МБОУ СОШ 136 г. Новосибирска Районный семинар учителей иностранного языка «Компетентностный подход как средство повышения качества образования » 28 апреля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Advertisements

« КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Компетенция и компетентность. Образование, ориентированное на компетенции. Первый этап ( ), Д. Хамс Второй этап (1970 – 1990), Дж. Равен Третий.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Профессиональная информационно- коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка и переводчика А.В. Палкова канд. филол. наук, доцент кафедры.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Компетентностный подход в образовательном процессе Г.А.Бурдина Рук. ШМО учителей математики МОУ СОШ г Оханск 2010 г.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
Компетентный человек Хорошо осведомлён- ный, обладает познаниями и опытом Продемонтри- ровал что-то Справился с решением проблемы, задачи Эффективно действует.
«Создание условий для развития социальной компетенции учащихся»
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Семинар на тему:. содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования путем овладения.
Подготовила Индолова Л. В. Учитель английского языка МБОУ СОШ ст. Терской.
Транксрипт:

МБОУ СОШ 136 г. Новосибирска Районный семинар учителей иностранного языка «Компетентностный подход как средство повышения качества образования » 28 апреля 2010 года

Как всё начиналось «у нас» Часть 1 Международный исследовательский проект PISA (оценивает уровень сформированности общих межпредметных компетенций у пятнадцатилетних детей) Компетентность чтения: уметь определять адресата и цель текста; выделять основную мысль и находить запрашиваемую информацию, уметь в одной или двух фразах выразить содержание объемного текста. Математическая грамотность: уметь проводить замеры; вычислять %, объём; уметь интерпретировать численную информацию; уметь читать и составлять таблицы, диаграммы, графики; уметь собирать информацию и представлять ее в цифрах. Решение проблем: уметь искать решение проблемы разными методами; уметь оценить результативность/эффективность используемых методов.

Качество образования есть качество услуги, предоставляемой школой, а именно, качество условий обучения + качество преподавания предмета. Качество условий обучения - соответствие образовательного процесса современному уровню развития общества, экономики и знания в различных областях науки (психологии, методике, ИКТ и т.д.) и техники. Качество преподавания определяется технологичностью процесса обучения. «По существу, управление качеством образования начинается с определения состава тех компетенций, которые должны быть освоены в учебном процессе в школе как образовательные результаты, чтобы на выходе каждый ученик в той или иной степени владел бы требуемыми компетенциями.

Как всё начиналось «у нас» Часть год – в России принят новый закон «Об образовании РФ», который ставит во главу угла личностно-ориентированное обучение год – в России принят документ «Стратегии модернизации содержания общего образования», в котором сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого – компетентность.

В документе было подчеркнуто: Понятие компетентность «шире понятия знания, или умения, или навыки, оно включает их в себя… Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционную/ технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую».

Как всё начиналось «у них» Часть 1 СВЕ – Competence-Based Education (1965 год, Н.Хомский, Массачусетский университет). Впервые стали различать «компетенцию»/слово-«калька» в русском языке/ и «компетентность». Дж. Равен (1984 год, Лондон) – основоположник компетентностного подхода – дает развернутое толкование компетентности: Это явление «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга… некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной… Эти компоненты смогут заменить друг друга в качестве составляющих эффективного поведения».

Как всё начиналось «у них» Часть год – Совет Европы: языковая компетентность. Ее составляющие: - стратегическая компетенция - социальная компетенция - социолингвистическая компетенция -языковая компетенция -учебная компетенция Из Глоссария терминов ЕФО (Европейского Фонда Образования), 1997 год: Компетенция: 1)Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2)Соответствие требованиям. 3)Способность выполнять особые функции.

1996 год - Совет Европы: Key competencies. Г. Халаж /G. Halasz – основной разработчик компетенций как ответа на «вызовы Европе». «Вызовы Европе»: - сохранение демократического открытого общества; - мультилингвизм/; - мультикультура; - новые требования рынка труда; - развитие комплексных организаций; -экологические изменения и др. Пять ключевых компетенций молодого европейца: Политические и социальные. Связанные с жизнью в многокультурном обществе. Относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; Связанные с возрастанием информатизации общества. Способность учиться на протяжении жизни.

А.В. Хуторской (Россия). Ключевые компетенции: 1. Ценностно-смысловые. 2. Общекультурные. 3. Учебно-познавательные/исследовательские. 4. Информационные. 5. Коммуникативные. 6. Социально-трудовые. 7. Личностные/личностного самосовершенствования. Ключевые компетенции позволяют а) верно оценить ситуацию; б) принять верное решение; в) успешно его реализовать. Ключевые компетенции суть ментальные средства, инструменты – способы, методы, приемы – достижения человеком значимых для него целей в любой ситуации. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.

Зимняя И.А. «Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования». «Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека». Ориентировочные (Зимняя И.А.) критерии компетентности: Готовность к актуализации компетентности (мотивация). Знания. Опыт. Отношение к процессу, содержанию и результату компетентности. Эмоционально-ролевая саморегуляция.

Компетенции есть обязательные самостоятельные составляющие любой успешной деятельности. Виды компетенций: -ключевые; -надпредметные/общепредметные; - предметные/специальные.

Государственный образовательный стандарт дает перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает: -познавательную деятельность; -информационно-коммуникативную деятельность; - рефлексивную деятельность (анализ и понимание своих действий в ситуации, а также особенностей своей личности).

Наборы компетенций как результатов обучения (по материалам Болонского соглашения. Европейский проект: Trends 2003) I.Инструментальные: 1.Способности к анализу и синтезу. 2.Способности к организации и планированию. 3.Базовые общие знания. 4.Элементарные компьютерные навыки. 5.Коммуникативные навыки в родном языке. 6.Способность извлекать и анализировать информацию из различных источников. 7.Способность решать проблемы. 8.Способность принимать решение. 9.Базовые знания по профессии/предмету. II. Межличностные. 1.Способность к критике и самокритике. 2.Способность работать в команде. 3.Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия. 4.Приверженность этическим нормам. III. Системные. 1.Способность применять знания на практике. 2.Исследовательские способности. 3.Способность к обучению. 4.Способность к адаптации к новым ситуациям. 5.Способность к генерации новых идей/творчеству. 6.Способность к лидерству, инициативе и предпринимательству. 7.Способность работать автономно и отвечать за качество. 8.Воля к успеху.

Результатом обучения предмету «иностранный язык» является коммуникативная компетентность, составляющими которой являются языковая, речевая, учебная, компенсаторная и социокультурная компетенции. Главное – усвоение не суммы сведений, усвоение умений.

Действия учителя на уроке при компетентностном подходе в обучении: - включает учащихся в деятельность -показывает оптимальные способы деятельности - делится своими мыслями - учит действовать по алгоритму -п обуждает -поощряет -помогает (справиться с ошибками) - создает условия для самостоятельной деятельности - осуществляет руководство процессом « Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любой ситуации». Bowden, Marton.

«Научить нельзя, можно только научиться» При компетентностном подходе ученик участвует в постановке цели (сам определяет то, чему он должен научиться); сам проектирует деятельность или выбирает средства; сам оценивает результаты и корректирует свои действия. Компетентностный подход – это деятельностный подход. « Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне сделать самому и я научусь» Древняя китайская мудрость.

«Переход к реализации компетентносного подхода не является чем-то революционным для школы»: можно требовать от ученика знания формул, а можно – умения решать задачи с применением этих формул. Е.Л.Коган: «Формирование компетенций – это не смена содержания, а смена технологии обучения». Педагогические технологии компетентностного подхода: -- Опережающий метод. -- Использование опорных конспектов. -- Работа в малых группах. -- Выстраивание индивидуальных учебных траекторий. -- Использование межпредметных связей. --Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений. -М етоды обучения: -- Обучение в сотрудничестве. -- Обучение в команде. -- Работа в группах постоянного и сменного состава. -- Зачёты, тесты, итоговые творческие работы.

Хуторской: «О сформированности предметной компетенции можно судить по способности осуществлять практическую деятельность, требующую наличия понятийной системы, соответствующего типа мышления, умений и навыков; и готовности – присутствию личностных мотивов, позволяющих оперативно решать возникающие проблемы». Либерман: «Ведущая деятельность современных подростков должна быть игровой по типу, социально-моделирующей по форме и общественно значимой по содержанию».

Компетентностный подход должен осуществляться -при определении целей, -при отборе содержания, -при организации образовательного процесса, -при выборе образовательных технологий, -при оценке результатов.