Тема 1. Основы бухгалтерского учета 1.1. Определение, цель и задачи бухгалтерского учета 1.2. Бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет 1.3. Система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Advertisements

Бухгалтерский учет, его сущность и задачи Преподаватель: Спесивцева Анна Леонидовна.
ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Хозяйственная деятельность организации (по ФЗ «О бухгалтерском учете») Совокупность материальных и денежных ценностей,
Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 13 ОБЭ-БУ БАГУРИНА ВИКТОРИЯ.
Подготовила : Попова С. 14 БУ. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим.
Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его виды и место в системе хозяйственного учета. 1. Понятие хозяйственного учета, его виды. Измерители, применяемые.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных специальных.
Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Дидактическийматериал.
Тема СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налогооблагаемой.
УЧЕТ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА Задачи бухгалтерского учета основных средств: 1) правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления.
Аудит статей пассива баланса Лекция 7.. Аудит формирования уставного капитала.
« Унификация правил и стандартов бухгалтерского учета кредитной кооперации, как необходимое условие корректного использования экономических нормативов.
АУДИТ СТАТЕЙ АКТИВА БАЛАНСА Лекция 6.. СТРУКТУРА АКТИВА БАЛАНСА ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ.
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Нижегородский.
Хозяйственный учёт представляет собой систему количественного отражения и качественной характеристики экономических явлений и процессов с целью контроля.
Метод бухгалтерского учета и содержание его основных элементов.
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Предмет бухгалтерского учета - в обобщенном виде хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Транксрипт:

Тема 1. Основы бухгалтерского учета 1.1. Определение, цель и задачи бухгалтерского учета 1.2. Бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет 1.3. Система регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации (федеральный закон, учетные стандарты, учетная политика организации) 1.4. Учетные процедуры и способы ведения бухгалтерского учета Характеристика и классификация объектов бухгалтерского наблюдения Первичное наблюдение и стоимостная оценка объектов наблюдения Балансовое уравнение и интерпретация хозяйственных операций в соответствии с балансовой моделью Текущая группировка и обобщение данных по объектам наблюдения (счета бухгалтерского учета, двойная запись на счетах, учетные регистры) 1.5. Бухгалтерская отчетность: характеристика показателей и форм бухгалтерской отчетности

Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций Объекты бухгалтерского учета Имущество Обязательства Капитал Хозяйственные операции, осуществляемые организацией в процессе финансово-хозяйственной деятельности Определение бухгалтерского учета Организации ведут учет с целью получения информации о финансово-хозяйственной деятельности, необходимой для управления этой деятельностью, а также для представления информации иным заинтересованным лицам, необходимой им для принятия разного рода экономических решений Цель ведения учета

Задачи бухгалтерского учета: -формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; -обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; -предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости Задачи бухгалтерского учета:

Пользователи бухгалтерской отчетности лица, имеющие потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать отчетную информацию организации Внутренние пользователи - лица, осуществляющие управление финансово- хозяйственной деятельностью организации, им доступна любая информация, необходимая для управления Внешние пользователи – лица, не осуществляющие управление деятельностью организации. Информация об организации представляется в виде Бухгалтерской отчетности органы государственной статистики и др. менеджеры и др. руководители (органы управления) акционеры, инвесторы, кредиторы страховщики, банки поставщики, покупатели налоговые органы

Финансовый и управленческий учет финансовый учет и управленческий учет – составные части учетной системы организации, ориентированные на разные информационные потребности внешний и внутренних пользователей Управленческий учет: - требования к управленческой информации устанавливаются организацией исключительно исходя из потребностей в информации, необходимой для эффективного управления; - порядок ведения управленческого учета, состав и периодичность управленческой отчетности определяются внутренними документами организации Финансовый учет: - бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется заинтересованным пользователям и является открытой (публичной) информацией; - информация должна удовлетворять требованиям достоверности и сравнимости, подготавливаться на единой для всех организаций методологической основе; В отношении бухгалтерского (финансового) учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности действуют принятые экономическим сообществом и установленные законодательно общие принципы и правила

Законодательство РФ о бухгалтерском учете Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от г. 129-ФЗ другие федеральные законы РФ указы Президента РФ постановления Правительства РФ Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям Цель законодательства РФ о бухгалтерском учете все организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций (за исключением организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов, которые ведут учет доходов и расходов в соответствии с НАЛОГОВЫМ законодательством РФ Сфера действия законодательства РФ о бухгалтерском учете

Регулирование бухгалтерского учета Федеральный закон «О бухгалтерском учете» Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляет ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции разрабатывают и утверждают обязательные для исполнения всеми организациями документы: - планы счетов бухгалтерского учета; - положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы учета имущества и обязательств, составления бухгалтерской отчетности; - другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; - положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей. Организации, руководствуясь законодательством нормативными актами, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из масштабов, отрасли и других особенностей деятельности

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при осуществлении хозяйственных операций несет руководитель организации Организация бухгалтерского учета 1. Учредить бухгалтерскую службу (бухгалтерию), как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером 2. Ввести в штат должность бухгалтера 3. Передать ведение бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту 4. Вести бухгалтерский учет лично Руководители организаций в зависимости от объема учетной работы могут: Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю и несет ответственность: за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности

Принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения; стоимостного измерения; текущей группировки; итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации - способы группировки данных по объектам наблюдения; - способы оценки стоимости объектов наблюдения и хозяйственных операций; - способы погашения стоимости имущества; - способы организации документооборота; - порядок проведения инвентаризаций и других процедур контроля; - порядок применения счетов бухгалтерского учета и организации учетных регистров; - способы и технология обработки учетных данных Способы ведения учета

Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение учета в организации, и утверждается руководителем. Принятая учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно- распорядительной документацией - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета; - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; - способы оценки активов и обязательств; - правила документооборота и технология обработки данных; - порядок контроля за хозяйственными операциями; - другие решения, необходимые для организации и ведения учета В составе учетной политики утверждается:

Принципы бухгалтерского учета Базовые (концептуальные) положения, применяемые на сегодняшний день, для выработки единой методологии ведения бухгалтерского учета и формирования показателей бухгалтерской отчетности: Непрерывность деятельности Периодичность Последовательность применения учетной политики Оценка по себестоимости Временная определенность фактов хозяйственной деятельности Реализация Двойственность Соответствие (доходов и расходов) Денежное измерение Имущественная обособленность

- бухгалтерский учет ведется в валюте РФ – рублях; - оценка имущества и обязательств для отражения в учете производится в денежном измерении; - стоимость имущества определяется как сумма фактических затрат, связанных с его приобретением (по себестоимости); - имущество, принадлежащее организации, учитывается обособленно от имущества других лиц, находящегося у организации; - бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента регистрации юридического лица до момента реорганизации или ликвидации; - бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов; - все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет; - систематизация и накопление данных, содержащихся в принятых к учету первичных документах, производится в учетных регистрах; - для обеспечения достоверности данных учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой подтверждается их наличие, состояние и оценка; - все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах учета без каких-либо пропусков и изъятий; - в бухгалтерском учете текущие затраты и капитальные затраты учитываются раздельно. Основные требования к ведению бухгалтерского учета, установлены федеральным законом:

ПБУ 1УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 2 УЧЕТ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА ПБУ 3 УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ПБУ 4 БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 5 УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ПБУ 6 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПБУ 7СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ ПБУ 8 УСЛОВНЫЕ ФАКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПБУ 9 ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 10 РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 11 ИНФОРМАЦИЯ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ ПБУ 12 ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ ПБУ 13 УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ ПБУ 14 УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ПБУ 15 УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ЗАЙМАМ И КРЕДИТАМ ПБУ 16 ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕКРАЩАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПБУ 17 УЧЕТ РАСХОДОВ НА НИОКР И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПБУ 18 УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПБУ 19 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПБУ 20 ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПБУ 21 ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ Правила формирование в бухгалтерском учете и представления в бухгалтерской отчетности информации организациями – юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) устанавливаются ПОЛОЖЕНИЯМИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ, разрабатываемыми и утверждаемыми МИНФИНОМ РОССИИ

При формировании учетной политики предполагается: Допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существует обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций Допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в будущем и у нее отсутствуют намерения или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке Допущение последовательности применения учетной политики: принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного года к другому Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с ними В ПБУ 1 «Учетная политика организации» сформулированы допущения и требования, необходимые для формирования учетной политики

Учетная политика организации должна обеспечивать: Требование полноты: полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности Требование своевременности: своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности Требование осмотрительности: выражение большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов Требование приоритета содержания перед формой отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования Требование непротиворечивости тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца Требование рациональности рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации

Первичные учетные документы Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами Документирование хозяйственных операций регламентируется Положением «О документах и документообороте в бухгалтерском учете» Оправдательный документ – документ, составленный на бумажном или электронном носителе информации, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции Документ принимается к учету если он составлен по унифицированной форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если не предусмотрена унифицированная форма документа, то он должен содержать обязательные реквизиты: Наименование документа; Дата составления документа; Наименование организации; Содержание хозяйственной операции; Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; Наименование должностей лиц, подписавших документ; Личные подписи указанных лиц Первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после окончания операции В первичных учетных документах допускаются оговоренные исправления В банковских и кассовых документах исправления не допускаются

Классификация документов По месту составления: Внешние Внутренние По содержанию хозяйственных операций: Материальные (Накладные, Акты и другие подтверждающие движение материальных ценностей) Расчетные (Счета, Платежные поручения, Приходные и Расходные кассовые ордера, Платежные и Расчетные ведомости и другие, подтверждающие расчеты организации) Документы, подтверждающие наличие и движение денежных средств организации (Выписки банка, Кассовая книга) Документы бухгалтерского оформления (документы, составленные бухгалтерией по внутренним операциям: Расчеты, Справки и пр.) По способу отражения операций: Разовые (составляются по каждой операции) Накопительные (содержат информацию по однородным операциям за определенный период времени: Лимитно-заборные карты, Месячные наряды) По порядку составления: Первичные (составляются по хозяйственным операциям в момент их совершения) Сводные (обобщают информацию по однородным первичным документам за определенный период времени)

Документооборот Документооборот – путь документа с момента его составления до сдачи в архив С целью установления сроков и порядка составления, представления в бухгалтерию и сдачи документов в архив главным бухгалтером разрабатывается, а руководителем утверждается ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА Для каждой организации График документооборота разрабатывается с учетом конкретных особенностей По каждому документу в График включают разделы: Порядок создания документа Порядок проверки документа Порядок обработки документа Порядок сдачи в архив

1.Проверка документа по форме, по существу, арифметическая 2.Таксировка 3. Группировка и составление сводных документов 4. Контировка 5. Регистрация документа и запись данных в учетных реситрах 6. Передача документа в архив Расчет в документе денежной оценки хозяйственной операции, например, таксировка материального документа – умножение количества на цену, таксировка наряда – умножение отработанного времени на часовую тарифную ставку и др. Указание на документе дебетуемого и кредитуемого счетов бухгалтерского учета, на которые относится сумма хозяйственной операции, подтвержденной этим документом Этапы обработки документов

Инвентаризация Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации Выявленные расхождения подлежат отражению в бухгалтерском учете Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности При смене материально ответственных лиц При выявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества В случае стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств При реорганизации или ликвидации организации При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, преобразовании ГУП или МУП Инвентаризация проводится обязательно в случаях:

Виды инвентаризаций В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств различают следующие виды инвентаризации: Полная инвентаризация Проверка всех без исключения видов имущества и обязательств. Обязательно проводится в конце года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности Частичная инвентаризация Охватывает проверкой один или несколько видов имущества/обязательств. Проводится обычно в случаях смены материально-ответственных лиц в подразделениях Выборочная инвентаризация Проводится в отдельных подразделениях для контроля за наличием имущества или проверки работы материально- ответственных лиц Периодическая инвентаризация Проводится регулярно в установленные сроки по отдельным видам имущества (например, раз в несколько лет проводится инвентаризация основных средств)

Порядок проведения инвентаризаций Количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения и перечень имущества, подлежащего проверке при каждой из них, утверждается руководителем Для проведения инвентаризаций в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой входят представители администрации, работники бухгалтерии, аудиторы (если необходимо) Инвентаризация включает 3 этапа работ: Подготовительный этап – изучение объектов, пломбирование мест хранения МЦ, проверка измерительных приборов Проверка наличия МЦ, обязательств и их оценки, составление инвентаризационных описей Сверка данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета, составление Сличительной ведомости, выявление расхождений, принятие решения руководителем по результатам, отражение результатов в бухгалтерском учете

Объекты бухгалтерского наблюдения Имущество (Активы) Обязательства Капитал Хозяйственная операция хозяйственные средства (экономические ресурсы), контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности, которые должны принести ей в будущем экономические выгоды существующая на определенную дату задолженность организации, являющаяся следствием прошлых событий хозяйственной деятельности, погашение которой приведет к оттоку ресурсов (активов), в которых заключены экономические выгоды остаток имущества (активов) после вычета из них обязательств. Собственные источники формирования имущества организации единичное действие или событие, осуществляемое с определенной целью, вызывающее изменения (в настоящем или будущем) имущества организации

Классификация и характеристика активов Активы организации Внеоборотные активыОборотные активы Нематериальные активы Основные средства Доходные вложения в материальные ценности Незавершенные капитальные вложения Запасы: - материалы, товары - готовая продукция - затраты незавершенного производства - расходы будущих периодов - прочие затраты и запасы Дебиторская задолженность: - покупатели - авансы поставщикам - прочие дебиторы Финансовые вложения Денежные средства

Классификация и характеристика обязательств Обязательства организации Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства Займы и кредиты Прочие долгосрочные обязательства Займы и кредиты Текущая кредиторская задолженность: - поставщики - авансы покупателей - работники - налоги и сборы - внебюджетные фонды - прочие кредиторы Задолженность перед учредителями (участниками) Прочие кредиторы

Классификация и характеристика капитала Капитал организации Уставный капитал Нераспределенная прибыль Добавочный капиталРезервный капитал нераспределенная прибыль = чистая прибыль предыдущего года – отчисления в резервный капитал - дивиденды чистая прибыль = (доходы – расходы) – налог на прибыль

Классификация и характеристика доходов и расходов Доходы организации – увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением увеличения капитала по решению участников (акционеров) Расходы организации – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения капитала по решению участников (акционеров) Доходы по обычным видам деятельности (выручка) Прочие доходы Расходы по обычным видам деятельности – себестоимость продаж Прочие расходы Доходы - Расходы = Финансовый результат (прибыль/убыток)

Финансово-хозяйственная деятельность организации рассматривается как три связанных между собой направления движения ресурсов (денежных средств): финансирование деятельности, инвестиционная деятельность и текущая (операционная) деятельность Хозяйственная операция – единичное действие (событие, состояние), относящееся к определенному моменту (периоду) времени, подтвержденное соответствующим документом, имеющее стоимостную оценку в результате которого происходит изменение в составе или оценке активов, обязательств (капитала) Хозяйственные процессы и хозяйственные операции Хозяйственный процесс – совокупность фактов хозяйственной деятельности (хозяйственных операций) Хозяйственные операции процесса приобретения Хозяйственные операции процесса производства Хозяйственные операции процесса продажи

Финансирование деятельности – привлечение средств, необходимых для ведения деятельности организацией Учредители (участники, акционеры и др.) Кредиторы, займодавцы Формирование и увеличение уставного капитала организации Привлечение средств путем банковских кредитов, облигационных и др. займов Денежные средства (иное имущество ) Погашение займов и кредитов (без процентов)

Инвестиционная деятельность – капитальные вложения (приобретение долгосрочных активов, необходимых для осуществления деятельности) и финансовые вложения Деньги Деньги Капитальные вложения Финансовые вложения Основные средства Нематериальные активы НИОКР Доходные вложения в МЦ Ценные бумаги Депозиты Предоставленные займы Вклады в УК других организаций Вклады в совместную деятельность Приобретенные права требования Использование в текущей деятельности Поступления от продажи объектов, передачи в аренду, предоставления прав пользования и др. Поступления от продажи ценных бумаг, долей, дивидендов, процентов, погашения займов и др.

Текущая (операционная) деятельность – основная деятельность организации: приобретение и продажа товаров (торговля); производство и продажа продукции (производство); выполнение работ, оказание услуг и др. Деньги Приобретение товаров Товары Оплата труда работников Уплата налогов, сборов Выплата процентов по займам, кредитам Выплата дивидендов Прочие платежи Приобретение материалов, работ, услуг Выручка от продажи товаров Пример текущей деятельности - ТОРГОВЛЯ Текущие расходы Прочие расходы Распределение прибыли

Текущая (операционная) деятельность – основная деятельность организации: приобретение и продажа товаров (торговля); производство и продажа продукции (производство); выполнение работ, оказание услуг и др. Деньги Производство продукта, предназначенного для продажи Оплата труда работников Уплата налогов, сборов Выплата процентов по займам, кредитам Выплата дивидендов Прочие платежи Приобретение материалов, работ, услуг Выручка от продажи продукции Пример текущей деятельности - ПРОИЗВОДСТВО Прочие расходы Распределение прибыли Готовая продукция

Стоимостное измерение объектов наблюдения Учетные измерители натуральныетрудовые Денежный Для отражения в бухгалтерском учете имущество и обязательства должны быть выражены в денежном измерителе

Оценка – способ измерения стоимости объектов бухгалтерского наблюдения в денежном выражении Имущество (активы), приобретенное организацией, принимается к учету по фактической себестоимости Используемые в отношении фактической себестоимости термины: Первоначальная стоимость – фактическая себестоимость принятых к учету основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности, финансовых вложений Фактическая себестоимость приобретения – сумма фактических затрат на приобретение материалов, товаров Фактическая производственная себестоимость – сумма фактических затрат на изготовление продукта, предназначенного для продажи (готовая продукция, работы, услуги и др.) 1. Фактическая себестоимость активов, приобретенных за деньги определяется в сумме фактических затрат на приобретение 2. Фактическая себестоимость активов, приобретенных по договорам с неденежным исполнением обязательств, определяется исходя из цены переданного имущества, а если ее установить невозможно, то исходя из цены имущества, аналогичного полученному 3. Фактическая себестоимость активов, полученных в счет вклада в уставный капитал определяется как денежная оценка, согласованная учредителями 4. Фактическая себестоимость активов, полученных по договорам дарения (безвозмездно), определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету 5. Фактическая себестоимость активов, изготовленных (созданных) самой организацией определяется как сумма фактических затрат на изготовление (создание)

Капитальные затраты и текущие затраты Затраты – сумма денежных средств, использованных с определенной целью Капитальные затраты – приобретение (создание) внеоборотных (долгосрочных) активов Текущие затраты (состав различается в зависимости от вида деятельности организации): Затраты на продукт – затраты на приобретение и/или изготовление продукта, предназначенного для продажи: в торговле – затраты на приобретение товаров в производстве продукции – затраты на приобретение материалов и их обработку (переработку) в выполнении работ, оказании услуг – затраты на выполнение работ, оказание услуг !!! Для расчета себестоимости единицы продукции применяется прием оценки - КАЛЬКУЛЯЦИЯ Затраты периода (управленческие и коммерческие расходы) Расходы будущих периодов

Способы оценки активов при отпуске Материально-производственные запасы при отпуске оценивают: по себестоимости единицы запасов по средней себестоимости группы запасов по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО) Способы списания стоимости активов - амортизация Способы амортизации основных средств и доходных вложений в материальные ценности: линейный способ уменьшаемого остатка способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) Способы амортизации нематериальных активов: линейный способ уменьшаемого остатка способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Случаи изменения первоначальной стоимости активов Переоценка основных средств, нематериальных активов Модернизация (реконструкция), достройка, дооборудование, частичная ликвидация основных средств Корректировка первоначальной стоимости ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке в связи с изменением их текущей (рыночной) котировки Виды оценочных резервов Резерв под снижение стоимости материальных ценностей (материалы, товары, готовая продукция) Резерв под обесценение финансовых вложений (финансовые вложения, по которым текущая (рыночная) стоимость организатором торговли на РЦБ не определяется) Резерв по сомнительным долгам (просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность) Виды резервов предстоящих расходов Резерв на ремонт основных средств Резерв на оплату отпусков Резерв на гарантийный ремонт др.

Обязательство, возникшее из договора, оценивается исходя из цены полученного имущества (выполненных работ, оказанных услуг) Обязательство, возникшее вследствие причинения вреда, оценивается исходя из стоимости причиненного вреда Обязательство, возникшее в силу действия закона, оценивается исходя из установленных законом требований Исполнение обязательств приводит к оттоку (передаче) имущества (денежных средств) из организации Оценка обязательства представляет собой денежную оценку имущества, которое будет передано для исполнения обязательства Оценка обязательств

Доходы Доходы от обычных видов деятельности (выручка) Прочие доходы Поступление денежных средств, дебиторской задолженности в сумме исходя из цены, установленной в договоре; в сумме, признанной должником или присужденной судом; иного имущества исходя из его текущей (рыночной) стоимости и др. Доходы – это оценка активов, поступивших в организацию в результате совершения хозяйственных операций за определенный период времени Оценка доходов

Расходы Расходы по обычным видов деятельности (себестоимость продаж) Прочие доходы Выплата денежных средств или сумма кредиторской задолженности, исходя из цены приобретенных и использованных материальных ценностей; потребленных работ и услуг; текущая (рыночная) стоимость переданного имущества и др. Расходы – это оценка активов (затрат), использованных организацией за определенный период времени, для получения доходов Оценка расходов

Накладные затраты Основные затраты Приобретение активов Производство продукта Продажа Затраты на производство продукта для продажи Затраты периода (общехозяйственные, управленческие) Фактическая себестоимость актива Прямые Косвенные Ф.П.С. готовой продукции (работ, услуг) Затраты периода (расходы на продажу, коммерческие расходы) Себестоимость продаж (расходы по обычным видам деятельности) Схема затраты – расходы Себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг)

Доходы от обычных видов деятельности (выручка) Расходы по обычным видам деятельности (себестоимость продаж) Прибыль (+) или убыток (-)от продаж Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Прочие доходы Прочие расходы Прибыль (убыток) до налогообложения Налог на прибыль Формирование финансового результата деятельности -

Балансовое уравнение Активы = Капитал + Обязательства В результате каждой хозяйственной операции происходит изменение в составе активов и (или) обязательств и (или) капитала, при этом равенство между левой и правой частями уравнения всегда сохраняется Типы хозяйственных операций относительно балансового уравнения 1. увеличение активов и одновременное уменьшение активов на одну и ту же сумму, валюта баланса не изменяется; 2. увеличение обязательств (капитала) и одновременное уменьшение обязательств или капитала на одну и ту же сумму, валюта баланса не изменяется; 3. увеличение активов и увеличение обязательств (капитала) на одну и ту же сумму, валюта баланса увеличивается; 4. уменьшение активов и уменьшение обязательств (капитала) на одну и ту же сумму, валюта баланса уменьшается.

Бухгалтерский баланс на _______ г. АКТИВПАССИВ I. Внеоборотные активыIII. Капитал Нематериальные активы Основные средства Доходные вложения в материальные ценности Долгосрочные финансовые вложения Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток) II. Оборотные активыIV. Долгосрочные обязательства Запасы Дебиторская задолженность Финансовые вложения Денежные средства Кредиты и займы V. Краткосрочные обязательства Кредиты и займы Кредиторская задолженность БАЛАНС

Текущая группировка и обобщение данных об имуществе и обязательствах организации Группировка данных о хозяйственных операциях производится способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета называют – ПЛАН СЧЕТОВ Каждый счет выполняет в процессе группировки данных определенную функцию Накопление и обобщение данных в хронологии с систематизацией по счетам производится в УЧЕТНЫХ РЕГИСТРАХ Основной регистр – ГЛАВНАЯ КНИГА – реестр открытых счетов с обобщенными данными за период

Счет бухгалтерского учета (счет) – способ группировки информации по экономически однородным хозяйственным операциям АктивыКапиталОбязательства =+ Дебет Кредит (+)(-) С.н= Дт оборотКт оборот С.к = Дебет Кредит С.н= (-)(+) Дт оборотКт оборот С.к = Дебет Кредит С.н= (-)(+) Дт оборотКт оборот С.к = Активный счетПассивный счет

Двойная запись на счетах – запись хозяйственной операции по дебету одного или нескольких счетов и кредиту другого счета в одинаковой сумме или запись хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту одного или нескольких счетов в одинаковой сумме Бухгалтерская проводка – указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции Участвующие в отражении хозяйственной операции счета называют корреспондирующими счетами

РазделНазвание разделаНомера счетов IВнеоборотные активы01-09 IIПроизводственные запасы10-19 IIIЗатраты на производство20-39 IVГотовая продукция и товары40-49 VДенежные средства50-59 VIРасчеты60-79 VIIКапитал80-89 VIIIФинансовые результаты90-99 Забалансовые счета План счетов – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета

Классификация счетов бухгалтерского учета БалансовыеЗабалансовые Активные Пассивные Основные Результативный Калькуляционные Регулирующие Сопоставительные Собирательно- распределительные

По степени обобщения данных счета разделяют на синтетические и аналитические Синтетические счета Машины и оборудование Уаз Ваз Газ Основные средства Транспортные средства Станок 2 Станок 3 Станок 1 Субсчета Аналитические счета

Раздел I. Внеоборотные активы Счет 01 Основные средства Счет 02 Амортизация основных средств Счет 03 Доходные вложения в материальные ценности Счет 04 Нематериальные активы Счет 05 Амортизация нематериальных активов Счет 07 Оборудование к установке Счет 08 Вложения во внеоборотные активы Счет 09 Отложенные налоговые активы Раздел II. Производственные запасы Счет 10 Материалы Счет 11 Животные на выращивании и откорме Счет 14 Резерв под снижение стоимости материальных ценностей Счет 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей Счет 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей Счет 19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Раздел III. Затраты на производство Счет 20 Основное производство Счет 21 Полуфабрикаты собственного производства Счет 23 Вспомогательные производства Счет 25 Общепроизводственные расходы Счет 26 Общехозяйственные расходы Счет 28 Брак в производстве Счет 29 Обслуживающие производства и хозяйства Раздел IV. Готовая продукция и товары Счет 40 Выпуск продукции Счет 41 Товары Счет 42 Торговая наценка Счет 43 Готовая продукция Счет 44 Расходы на продажу Счет 45 Товары отгруженные Счет 46 Выполненные этапы по незавершенным работам

Раздел V. Денежные средства Счет 50 Касса Счет 51 Расчетные счета Счет 52 Валютные счета Счет 55 Специальные счета в банках Счет 57 Переводы в пути Счет 58 Финансовые вложения Счет 59 Резервы под обесценение финансовых вложений

Раздел VI. Расчеты Счет 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками Счет 62 Расчеты с покупателями и заказчиками Счет 63 Резервы по сомнительным долгам Счет 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам Счет 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам Счет 68 Расчеты по налогам и сборам Счет 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению Счет 70 Расчеты с персоналом по оплате труда Счет 71 Расчеты с подотчетными лицами Счет 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям Счет 75 Расчеты с учредителями Счет 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами Счет 77 Отложенные налоговые обязательства Счет 79 Внутрихозяйственные расчеты

Раздел VII. Капитал Счет 80 Уставный капитал Счет 81 Собственные акции (доли) Счет 82 Резервный капитал Счет 83 Добавочный капитал Счет 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Счет 86 Целевое финансирование Раздел VIII. Финансовые результаты Счет 90 Продажи Счет 91 Прочие доходы и расходы Счет 94 Недостачи и потери от порчи ценностей Счет 96 Резервы предстоящих расходов Счет 97 Расходы будущих периодов Счет 98 Доходы будущих периодов Счет 99 Прибыли и убытки

Забалансовые счета Счет 001 Арендованные основные средства Счет 002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение Счет 003 Материалы, принятые в переработку Счет 004 Товары, принятые на комиссию Счет 005 Оборудование, принятое для монтажа Счет 006 Бланки строгой отчетности Счет 007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов Счет 008 Обеспечения обязательств и платежей полученные Счет 009 Обеспечение обязательств и платежей выданные Счет 010 Износ основных средств

Информация, полученная из первичных документов, систематизируется и накапливается в учетных регистрах Учетные регистры – документы на бумажном или машинном носителе информации, в которых производятся в хронологическом порядке с систематизацией по счетам бухгалтерского учета записи о совершенных хозяйственных операциях По внешнему виду Книги По способу записи Комбинированные По степени обобщения Синтетические Журналы (ведомости) КарточкиХронологические Систематические Аналитические Учетные регистры

Пример: 12 января зарегистрирована организация. Уставный капитал – рублей, 50% уставного капитала оплачено учредителями при регистрации общества 13 января рублей (вклад в уставный капитал) зачислены на открытый расчетный счет организации 15 января получен заем в сумме рублей, денежные средства зачислены на расчетный счет 16 января приобретены товары на сумму рублей 17 января оплачено обязательство перед поставщиком в сумме рублей 18 января проданы товары покупателю на сумму рублей 19 января покупателем оплачена задолженность в сумме рублей 31 января участники внесли в оплату вкладов в уставный капитал рублей

Для проверки правильности ведения учета составляется оборотная ведомость Оборотная ведомость за январь Счет Сальдо начальноеОборотыСальдо конечное ДебетКредитДебетКредитДебетКредит 41 0, ,00 0, , , , ,000, , ,00 0, , ,00 0, , ,000, , ,000, ,000, , ,000, , , ,00 0, , ,000, ,00 Итого: , , ,00

На основании данных по счетам составлен Бухгалтерский баланс организации на 31 января Бухгалтерский баланс на 31 января АКТИВ На начало периода На конец периода Пассив На начало периода На конец периода Денежные средства Расчеты с учредителями Уставный капитал Прибыль Займы и кредиты БАЛАНС БАЛАНС

Бухгалтерская отчетность организаций Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам Состав бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс (форма 1) Отчет о прибылях и убытках (форма 2) Отчет об изменениях капитала (форма 3) Отчет о движении денежных средств (форма 4) Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6) Аудиторское заключение Пояснительная записка - Формы бухгалтерской отчетности организаций утверждаются Минфином России - Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Минфином России - Для общественных организаций и объединений, не осуществляющих предприни- мательскую деятельность устанавливается упрощенный состав отчетности - Органы, регулирующие бухгалтерский учет утверждают формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций, не противоречащие нормативным актам Минфина России

Отчетный год и отчетные даты Отчетный год – календарный год с 1 января по 31 декабря Первый отчетный год для вновь созданных организаций – период с даты регистрации до 31 декабря, для организаций, созданных после 1 октября – период с даты регистрации до 31 декабря следующего года Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года Отчетная дата – последний календарный день отчетного периода 31 декабря – отчетная дата годовой отчетности 31 марта, 30 июня и 30 сентября – отчетная дата промежуточной отчетности Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером Бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) организации, органам территориальной статистики, налоговым органам и другим пользователям (в соответствии с законодательством РФ) Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней после окончание года, квартальная отчетность представляется в течение 30 дней по окончании соответствующего квартала Бухгалтерская отчетность представляется в бумажном или электронном виде, путем непосредственного представления пользователю, передачи через представителя, направления почтового отправления с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи

Публичность бухгалтерской отчетности Обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным: - открытые акционерные общества, - банки и другие кредитные организации, - страховые организации, - биржи, - инвестиционные и иные фонды Обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность: - Пенсионный фонд РФ, - Фонд социального страхования РФ, - Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования РФ, - другие организации в случаях, установленных федеральными законами Публичность заключается: - в опубликовании в газетах и журналах - в распространении в виде брошюр, буклетов и др., - в передаче органам статистики для предоставления пользователям

Качественные характеристики информации Ценность Ценность информации определяется ее содержанием и существенностью Прогностическая ценность Ценность для подтверждения или корректировки ранее сделанных прогнозов Надежность (достоверность) Обеспечение правдивого представления о деятельности организации Возможность проверки (проверяемость) Нейтральность (непредвзятость) Сравнимость (сопоставимость) Обеспечение возможности сравнения отчетной информации организации с другими данными: данными отчетности других организаций, средними данными по отрасли и др., а также данными отчетности самой организации за предыдущие отчетные периоды

Бухгалтерский баланс – форма 1 Форма бухгалтерской отчетности, содержащая систему показателей, отражающую финансовое положение организации на отчетную дату Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении на отчетную дату ресурсами (активами), их ликвидностью, а также структурой источников этих ресурсов, платежеспособностью организации, способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования

Содержание бухгалтерского баланса Актив Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Доходные вложения в материальные ценности Долгосрочные финансовые вложения Оборотные активы Запасы НДС по приобретенным ценностям Дебиторская задолженность Финансовые вложения Денежные средства Пассив Капитал и резервы Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Долгосрочные обязательства Кредиты и займы Прочие обязательства Краткосрочные обязательства Кредиты и займы Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов

Отчет о прибылях и убытках – форма 2 Форма бухгалтерской отчетности, содержащая систему показателей, отражающую финансовый результат деятельности организации за отчетный период и его структуру (т.е. состав и величину доходов и расходов организации за отчетный период) Финансовый результат деятельности и его структура отражает способность организации на основе имеющихся ресурсов генерировать денежные потоки, а также позволяет оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые в будущем будет контролировать организация

Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов (нетто-выручка) Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг Валовая прибыль Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль (убыток) от продаж Прочие доходы и расходы Проценты к получению Проценты к уплате Доходы от участия в других организациях Прочие доходы Прочие расходы Прибыль (убыток) до налогообложения Отложенные налоговые активы Отложенные налоговые обязательства Текущий налог на прибыль Чистая прибыль (убыток) Справочно: Постоянные налоговые обязательства (активы) Базовая прибыль (убыток) на акцию Разводненная прибыль (убыток) на акцию Содержание отчета о прибылях и убытках

Отчет об изменениях капитала – форма 3 Форма бухгалтерской отчетности, показатели которой характеризуют наличие и изменения уставного, резервного капитала и других составляющих капитала организации Увеличение капитала, в том числе за счет: Дополнительного выпуска акций Переоценки имущества и (или) прироста имущества Реорганизации юридического лица Доходов, отнесенных на увеличение капитала Уменьшение капитала, в том числе за счет: Уменьшение номинала акций Уменьшения количества акций Реорганизации юридического лица Использование оценочных и других резервов

Отчет о движении денежных средств – форма 4 Форма бухгалтерской отчетности, показатели которой характеризуют изменения в финансовом положении организации за отчетный период в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности По текущей деятельности отражаются денежные потоки: Средства, полученные от покупателей и заказчиков Оплата приобретенных материальных ценностей, работ, услуг Оплата труда, уплата налогов, выплата процентов по кредитам По инвестиционной деятельности отражаются денежные потоки: Выручка от продажи основных средств, ценных бумаг и др. Полученные дивиденды, проценты Приобретение внеоборотных активов (основных средств и пр.) Финансовые вложения По финансовой деятельности отражаются денежные потоки: Получение и погашение займов и кредитов Получение средств в связи с увеличением уставного капитала

Пояснительная записка В пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности раскрывается: существенная информация об организации и ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, методы оценки существенных статей бухгалтерской отчетности, изменения в учетной политики на следующий год, другие данные, характеризующие финансовое положения и финансовые результаты (графики, диаграммы и др.)