании личности о героизме о сохранении родного языка о благородстве о влиянии красоты и природы на об интеллигентности человека

Типовые конструкции(клише) Автор размышляет над проблемой… Автор текста затрагивает проблему… В центре внимания автора стоит проблема… В тексте (имя и фамилия автора в Р.п.) поднимается проблема… Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в Р.п.) посвящен проблеме… Текст (имя и фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой… (Имя и фамилия автора в И.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой… Как (зачем, почему и т.д. )..? Именно эта проблема привлекла автора.

Комментарий к проблеме Комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова) Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Комментарий Текстуальный «от текста к действительности» Объяснение текста, следование за автором в раскрытии темы. Ученик связывает мысли автора со своими знаниями о жизни Концептуальный «от действительности к тексту» Ученик, опираясь на понимание проблемы, дает различного родя интерпретации.

Создаем текстовый комментарий На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?

Создаем концептуальный комментарий К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?

Типы информации в тексте Фактуальная – сообщение о фактах, событиях и процессах действительности. Концептуальная – субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается.

Введение цитат в текст Прямая речь Вольтер однажды метко сказал: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Косвенная речь Вольтер однажды сказал, что словарь – это Вселенная в алфавитном порядке. Предложение с вводной конструкцией По словам Вольтера, «словарь - это Вселенная в алфавитном порядке». Цитата как часть предложения Не случайно Вольтер считал, что «словарь - это Вселенная в алфавитном порядке.

Клише текстового комментария художественного текста Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений кого с кем) Не случайно автор изображает (кого, что)… Поступок героя свидетельствует о том, что… Слова (мысли) героя показывают, что… Автор осуждает/одобряет поступок (поступки)героя (героев)… Автор сочувствует своему герою (своим героям)… Симпатии автора на стороне (кого)…

Клише комментариев (текстовый комментарий публицистического текста) Проблема раскрывается автором на примере… В качестве примера автор рассматривает… Автор заставляет читателя задуматься (над чем) Автор текста обращает внимание на… В размышлениях автора звучит мысль о том, что… Автор доказывает, что… Автор убежден в том, что… Автор разделяет мнение (кого)… Автор искренне восхищен, огорчен (чем)… Автор приводит нас к выводу о том, что…

Клише комментариев (концептуальный комментарий) Проблема (чего) – одна из актуальных проблем нашего времени. Данная социальная (нравственная и т.д.) проблема имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где и когда) Как и большинство из нас, автор считает, что… Автор полемизирует (с кем)… Автор подробно рассматривает … Автор обращает наше внимание на… Таким образом, автор убеждает нас в том, что…

Автор… (что делает?) … отмечает; описывает; подчеркивает; останавливается на…; приводит пример того, как…; отмечает важность; считает; цитирует; подтверждает свои мысли цитатами; опирается на мнение; анализирует; рассматривает; сопоставляет; противопоставляет; доказывает; убеждает; приходит к выводу.

Позиция автора Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Иными словами, если проблем – вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, то, в видит автор решение проблемы.

Как выявить позицию автора? Авторская позиция проявляется: в подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении; в соотношении персонажей; в языковом оформлении текста.

Языковые средства выражения позиции автора Слова- маркеры: главное, самое важное, надо, нужно, необходимо и др. Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности. Например: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка. Любящий человек – это великое благо.

Языковые средства выражения позиции автора Средства выразительности Как много во всем этом ума и чувства красоты! (риторическое восклицание) Вводные слова: к сожалению, к несчастью, к счастью, ко всеобщей радости и др. К несчастью, не все люди понимают это. Побудительные предложения Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.

Клише для выражения позиции автора Автор считает, что… Автор подводит читателя к тому, что… Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… Позиция автора такова… Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом… Автор призывает нас (к чему)… Автор убеждает нас в том, что… Автор осуждает (кого/что, за что)… Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. Основная цель автора заключается в том, что… Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…

Аргументация собственной позиции Рассуждение Тезис (положение, которое надо доказать) Аргументация (доказательство, выводы) Вывод (общий итог)

Пример аргументации Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Аргумент 1. Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Иллюстрации к аргументу 1. Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух? Аргумент 2. Моя позиция подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики. Иллюстрации к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Вывод. Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

Виды аргументов Аргументы рациональные (логические) иллюстративныессылки на авторитет реальные фактыконкретные примеры из жизни мнения выдающихся людей статистикапримеры из художественных произведений цитаты из авторитетных источников законы природыпредположительны е примеры мнение очевидцев положения официальных документов общественное мнение

Виды аргументов «аргументы к обещанию» «аргументы к угрозе» содержат указание указывают на негативные на положительные последствия принятия последствия принятия (или игнорирования) тезиса

Способы аргументации 1.Поддерживающая – ученик, соглашаясь с мением автора, приводит доводы, подтверждающие авторский тезис. 2.Опровергающая – учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя аргументами. Аргуме

Оценивание аргументов Аргументы, оцениваемые 2 баллами: 1.примеры из художественной литературы; 2.примеры из публицистической литературы; 3.примеры из научной (научно-популярной) литературы. Аргументы, оцениваемые 1 баллом: 1.примеры из жизни; 2.собственные наблюдения и выводы; 3.предположительные примеры; 4.ссылки на авторитет; 5.пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения); 6.Примеры из кинофильмов.

Заключение