ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 21б5 117628,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнили ученицы 9-го класса Средней школы 3 Им.Г.С.Боровикова Бахчаева Екатерина Рябинина Екатерина Рябинина Елизавета Замалеева Илиза Пилишкина.
Advertisements

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение СОШ с.Курумоч структурное подразделение детский сад «Белочка» Муниципального района Волжский Самарской.
Этот народный промысел – яркая веселая игрушка, которую на забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Появился.
МБДОУ ДС комбинированного вида 37 Воспитатель: Маслова В.В.
Связь времён в народном искусстве. Цели: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Воспитывать любовь и интерес.
Авторы - разработчики проекта: Киваева Л.В., Лебедева Т.В. Киваева Л.В., Лебедева Т.В.
История создания народной игрушки Подготовила: Прибыткова В.А.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Задание для 5 класса, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, с использованием графического планшета по теме «Древние образы в народных игрушках.
Тема: «Летняя сказка зимой» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора. Ознакомление с городецкой росписью и беседа о её красоте.
Выполнила: воспитатель Малионова А.О МБДОУ Д/С 18 «Веселые звоночки» Г.Барнаул.
«Узоры дымковской игрушки» Т.П. Ень, воспитатель ГБДОУ детский сад 8 Петродворцового района.
Древние образы в современных народных игрушках. Домашнее задание Альбом, карандаш, синяя и белая гуашь, кисти, стакан для воды, ножницы В тетрадь: что.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 43 Выполнила: Воспитатель Булыгина Наталья Викторовна.
Презентация к занятию (аппликация, лепка, старшая группа) по теме: Декоративная лепка в старшей группе
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 комбинированного вида Василеостровского района Санкт -Петербурга «Электронная.
Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ.
Особенности организации непосредственно образовательной деятельности по лепке в детском саду на основе Дымковской игрушки Выполнила: Бородина О.А.
Народные промыслы. Хохлома. Выполнила : Егармина С.В. Учитель ИЗО.
1. Назовите бытовые предметы или игрушки с росписью ? 2. Знаете ли вы где их сделали? 3.Что характерно для городецкой росписи? 4. В чём особенность жостовских.
Транксрипт:

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 21б , г. Москва, ул. Ратная, д.4А Тел.: Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста Ознакомление детей средней группы с филимоновской игрушкой Выполнила: Воспитатель Губанова Н.Н. Москва 2013

1.Введение 2.Значение филимоновской игрушки в воспитательном процессе 3.Особенности филимоновской игрушки 4.Основные моменты творческого развития детей средней группы детского сада. 5.Вывод, анализ 6.Конспект занятия по теме :» Филимоновская игрушка.» 7.Список источников

Введение Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. А.М.Горький писал: «основоположниками искусства были гончары, кузнецы, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще – ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».

Основное значение филимоновской игрушки Игрушка предмет детских забав и развлечений служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Особенности филимоновской игрушки Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную в Туле, Каргополе. В игрушках преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов.

Промысел игрушки возник в середине 19 века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.

Изображения людей монолитные, скупые на детали близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку- свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» сценка свидания влюбленных.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога круглые завитки-баранки, у коровы полумесяцем торчат вверх, у оленя как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Основные моменты творческого развития детей средней группы детского сада. В программе по изобразительной деятельности для средней группы предусмотрены занятия декоративным рисованием и декоративной аппликацией. В течение года на декоративное рисование выделяют 8 – 10 занятий(остальные 30 занятий отводятся на освоение предметного и сюжетного рисования, а также на создание рисунков по замыслу детей). С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, филимоновская, каргопольская, калининская глиняная игрушка, керамическая посуда).

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи: - формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; - учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы, - выделять элементы узора. Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов).

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Дети учатся составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге. Новая форма – розетта – близка к квадрату, кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети украшают дорожку (полоса), скатерть, тарелку (квадрат, розетта, круг), расписывают ткань маме на платье присутствует игровая мотивация на каждом занятии).

Заключение Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту окружающего мира. Филимоновские игрушки – замечательный материал для детского творчества. Ребенок сможет воплотить свои фантазии, развить мастерство, а под руководством мамы или воспитателя узнать историю создания скульптурок и овладеть техникой уникальной росписи. В жизни есть много удивительных вещей. Одна из наиболее поразительных – глубокие, умные и проникновенные глаза ребенка, открывающего для себя мир. То, во что вложена чья-то душа обязательно отзовется в его чистом сердце. Простая народная поделка воспитает эстетический вкус маленького человека. Ведь в ней – настоящая красота и гармония. Мир представится воображению ребенка добрым, ярким и правильным.

Конспект занятия по теме :» Филимоновская игрушка.» Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины. Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Петушок». Познавательные задачи: 1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова. 2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

Образовательные задачи: 1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи. 2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы. Воспитательные задачи: Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

План занятия. Вступление. Рассказ о древних народных игрушках, об искусстве создания филимоновской игрушки и её ярких особенностях. Показ образцов игрушки и иллюстраций. Основная часть. 1. Объяснение задания и последовательности выполнения работы. 2. Изготовление из бумаги фигурки петушка. 3. Выполнение мини-упражнения. Воспроизведение узоров традиционных для данной игрушки на бумажной полосе. 4. Роспись птички, завершение поделки «Петушок». Заключение. Импровизированная выставка-ярмарка под музыку и стихи, обсуждение результатов работы.

Оборудование и материалы: Репродукции, открытки, оригинал филимоновской игрушки. Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Образец готовой поделки «Петушок». Шаблоны-фигурки петушков и шаблоны подставочек из бумаги. гуашь, кисти и салфетка, банка с водой. Полоски бумаги для выполнения упражнений.

Содержание занятия. Вступление. В начале занятия воспитатель может задать вопросы, которые пробудят живой интерес к теме занятия. Какая у тебя любимая игрушка? Какое настроение создаёт твоя игрушка? Из каких материалов сделаны современные игрушки? Получив ответы ребят,воспитатель предлагает представить жизнь детей в старые времена и игрушки, которые были тогда.

Древнейшие игрушки, которые найдены на территории нашей страны все сделаны из глины. Игрушки из нестойких материалов (солома, ткани, дерево) утрачены, о них мы знаем меньше, чем о глиняных. Гончары делали свои игрушки наряду с посудой – основным своим занятием. Не пропадал зря ни один комочек глины, оставшийся от горшков, каждый гончар умел слепить простейшую свистульку или потешную посуду. Фигурки людей, коней, баранов, птиц, некоторые украшены росписью и глазурью, найдены в раскопках древних русских городов – Москвы, Киева, Твери, Рязани, Новгорода. Чем больше совершенствовалось ремесло, тем значительней проявлялось художественное начало в игрушке.

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах.

Все филимоновские игрушки свистульки. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь.

Основная часть. Перед тем, как дети приступят к работе, воспитатель объясняет задание и последовательность выполнения работы. Необходимо раздать детям шаблоны фигурок петушка.. Прорисованные фигурки вырезаются. Что бы удачно расписать игрушку, детям предлагается сначала выполнить мини- упражнение. Воспроизвести узоры традиционные для данной игрушки на бумажной полосе. Нужно скопировать основные орнаменты с карточки – образца. Задание выполняется быстро, жёлтым делается первая разметка узора, потом вводятся красные и зелёные элементы. Ставится задача – освоить технику создания филимоновского узора, разработать руку.

Перед тем как расписывать петушка, можно легко карандашом наметить форму крылышка, узор на хвосте на двух сторонах фигурки. В той же последовательности приступать к работе с красками. Необходимо напомнить детям, что нужно попытаться скопировать образец росписи птички, так как сегодня мы учимся у филимоновских мастеров.

Заключение. Делаем выставку-ярмарку, выставляем поделки, рядом раскладываем расписные полоски. Можно включить музыку и прочитать слова песенок, прибауток из старинного русского фольклора. Кукареку! Петушок Подает голосок На боярский дворок Кукареку! Петушок, Золотой гребешок Маслена головушка, Шелкова бородушка. На воротах сидел, Пером лапти сплёл! Все игрушки очень веселые, и когда их много это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение!

Список источников: 1. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. М.: Детская литература, Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. Просвещение, Федотов, Фролова Е.Н., Чистый источник. М.: Мол. Гвардия, Юный Художник 3-4 /1992. Филимоновская игрушка О.Яковлева. 5. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г. 6. Соломенникова О.А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г 7. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г. 8. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группа, программа, конспекты), Владос, 175 стр., 2008 г.