1 Эффективность бизнеса – как НЕ мы ее оцениваем Гурков И.Б.
Тезис 1 Эффективность – соотношение затрат (Inputs) и результатов (Outputs) Различают аллокативную эффективность (соотношение различных Inputs при заданном Output; изучается экономикой) и X-inefficiency (степень недоиспользования ресурсов, ведущую к различному уровню Outputs; изучается в менеджменте) Смысл изучения эффективности – фиксация эффективных и корректировка неэффективных приемов и методов ведения бизнеса 2
Тезис 2 Эффективность бизнеса для его высшего менеджмента выводится по единой банальной формуле как соотношение объема потерь 1)времени, 2) энергии и 3) репутации к объему полученных 4) денег, 5) власти, 6) славы и 7) удовольствия 3
Тезис 3 Реальная эффективность бизнеса оценивается его стейкхолдерами Потребителями Акционерами Работниками Властями как повод для воздействия на бизнес. 4
Тезис 4 Каждый из стейкхолдеров также стремится уличшить соотношене своих результатов и своих затрат, но формы результатов и затрат совершенно различны 5
6 Матрица инвесторов Кто не рискует, тот… «Русская рулетка» Доходность «Капает помаленьку» Риск Тузы в рукаве
7 Матрица потребителя Цена Качество Стыдно кому сказать, но ведь здорово! Мечта всей жизни Ловушка для дураков Купил, выбросил и забыл Стремления потребителей
8 Детализация параметров оценки товара потребителями Качество Базовые параметры продукта Надежность предложения Уровень сервиса Раскрученность бренда Престижность товара (услуги)Цена Доля в структуре общих расходов Вариантность представления (выигрыша) убытка от приобретения товара (услуги)
9 Матрица работников Халява, сэр Мечта трудоголика Вознаграждение Усилия За такие гроши... Не туда попал
10 Детализация параметров оценки компании работниками Вознаграждения Материальные вознаграждения и «соцпакет» Надежность рабочего места Система отношений в коллективе Увлекательность выполняемых действий EmployabilityУсилия Система рабочего времени Условия труда Уровень напряженности работы «Моральные страдания»
11 Матрица властей «Белый и пушистый» Ответственный бизнес «Обнаглели» Выгоды от компании «Не гадят» Издержки от функционирования компании
Тезис 5 Стремление к повышению эффективности по параметрам, значимым для отдельных стейкхолдеров находятся в умеренном противоречии в краткосрочной перспективе и в остром противоречии в среднесрочном плане. 12
13 Удельные издержки Kачество «Естественное» давление стейкхолдеров – набор взаимоисключающих направлений развития Цена Компетенции. ПП АА Р Р ВВ А А
Тезисы 5-6 Выведение единой формулы эффективности с учетом эффектов для всех стейкхолдеров все-таки возможно При этом надо понимать, что абсолютная эффективность никого не интересует, интерсует эффективность по сравнению с иными альтернативами на рынках капитала, труда, товарных рынках и «рынке административного ресурса» 14
Тезисы 5-6 Выведение единой формулы эффективности с учетом эффектов для всех стейкхолдеров все-таки возможно При этом надо понимать, что абсолютная эффективность никого не интересует, интерсует эффективность по сравнению с иными альтернативами на рынках капитала, труда, товарных рынках и «рынке административного ресурса», то есть ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 15
Тезисы 6-7 Выведение единой формулы эффективности с учетом эффектов для всех стейкхолдеров все-таки возможно При этом надо понимать, что абсолютная эффективность никого не интересует, интересует эффективность по сравнению с иными альтернативами на рынках капитала, труда, товарных рынках и «рынке административного ресурса», то есть ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 16
Тезис 8 Лучшая из существующих на сегодняшний день методик анализа сравнительной эффективности деятельности при множественности параметров затрат и результатов – DATA ENVELOPMENT ANALYSIS 17
Лучшая альтернатива 4 (100%) 18 Смысл техники DEA на примере анализа эффективности фирмы для акционеров Чистая приведенная стоимость проектов 5 Чистая прибыль Лучшая альтернатива 1 (100%) Лучшая Альтернатива 2 (100%) Лучшая Альтернатива 3 (100%) Набор A (70%) Набор B (20%) Набор C Набор D Набор E (40%) Набор G Набор F
Пример анализа эффективности по параметрам затрат и результатов для стейкхолдеров Bendheim, Catherine Lerme; Waddock, Sandra A.; Graves, Samuel B. «Determining best practice in corporate-stakeholder relations using data envelopment analysis: an industry-level study». Business and Society, 3, 1998 –анализ эфективности по отношению к потребителям, обществу, акционерам и работникам в 5 отраслях 19
Тезис 9 Ни один из стейкхолдеров все равно не удовлетворится тем, что фирма имеет 100% эффективность по отношению к существующим альтернативам, все стейкхолдеры стремятся продвинуть границу эффективности за пределы существующих возможностей 20
21 Ожидания акционеров от контролируемого ими бизнеса за пределами существующих возможностей Чистая приведенная стоимость проектов 5 Чистая прибыль Вектор повышения эффективности Альтернатива 1 Альтернатива 2 Альтернатива 3 Альтернатива 4 Набор A Набор B Набор C Набор D Набор E Набор G Набор F
Как выйти за пределы существующих возможностей – см. European Management JournalRainer Strack, Ulrich Villis «RAVE: Integrated Value Management for Customer, Human, Supplier and Invested Capital», European Management Journal, Vol. 20, No, 2, 2002, pp а также «Инновационная философия и инновационные действия в Смурное время» 22