История Отечества глазами человека из народа в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» (1837 г.) Учитель: Суздалова Елена Викторовна Петропавловск-Камчатский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История Отечества глазами человека из народа в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» (1837 г.) Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) История.
Advertisements

Михаил Юрьевич Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов БОРОДИНО БОРОДИНО.
Стихотворение о великой битве. Немного об авторе Лермонтов Михаил Лермонтов ( ) русский поэт. Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским.
М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель ( гг.) С детских лет Лермонтов воспитывался в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне.
Бивак стоянка войск в поле для ночлега или отдыха. Добраться до картечи начать обстреливать врага картечью артиллерийскими снарядами. Драгун.
1837 год – год 25-летия Бородинского сражения. Михаил Юрьевич Лермонтов пишет балладу «Бородино» Михаил Юрьевич Лермонтов пишет балладу «Бородино» Почему.
Литература 5 класс. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». МОУ «Карсинская СОШ» Солодовникова Н.П.
М.Ю. Лермонтов. Историческая основа стихотворения «Бородино» Урок литературы в 5 классе Автор: Васенина С.Н.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия.
М. Ю. Лермонтов «Бородино» Подготовила учитель русского языка и литературы МБУ СОШ 10 г. Тольятти Хрипунова С офия Т емировна.
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
«- Скажи-ка, дядя…» - … ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
ТЕМА: Отечественная война 1812 года. 8 класс.. ЦЕЛИ: Ход Отечественной войны, героическая оборона российского населения. Ход Отечественной войны, героическая.
С использованием технологии РКМЧП. Технологические этапы урокаПриемы РКМЧП 1.ВЫЗОВ1.Обращение к личному опыту учащихся. 2.Работа с таблицей «З-Х-У» 2.ОСМЫСЛЕНИЕ.
Словарная работа « М.Ю. Лермонтов « Бородино. К 200-летию празднования Бородинской битвы »
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся.
Бородино Знакомство с личностью М. Ю. Лермонтова. Знакомство с композицией стихотворения «Бородино» и особенностями повествования. Воспитание уважения.
М. Ю. Лермонтов «Бородино». М. Ю. Лермонтов. «Скажи-ка, дядя…»
ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Работа ученика 7в класса Айдакова Александра.
К уроку литературы в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс»
Транксрипт:

История Отечества глазами человека из народа в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» (1837 г.) Учитель: Суздалова Елена Викторовна Петропавловск-Камчатский 2007

История Отечества глазами человека из народа в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» (1837 г.) Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) История Отечества для поэта - источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Отечественная война – «гроза двенадцатого года», великий патриотический подвиг народов России, отразивших в 1812 году нашествие «двунадесяти языков» «великой армии» Наполеона. Бородинская битва – одно из величайших сражений Отечественной войны и всей эпохи наполеоновских войн – разыгралась 7 сентября (26 августа) в 108 верстах от Москвы по Смоленской дороге.

Историческая справка К Отечественной войне 1812 года в русской армии было 3 рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. Пехота делилась на лёгкую (егеря) и линейную (мушкетёры и гренадёры). Кавалерия включала лёгкую (гусары и уланы, вооружённые саблями и пиками), среднюю (драгуны) и тяжёлую (кирасиры, вооружённые палашами).

Словарная работа Бивак – привал, расположение войск вне населённого пункта (Ожегов С.И. Словарь русского языка). Кивер – высокий жёсткий военный головной убор (цилиндрической или конусообразной формы) Лафет – станок артиллерийского орудия (Ожегов С.И. Словарь русского языка). Редут – сомкнутое полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа (Ожегов С.И. Словарь русского языка). Уланы - вид легкой кавалерии. Пресле- довали отступающего противника, выполняли рейды в тыл противника, несли патрулирование, ходили в разведку. Название восходит к татарскому слову «оглан» - благородный юноша из ханской семьи (Энциклопедия: История России).

- Скажи-ка, дядя.. Стихотворение «Бородино» - отклик поэта на 25-летие Отечественной войны 1812 г. Лермонтов пытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа очевидца, участника сражения. Автор использует стихотворную форму сказа, т.е. художественную имитацию устной разговорной речи от имени самого героя. Текст рассказа о бородинском бое – это «живой» разговорный монолог. (Каргашин И.А. ЛвШ., ) Поль Пети Ветеран войны с медалью. (2-ая половина ХIХ века).

Функции сказового текста воплощение самостоятельного (неавторского) сознания; воспроизведение языковых особенностей говорящего; имитация специфической коммуникативной ситуации (устное спонтанное общение).

Художественный образ разговорной речи Не записывается и не подготавливается заранее, а осуществляется «прямо сейчас» Прямое обращение к собеседнику; Паузы, сбивы, повторы в речи; Активное использование внесловесных средств общения: мимики, жеста, интонации, направленности взгляда. Классическая композиция стихотворного сказа: монолог ветерана как ответ на вопрос- реплику заинтересованного слушателя. Редкая в русской поэзии семистишная строфа (с рифмовкой аабвввб ).

Особенности монолога рассказчика Рассказ старого артиллериста обращён и к нам, к читателям; Участник войны заново воскрешает в памяти подробности битвы; Читатель тоже оказывается в гуще событий далекого 1812 года (эффект сиюминутности); Через сознание героя (лирика) нам представлено действие (драма) и повествование (эпос) о минувших событиях; Поколение недавнего прошлого, давшего героев Отечественной войны, прямо противопоставляется здесь «нынешнему племени» - лишённому идеалов, забывшему былую славу и пребывающему в бездействии

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»

Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!»

Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!

Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!

Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы! 14 сентября 1812 года французская армия во главе с Наполеоном вступила в Москву. Вечером этого же дня начались пожары. Ветер разносил пламя. Горела деревянная Москва. Четырнадцатилетний очевидец событий, Александр Смирнов, написал картину «Пожар Москвы», на которой мы видим пожар в Замоскворечье. Языки пламени лижут стены Кремля, головни и пепел сыплются на крышу Кремлёвского дворца. В смятении и тревоге Наполеон со свитой наблюдает за пожаром. Наполеону пришлось из окружённого огнями пожаров Кремля перебраться в Петровский дворец. Пожары продолжались 6 дней. Сгорело шесть с половиной тысяч домов из девяти, погибла библиотека Московского университета, рукопись «Слова о полку Игореве» и другие невосполнимые ценности.

История Отечества глазами человека из народа Стихотворение Лермонтова стоит у истоков традиции, которая живёт и поныне в русской литературе. Сказовая форма в поэзии наиболее убедительна в периоды национального подъёма, когда возрастает потребность узнать правду «простого человека», услышать голос человека из народа.