Наглядность как основной метод обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии Семинар учителей специальных (коррекционных) классов VIII вида МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Advertisements

Понятие - это отражение существенных признаков предметов (объектов) окружающего мира и взаимосвязи между ними. знание понятие представление восприятие.
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ Павлова Т.П. ГОУ СОШ 1173 Москва.
ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Развитие логического мышления у учащихся Выступление Е. Н. Бабак учителя начальных классов МОУ СОШ 63 г. Краснодара МОУ СОШ 63 г. Краснодара.
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас. Так все сходится в совершенном единстве. Дж. Бруно.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Развитие пространственного мышления на уроках географии.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель первой категории Никишева Галина Ефремовна МДОУ детский сад 155.
Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста.
Мышление. Виды мышления.
Реализация принципа опоры на предметную деятельность на уроках в младших классах учитель Голубева Н.Н. Педагогический совет.
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель высшей категории Авсеевич Ирина Михайловна МАДОУ ЦРР- детский сад.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Транксрипт:

Наглядность как основной метод обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии Семинар учителей специальных (коррекционных) классов VIII вида МОУ «ООШ 3» г. Заозёрного 19 октября 2009 г.

«Лучше увидеть один раз, чем сто раз услышать». (пословица)

Принцип наглядности Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

Принцип наглядности Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

Функции наглядности ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. на следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.

Правило применения принципа наглядности Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.

Основа реализации принципа наглядности во вспомогательной школе для формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.

Предметная наглядность Предметная наглядность применяется для изучения свойств предметов как таковых, а также с целью изготовления их. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учетом особенностей восприятия умственно отсталых школьников: 1) их восприятие первоначально имеет недифференцированный характер; 2) они затрудняются в выделении главных, существенных признаков объекта. 3) образы предметов, возникающие в сознании, нечеткие, неполные и зачастую искаженные; 4) в речи часто отсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для верного отражения свойств наблюдаемых объектов.

Требования к наглядным пособиям наглядные пособия нужно делать дифференцированными; содержащими самые существенные признаки объекта и,по возможности, без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. наглядные пособия, применяемые для изучения свойств предметов как таковых или с целью изготовления их, должны быть хорошо выполнены и просты для восприятия, с четкими и ясными надписями, а предметные образцы с характерными признаками.

Реализация принципа наглядности Учитывая особенности умственно отсталых школьников, наряду с созданием у учащихся четких и полных представлений об окружающем мире, необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в реальном мире. Слово учителя в этом процессе является организующим и регулирующим фактором. Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда наглядность используется для формирования у учащихся общих представлений и понятий /понятие о числе, о десятичной системе исчисления и др./.

Наглядность в младших классах Благодаря широкому применению разнообразной предметной наглядности на всех уроках в младших классах у учащихся постепенно создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью. На этой основе создается возможность перевода созданных в сознании учащихся образов предметов, явлений и действий в отвлеченные понятия, внешне выраженную деятельность во внутреннюю деятельность сознания

Наглядность в переходный период предметные образцы используются в качестве наглядных пособий, но одновременно с ними вводится и абстрактная наглядность: рисунки, эскизы, чертежи, схемы. В дальнейшем эта наглядность начинает преобладать в процессе обучения. Применение такой наглядности предполагает определенный уровень интеллектуального развития умственно отсталых школьников, достигнутый в предшествующем обучении. Так, опираясь на словесное описание, а также на рисунок и чертеж швейного изделия или на эскиз и чертеж столярного и слесарного изделия, учащиеся должны воссоздать полный и точный образ этого изделия, которым они будут руководствоваться при планировании работы и изготовлении его. На этом этапе абстрактная символическая наглядность способствует формированию у учащихся конкретных образов предметов.

Предметная наглядность Абстрактная наглядность Формирование конкретного образа предмета

Этапы реализации принципа наглядности 1. Обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признак предметов и явлений и отражать их в речи. 2. Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия. 3. Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

Виды наглядности Натуральная наглядность Изобразительная наглядность Символические изображения

I группа наглядных пособий Реальные или натуральные предметы, явления Натуральный предмет становится наглядным пособием в том случае, когда он изолируется от реальных условий своего бытия. Происходит сближение теоретических знаний с жизнью.

II группа наглядных пособий Плоскостные изображения (рисунки, картинки и др.), модели предметов Они заменяют реальные предметы, которые часто демонстрировать в классе трудно или невозможно (исторические эпизоды, природные зоны и др.)

III группа наглядных пособий Схематические и символические наглядные пособия (чертежи, схемы, карты, символы и др.) Используются для лучшего понимания и усвоения математических, грамматических, исторических, географических и др. теоретических закономерностей.

Во вспомогательной школе важно соединить наглядность в обучении с практической деятельность учащихся Поэтому предметный урок часто заканчивается тем, что дети изображают изученный предмет в лепке, в рисунке или учитель организует их труд на пришкольном участке.