Деятельная речь Цикл «речевые практики» Татьяны Солтицкой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Advertisements

Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
МОДУЛЬ 6: КОМАНДА И РАБОТА В КОМАНДЕ. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ Понять термины команда и работа в команде Изучить, как развивать доверие при работе в команде Понять.
Инновационные технологии в работе педагога с родителями 1. Оптимизация взаимодействия с родителями: техники установления и поддержания контакта»
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Психологическа я поддержка Безопасное общение с детьми.
Конфликты и продуктивные методы их разрешения Гулькевичский район Трикоз Алёна.
ВАШ РЕБЁНОК ПОЙДЁТ В ШКОЛУ… Школа – тревожное место? Судите сами: увидеть класс – к выговору, кабинет – к ссоре неприятности или болезни, цифры – к хлопотам,
Техника «Я-высказывание». «Я»-высказывания и «Ты»- высказывания « Ты никогда меня не слушаешь !» « Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно,
Готов ли Ваш ребенок к поступлению в школу?. Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться?. Для чего вообще знать это? Может, стоит.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Занятие 3. Десять заповедей неудачника, или Как стать счастливчиком.
Мастерство Коммуникации 1 2-е занятие. Перепросмотр В группах по 4 человека. Каждый выбирает себе тему и рассказывает микрогруппе. Члены микрогруппы делают.
П РИГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Уважаемые (ФИО родителей ученика). Ваш ребёнок стал учеником 3 класса. С какими трудностями он может столкнуться на своем.
Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда. Методические рекомендации.
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
Как научиться говорить «НЕТ»? Родительское собрание Социально-психологическая служба ОУ 845.
Транксрипт:

Деятельная речь Цикл «речевые практики» Татьяны Солтицкой

Речь Содержательное общение Деятельная речь Рациональный дискурс ?

Речь-действие 1.«Деятельная речь» Торберта (теория деятельностного обучения) 2.Конкретная и ясная речь – «правильные речевые конструкции (русского) языка» (психолингвистика) 3.Речь = открытое самовыражение (психотерапия)

«Деятельная речь» Торберта

Люди, которые заявляют, что нужно перейти от разговоров к действию, не осознают того факта, что речь представляет собой квинтэссенцию действия Вместо того, чтобы обращать внимание на динамический процесс беседы, мы сосредотачиваем всё наше направленное внимание только лишь на содержание произносимых слов Деятельная речь = действие, достигает цель

5 ответов на 1 вопрос врачам: какой вид спорта вы мне посоветуете? 1.Да вам много чего подходит, лишь бы не бросили сразу. Хватит воли-то? Бадминтон, волейбол, фитнесс любой – выбирай не хочу! Мне вот нравится пилатесом в клубе заниматься, но вам лучше поактивней что-то – бадминтон, волейбол… сейчас вот бадминтоном даже в армии увлекаются…

2. Может быть, что-то игровое и подвижное?! Один наш пациент с таким же диагнозом как у вас занимался полгода теннисом и у него не только улучшилась работа связок, но и позвоночник стал гибче. Кроме того, регулярные занятия привели к снижению веса и уменьшению давления на опорный аппарат. А еще и сменится режим питания для выдерживания нагрузок – дополнительная польза. Правда, для вас, учитывая возраст, теннис будет тяжеловат, может быть бадминтон?

3. Вы хотите получить профессиональный совет врача именно по поддержке вашего здоровья сейчас в связи с конкретным диагнозом? (ждет ответа) А вы уже думали о конкретном виде спорта? (ждет ответа) Тогда еще имеет смысл учесть развивающие эффекты, например, рост выносливости, так называемой анаэробной силы. Хорошо подойдет бадминтон, я думаю, и он доступен и летом можно играть на даче и в отпуске.

4. Мы обсуждаем с вами разные способы помощи вашему телу в период после болезни, и спорт действительно один из них. А также образ питания и образ жизни в целом – количество двигательной активности и возможность расслаблять тело своевременно. Что касается спорта, то выбор у вас есть. Я бы рекомендовал игровой активный, но если у вас нет команды под рукой, тогда лучше парное – теннис, бадминтон и т.п. В бадминтоне оборудования меньше.

5. Я вам сделаю такое предложение – бадминтон. Во-первых, достаточно занятий 1-2 раза в неделю по 1-2 часа – корректируйте по времени года – зимой поменьше. Во-вторых, наблюдайте за состоянием – при повторных симптомах – сделайте перерыв и покажитесь врачу. Нужно и спорт подбирать индивидуально. В-третьих, вам максимально нужно развивать не силу мышц, а выносливость, т.е. бадминтон тут будет много лучше силовых тренажеров и веселее аэробных тренажеров. И, наконец, посоветуйтесь еще с индивидуальным тренером в спорт-клубе!

Основные компоненты деятельного речевого акта 1.Обрамление 2.Предложение 3.Иллюстрирование 4.Познавание При тренировке осознанности эти аспекты речи можно динамично переплетать, совершенствуя свои способности доносить послание до другого человека.

Обрамление (Framing) Явное утверждение предназначения текущего события; обозначение задачи или темы, ради которой мы собрались на встречу; обозначение того, какие предположения, по вашему мнению, совместно разделяемы, а какие нет (но требуют проверки, чтобы удостовериться).

Именно этот элемент наиболее часто отсутствует во время бесед и на деловых встречах. «Лидер или инициатор слишком часто предполагает, что другие знают и разделяют общую задачу. Ясное обрамление [фрейминг] (или переобрамление [рефрейминг], если разговор ушёл в сторону) полезно, потому что предположение, что есть общая рамка, зачастую неверно. Когда людям приходится гадать относительно рамки («К чему это он ведёт?»), они зачастую приходят к неверным выводам, и, коль скоро рамка остаётся неясной, неудивительно, что мы зачастую приписываем собеседнику негативные и манипуляторские мотивы

Например, вместо того, чтобы сразу же начинать с первого пункта повестки собрания, лидер может предоставить и проверить рамку: У нас 3 дня до переговоров с клиентом, и мы собрали много информации, обсудив множество различных подходов, но мы так и не пришли ни к одному решению. Для меня наиболее важным, что мы могли бы сегодня сделать, было бы прийти к соглашению относительно чего-нибудь… Мне кажется, что XYZ наш лучший шанс, так что я хотел бы начать с него. Все ли согласны с такой оценкой, или у вас есть другие предложения?

Предложение (Advocating) ясное выдвижение предложения, восприятия, ощущения или стратегии Некоторые люди практически полностью говорят в терминах предложений, другие их изредка делают. Любая крайность только предложения или отсутствие предложений вообще скорее всего будет относительно неэффективна. Есть ли у вас лишняя ручка? познавательный вопрос. Мне нужна ручка [предложение]. Есть ли у вас лишняя [познавание]?

Сложный тип предложения Эффективно говорить о своих чувствах, особенно о том, что мы чувствуем относительно того, что происходит в настоящий момент Открытое описание своих чувств: «Я чувствую дискомфорт из-за высокой скорости данной беседы, и не вижу, как она приближает нас к соглашению»

Иллюстрирование (Illustrating) рассказывание небольшой конкретной истории, которая «наращивает мясо на костяке» предложения и, тем самым, ориентирует и мотивирует других более ясным образом. Например: «Нам нужна новая методика найма персонала [предложение]. Наши основные клиенты увеличили свои объемы, чтобы их обслуживать нам надо больше людей и достаточно быстро. Значит старая методика, предполагавшая 4 ступени отбора и долгое принятие решений по найму, нам уже не подходит [иллюстрирование]». Иллюстрирование предполагает совершенно иную миссию и стратегию, чем нежели та, о которой можно было бы предположить исключительно из одного предложения.

Познавание (Inquiring) включает задавание вопросов собеседникам с целью чему-то у них научиться и шире увидеть предмет обсуждения Теоретически просто; практически же одна из самых сложных вещей, чтобы выполнять её эффективно. Почему? Мы нередко задаём риторические вопросы, примерно как мы только что сделали. Мы не даём другому возможности ответить, или же своим тоном мы даём им понять, что мы на самом деле вовсе и не хотим правдивого ответа.

Если мы пытаемся узнать мнение собеседника о предложении, которое мы делаем, трюк состоит в том, чтобы воодушевить его на то, чтобы не согласиться с нашими предположениями, если это действительно его мнение и чувство Таким образом, если другой соглашается с нами, мы можем быть уверены, что это согласие действительно что-то значит, а если нет тогда мы видим, что ближайшая задача состоит в достижении согласия В такой момент полезно переключиться от сосредоточенности на своей собственной точке зрения и попытаться узнать у других, какие они выдвигают рамки, предложения и иллюстрации относительно обсуждаемого вопроса

Познавательный вопрос будет малоэффективен, если его не предваряли обрамление, предложение и иллюстрация. Обособленный от всего вопрос нередко провоцирует другого на то, чтобы задуматься, какая рамка, какое предложение и какая иллюстрация подразумеваются. Например, на вопрос: «Тебе нравится эта идея?» человек может задаться вопросом: «Хм, она пытается поймать меня на слове?»

4 территории опыта Обрамление: внимание/намерение/в идение Предложение: стратегия/структура/це ли Иллюстрирование: поведение/операции Познавание (и выслушивание): результаты во внешнем мире

Обрамление фокусирует наше внимание Предложение фокусирует наше мышление Иллюстрирование создает ощущение Познавание проявляет наш интерес к другим, к тому, что они переживают, и к последствиям наших действий во внешнем мире

Деятельное познание Книга «Деятельное познание» (2004), написанная Биллом Торбертом (в соавторстве с Сюзанной Кук-Гройтер и др.), состоит из четырёх частей: Часть 1: «Обучение лидерским навыкам деятельного познания» Часть 2: «Трансформирующее лидерство» Часть 3: «Трансформирующаяся организация» Часть 4: «Конечное духовное и общественное предназначение деятельного познания»

деятельное познание каждое принимаемое нами действие есть и акт познания. Верно и обратное. концепция деятельного познания призывает не к тому, чтобы поочерёдно действовать, а потом ждать обратной связи, а к тому, чтобы получать (и быть готовыми получать) обратную связь прямо в процессе осуществления действия

Речевые конструкции: слушаем себя внимательно Психолингвистика НЛП

РК - 1 Я прошу всех сотрудников продемонстрировать эффективное поведение Я хочу, чтобы ты больше обо мне заботился! Мои намерения прозрачны Мы с вами должны окончательно определиться Ты должен вести себя с ними толерантно Я заслуживаю большего

РК - 2 Наше будущее позитивно и требует лишь ряда усилий Случилась неприятность, которую придется расхлебывать Пришлось изменить планы, в связи с чем понадобятся все силы нашего отдела в ближайшие недели Все удачно складывается

РК - 3 Я всегда все делаю неправильно Любая задержка приведет к срыву поставок Ни один порядочный человек не нарушает своих обещаний В бизнесе всегда есть конкуренция Осенью дождливо Жизнь это борьба То, что нас не убивает, делает нас сильнее

РК-4 Когда ты говоришь с людьми, ты никогда не задумываешься, каково им это слышать? Есть ли у меня хоть какие-то изменения? Сдвиги? Тренер: Поддержите вашего партнера Марина: А что вы понимаете под поддержкой?

РК-5 Успокойся! Я бы на твоем месте так не делала Лучше бы посуду за собой помыла Книги предназначены для чтения, а не для рисования

РК - 6 Вам неинтересно то, что я говорю Он никогда не думает о последствиях Если бы она меня любила, она бы сама догадалась, чего я хочу

Психологическая природа Обобщения, не связанные с конкретным опытом Глаголы с недостаточно конкретным значением и множеством смыслов + Номинализации – это отглагольные существительные, которые превращают процесс в событие, действие в предмет. Событие и предмет статичны, с ними трудно что-то делать Проецирование на партнера своих желаний или опасений, мыслей. Способ уйти от актуального разговора о чувствах в интеллектуальную сферу. Сообщить о своем чувстве в замаскированной форме. Просьба поддержки, похвалы.

Из психотерапии

Затрудняют самовыражение и снижают содержательность Речевые привычки-автоматизмы (повторы, пережевывания), клише Непроговаривание индивидуальности обедняет жизнь человека, делает его чувства более грубыми (умалчивание) Мы живем и параллельно комментируем = комментаторы самих себя