Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Искусство чтения текстов Некоторые методы работы с текстом на уроках.
Advertisements

Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Из таксономии учебных целей БЛУМА)
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Индивидуально- ориентированный план преобразованная программа обучения по всем дисциплинам класса, в которой на понятном школьнику языке фиксированы основные.
Теоремы и методика их изучения в школьном курсе математики ТМОМ Методические основы обучения математике.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Алгоритм подготовки к первому экзамену 1.Прочитай внимательно задания к сессии. 2. Вспомни, что ты уже знаешь по данным вопросам. 3. Существуют ли связи.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Системно-деятельностный подход на уроке – требование времени.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Базовая модель технологии развития критического мышления. В основе технологии лежит следование трём фазам : 1.Вызов 2. Осмысление новой информации. 3.
Транксрипт:

Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. А. Тоффлер.

Цель семинара направлена на то, чтобы освоить: -Приемы эффективной работы с текстом; -Подходы к структурированию текста; -Способы графической организации информации; -Методы организации работы обучающихся в режиме частичного и полного самообразования

Текст – это система. Как говорили древние: «Овладеть системой – значит овладеть ее структурой» Выделяют шесть структурных элементов, которые должны выделять обучающиеся в процессе текста: -Ключевые понятия -Факты, описания явлений -Идеи, законы, закономерности -Методы -Выводы -Примеры и метафоры

Ключевые понятия Термин «ключевое» - объясняет особую роль названного понятия по отношению к тексту, это понятие раскрывает смысл текста. Обучающимся с ключевыми понятиями могут быть предложены такие виды работ: -Обращение к словарю и составление собственной версии понятия, отличное от авторского -Составление собственного текста с данным понятием - Выбрать понятие из двух или нескольких трактовок и обосновать свой выбор - Увязать данное понятие в схеме взаимосвязей с другими понятиями

Факторы, описания явлений Текст содержит описание какого-либо явления. Задания обучающимся по описанию фактов могут включать: -Выделение признаков явления -Выделение этапов развития явления -Краткий или подробный пересказ явления -Выявление в явлении причинно-следственных связей -Указание времени возникновения явления -Построение алгоритма действия -Поиск материала по составлению характеристики явления

Идеи, законы, закономерности Любой текст опирается на совокупность некоторых теоретических утверждений, которые излагаются в виде проблем, идей, формулировок законов или закономерностей. Теоретические утверждения в тексте могут быть строго аргументированы, проиллюстрированы примерами, могут быть без аргументации.

Обучающиеся должны видеть в тексте способы аргументации, выделять теоретические положения. Среди самостоятельных заданий, учащимся может быть предложено: -Составление тезисов и антитезисов -Построение логических схем и конспектов

Тезис (гр. Thesis) – положение, истинность которого может быть доказана (подтверждена или опровергнута) или кратко сформулированные основные положения текста Тезис дает полное представление о сущности обсуждаемого положения Тезис можно утвердить или опровергнуть Опровергнуть тезис, то есть выдвинуть антитезис

Метод – способ познания, прием, способ или образ действия. При характеристике метода, при его выборе, важно ответить на вопросы: -К решению какого класса задач относится данный метод? -Какие аналогичные методы имеются? -В чем состоит сущность метода? -Какова последовательность действий при использовании метода? -Обладает ли метод алгоритмической природой? -Какие отклонения от метода снижают его эффект? -В каком случае можно судить об эффективной работе метода

В методическую копилку тьютора: -Метод критического мышления, в основе которого базовая модель трех этапов организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление» -Метод графической организации текста (кластер, оформление текста в таблицу: заполнение двойного дневника, «Знаю, хочу узнать, узнал» -Метод ТАСК - анализ ТАСК – это аббревиатура слов «тезис – анализ – синтез – ключ» -Метод составления планов -Метод конспектирования -Метод эссе

Выводы Выводы помогают еще раз зафиксировать в сознании содержание прочитанного На основе выводов могут быть предложены для выполнения следующие задания: -Раскрыть один из выводов -Сформулировать собственный вывод -Дополнить имеющиеся в тексте выводы собственными -В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но на которые прямых ответов в тексте не содержится

Примеры и метафоры (перенос)– обеспечивают адекватность восприятия текста, сохранение интереса к нему, достижение убедительности за счет красоты языка.