Пол Кругман о роли образования и знаний в свете экономических трансформаций начала второго десятилетия XXI века Залетный А.А. с.н.с. лаборатории по изучению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БОРИСЕВИЧ Денис Владимирович Научные руководители: кандидат экономических наук Ващилко А.В.
Advertisements

Мировой экономический кризис: исследование причин и возможных последствий Научный руководитель: к. э. н., доцент, Ультан С.И. Выполнила: студентка гр.
Трансформационные процессы в экономике Китая Выполнила ст. гр. ЕК -16 М Ефимчук Екатерина.
Презентацию подготовили студентки 2 курса, экономического факультета, очной формы обучения, группы Э 121 б Гуторова Анна и Гавриленко Екатерина.
Выполнил: Мордовцев. А Учитель: Емельяненко. И. М.
ЕГЭ 2012 Задание требует конкретизировать какое - либо явление, теоретическое положение примерами Задания отнесены к одним из наиболее сложных в рамках.
Кейнсианство Выполнила: Иванова Ольга Студентка 1 курса группы Н 1-5 у.
Есть ли будущее у России?. В медицине есть понятие «фантомные боли» - это когда у человека болит уже ампутированная конечность, а он продолжает чувствовать.
«HRD специалисты и компании в программе « Стратегия модернизации человеческого капитала »
«Знают ли школьники свои права.» Жилкина Ксения учащаяся 9-Б класса школы 101.
Денежно-кредитная система России: специфика и возможности модернизации Александр Ивантер, зам. главного редактора журнала «Эксперт» (Москва)
Презентация на тему: «Безработица» Подготовила Боровец Светлана.
Занятость и безработица Ярославской области Выполнил ученик 9 « А » класса МОУ СОШ 3 Агаев Руслан г.
В истории экономической науки имя Джона Мейнарда Кейнса ( ) стоит в ряду ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие современного им общества.
«Образование важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Р.Киплинг.
Межвузовская научно-практическая конференция 14 февраля 2009 г.
Человеческий капитал и рациональное поведение Скоробогатов А. С. Кафедра институциональной экономики НИУ ВШЭ СПб.
1 Усиление влияния миграции на развитие: Проблемы и варианты политики Г-н Лука Барбоне Всемирный банк 5 февраля 2009 г.
СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. Национальная идентичность – патриотизм. Патриотизм это и любовь к своей стране, и огромное уважение к ее истории.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
Транксрипт:

Пол Кругман о роли образования и знаний в свете экономических трансформаций начала второго десятилетия XXI века Залетный А.А. с.н.с. лаборатории по изучению рыночной экономики экономического факультета МГУ

Вводные положения 1.Основа – новейшие взгляды П.Кругмана, высказанные им в течение 2012 года, главным образом, в качестве экономического обозревателя «Нью-Йорк Таймс»

Вводные тезисы 2. Хотя предметом исследования Кругмана является в первую очередь экономика США, в меньшей степени ЕС, ряд его значимых идей (а именно две) применим к трансформационной экономике РФ наших дней. На них мы и остановимся.

Тезис первый Позитивно то, что служит раскрытию и росту человеческого потенциала, но все, от чего он страдает – негативно. И так как образование есть и формирование, и раскрытие человеческого потенциала, оно не должно страдать от кризисных явлений в мировой и национальных экономиках.

Подтверждения тезиса 1-го В статье «Незнание – сила» («Нью-Йорк Таймс» от 8 марта 2012 г.), констатируя, что «американское образование уже находится в глубоком затруднении», имея в виду примерно 70-процентный рост стоимости обучения в колледжах за последнее десятилетие и напоминая об «американской традиции помощи учащимся» и «американской [же] традиции высокой оценки [роли] образования», Кругман гневно обличает тех представителей нынешней политической оппозиции США, которые призывают будущих учащихся ориентироваться на учебные заведения по критерию не только (а по сути не столько) качества осуществляемого там обучения, а более низкой стоимости такового, и, по словам Кругмана, заявляют следующее: «И не ожидайте от правительства, что оно простит вам ваш долг, который вы берете [на обучение]».

Подтверждения тезиса 1-го Особо затруднительным для США в целом, по обоснованному мнению Кругмана, становится закрытие факультетов, на которых «себестоимость» учебного процесса крайне высока по сравнению с другими, например, закрытие инженерных и компьютерных факультетов в государственных колледжах Техаса и Флориды. Кругман справедливо заключает, что: «урон, который причиняют эти изменения – как экономическим перспективам народа, так и [таким образом] постепенно исчезающей американской мечте о равных возможностях – должен быть очевидным»… «Недофинансирование публичного образования оставляет множество детей менее обеспеченных родителей за пределами вертикальной социальной мобильности (возможностей социального роста)».

Выводы из тезиса 1-го Посыл Кругмана очевиден. Может сформироваться новое, менее образованное поколение, чье «незнание», с одной стороны, действительно окажется великой «силой» в руках политиков, с другой, чья «сила», заключающаяся в недовольстве тем, что их «возможности» в свое (то есть в нынешнее) время были неравными с «возможностями» других, может направиться против этих самых политиков – как находящихся сейчас у власти, так и тех, кто у власти будет находиться к моменту проявления этого недовольства.

Выводы из тезиса 1-го Таким образом, сфера образования и науки относится к числу тех, которые не должны затрагиваться никакими austerity measures мерами жесткой экономии. О необходимости более высоких государственных расходов на образование Кругман указывает и в других своих работах, в частности, в статье « «Айфон» как стимул», которая была опубликована в «Нью-Йорк Таймс» 14 сентября 2012 года

Тезис второй Трудности выбора между различными работодателями для работников и вытекающая отсюда неозабоченность их смысловым содержанием выполняемой работы создают серьезный барьер на путях развития экономики в целом.

Тезис второй Особую трудность создает то, что главной заботой большинства оказывается само наличие работы, а не ее содержание и не применяемые работником знания, каким бы деструктивным содержание такой работы ни было бы!

Подтверждения тезиса 2-го В марте 2012 г. Кругман обозначал, что трудности выбора между различными работодателями для работников создают барьер на путях развития экономики в целом. «Сотрудники не могут оставить рабочие места, если у них нет обоснованной уверенности, что они найдут другие [рабочие места]; фирмы не станут инвестировать даже в полезные новые технологии, иначе как при наличии адекватного спроса (курсив мой. – А.З.)» «Сохранение экономики в слабом состоянии – это путь к откладыванию позитивных изменений, а не к их ускорению» (Статья «Не будем возвращаться к основам», «Нью-Йорк Таймс от 14 марта 2012 г.)

Подтверждения тезиса 2-го К чему приводит ситуация неозабоченности сотрудника смысловым содержанием его работы, притом со всех сторон Кругман демонстрирует в своей статье « «Айфон» как стимул», опубликованной в «Нью-Йорк Таймс» 14 сентября 2012 года: «У нас нет высокой безработицы, потому что американцы не хотят работать (курсив мой. – А.З.), и у нас нет высокой безработицы, потому что американцам недостает надлежащей квалификации (курсив мой. – А.З.)».

Выводы из тезиса 2-го Диалектика: от работы только ради денег (нереализованности или неполной реализованности человеческого потенциала) -через утрату такового человеческого потенциала -– либо до невостребованности на «рынке труда», -либо и до нежелания этой востребованности.

Выводы из тезиса 2-го Логически продолжая эту цепочку – и до утраты статуса экономического, а затем и социального субъекта. Вот он, кризис востребованности человеческого потенциала, и его возможные (и ожидаемые) последствия!

Эпилог или общий вывод Даже если Кругман и не предложил однозначных решений этих проблем, правильная их констатация и постановка – 50% нахождения их будущего правильного решения.

Спасибо за внимание!