ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ПРАВ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Advertisements

Нормативно правовое обеспечение внедрения курса ОРКСЭ на муниципальном уровне.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.
Новый закон об образовании. Глава 2. Система образования.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Нормативные правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в государственных общеобразовательных школах Российской.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и.
Законодательная база государственно- общественного управления.
Нормативно - правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в государственных общеобразовательных школах Российской.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
Программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС Савелова Н.И., ведущий специалист отдела организации дополнительного образования.
Правовой инструментарий экспертизы как механизм качества авторских педагогических разработок Астапенко Е.Л. методист МУ «Информационный методический центр»
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ПРАВ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

1. Нормативная правовая база удовлетворения языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся в системе образования Российской Федерации Закон Российской Федерации «Об образовании» Статья 6. Язык (языки) обучения 1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Федеральным законом "О языках народов Российской Федерации". 2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. 3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения. … 6. Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации» Статья 9. Право на выбор языка воспитания и обучения 1. Граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения. 2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. … 4. Язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» Статья 5. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации 1. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает: 1) получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. …

2. Нормативная правовая база удовлетворения этнокультурных запросов граждан в части изучения истории и культуры религии Последние решения Европейского суда по правам человека: - от 29 июня 2007 г. о ведении уроков «христианского образования, религии и образа жизни» в общеобразовательных школах Норвегии (Норвежская евангелическо-лютеранская церковь, имеющая статус государственной, находится под надзором Министерства просвещения, науки и религии). Принято решение о «затруднительности соответствующего школьного образования для религиозных меньшинств Норвегии», - от 9 октября 2007 г. о порядке преподавания «религиозной культуры и этики» в общеобразовательных школах Турции, Принято решение о том, что «уроки по религиозной культуре и этике в Турции нельзя признать соответствующими критериям объективности и плюрализма», В связи с этим во многих европейских странах в настоящее время идет пересмотр «одноконфессиональных образовательных программ».

Международные правовые нормы устанавливают что «государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям» (ст. 1 Конвенции ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, ст. 2 Протокола 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, ). Законодательство Российской Федерации в целом соответствует нормам и принципам международного права. В Российской Федерации изучение истории и культуры мировых религий регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

: Конституция РФ Статья Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статьей 28 определено, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» В соответствии со Статьей 3 (п.5) запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей, или лиц, их заменяющих. Статья 4 (п.2) В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» Статья Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. … 4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Приказ Минобразования России (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2003 г. 4955) от 1 июля 2003 г «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» Согласно статьи 19 (п. 1) религиозные организации имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. Дополнения, внесённые в указанную статью Федеральным законом от 28 февраля 2008 г. 14-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)», не устанавливая государственный статус таких религиозных организаций, расширяют их возможности, наделяя правом реализовывать на основе лицензий образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и в случае получения государственной аккредитации выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования.

Закон Российской Федерации «Об образовании» Статья 2 определяет светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. … Статья 14 (п. 4) определяет, что содержание образования учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Изменение ситуации в связи с принятием ФЗ-309 от 1 декабря 2007 г. В Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, которые впервые в новой истории Российской Федерации в качестве одной из основных задач содержания образования определили формирование духовно- нравственной личности (ст. 9, п. 6; ст. 14, п. 2.).

На уровне Российской Федерации при разработке федеральных государственных образовательных стандартов обязательность удовлетворения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся будет включена в указанные требования следующим образом: - знание этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации (исторических, экономических, географических, культурных, языковых, конфессиональных и др.), наличие у выпускника компетенций в области природно-климатической, социально- экономической, поликультурной специфики конкретного региона будут предусмотрены в качестве требований к результатам образования; - базисным учебным планом будет предусмотрено изучение предметов, содержащих этнокультурные особенности конкретного региона (история и культура, география, искусство, технология, народные промыслы и др.). Кроме того, для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения будет предусмотрено наличие особых вариантов базисных учебных планов и примерных основных образовательных программ, предусматривающих изучение родного языка и литературы; - использование потенциала и ресурсов социокультурного окружения (возможностей дополнительного образования, учреждений культуры и др.) будет определено в качестве требований к условиям реализации основных образовательных программ; - структурная составляющая основной образовательной программы, которую формируют участники образовательного процесса, будет направлена на максимальное удовлетворение их образовательных потребностей и запросов и предусмотрена для каждого образовательного учреждения в части обеспечения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся; - в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, могут быть включены учебники по родным языкам и учебники на родных языках.

На уровне субъектов Российской Федерации Необходимо организовать регулярное изучение этнокультурных потребностей и языковых прав участников образовательного процесса и вести соответствующий мониторинг. Во исполнение п. 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования должны разработать и принять законы (иные нормативные правовые акты в области образования), которые в том числе создают необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей и запросов граждан. В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик. Нормативные правовые акты республик должны учитывать эти положения. В связи с этим на уровне субъектов Российской Федерации при необходимости следует разработать и принять законы об изучении государственного языка субъекта Российской Федерации в рамках основных образовательных программ. В соответствии с п. 5 статьи 29 Закона при разработке республиканских, региональных программ развития образования необходимо учитывать социально-экономические, культурные, национальные и другие особенности субъекта Российской Федерации. Законом также установлено, что финансирование государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений, осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательных учреждений, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника. Поэтому на уровне субъектов Российской Федерации должны быть установлены нормативы финансирования образовательных учреждений, в которых для обеспечения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся предусматривается финансирование изучения этнокультурных особенностей региона в рамках реализации основной образовательной программы, утверждаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно.

На муниципальном уровне при планировании муниципальной сети образовательных учреждений необходимо: - вести учёт запросов и потребностей участников образовательного процесса (в изучении национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, языков изучения и обучения); - осуществлять мониторинг удовлетворённости данных потребностей; - создавать условия для реализации данных потребностей (в том числе материальные, финансовые, кадровые, организационные и др.); - шире внедрять механизмы сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры (музеи, библиотеки, музыкальные школы и др.); - создавать на базе образовательных учреждений этнографические, исторические и иные выставки (экспозиции), клубы. Кроме того, муниципалитетом как учредителем образовательного учреждения утверждается устав при согласовании с участниками образовательного процесса, в котором в обязательном порядке указываются типы и виды реализуемых образовательных программ, язык (языки) обучения и иные характеристики образовательного процесса.

3. Деятельность отдела по данному направлению в гг В части реализации языковых прав обучающихся: Отдел реализует основные положения Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, утвержденной приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г Ежегодно организуется мониторинг проблем изучения родных языков в системе образования Российской Федерации В 2008 г. проведен ряд совещаний с участием представителей заинтересованных субъектов Российской Федерации (в Москве, Казани, Элисте, Йошкар-Оле, Нальчике). Совместно с участниками совещаний были подготовлены разъяснения о мерах по обеспечению прав граждан на изучение родного языка и использования его в системе образования в качестве языка обучения с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ, разосланные во все субъекты Российской Федерации письмом от 28 апреля 2008 г Подготовлен специальный выпуск официального издания Минобрнауки России «Вестник образования» ( 2, 2008 год), посвященный вопросам государственной образовательной и языковой политики в Российской Федерации, поступивший в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные учреждения Российской Федерации На заседаниях Межведомственной комиссии по русскому языку рассмотрены вопросы о практике обучения русскому языку детей мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев в целях содействия их социальной адаптации и о разработке федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части изучения государственного языка Российской Федерации и родных языков.

В рамках ФЦПРО реализованы следующие проекты: «Разработка предложений по повышению эффективности образовательного процесса в образовательных учреждениях с обучением на двуязычной основе»; «Определение концептуальных подходов к изучению родных языков народов России в условиях двуязычия в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования»; «Разработка и обсуждение комплекса предложений для формирования: - составных частей примерных основных общеобразовательных программ, учитывающих двуязычную образовательную среду в общеобразовательных учреждениях с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения; - региональной нормативной правовой базы создания необходимых условий для удовлетворения образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса» В результате совместной деятельности с ФИРО в 2008 г. разрабатываются: проекты примерных общеобразовательных программ начального образования по государственным языкам республик четырех языковых групп для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения; проекты примерных общеобразовательных программ начального образования по русскому языку с опорой на знания родного языка и по чтению на русском языке с элементами диалога культур для общеобразовательных учреждений с двуязычной и бикультурной образовательной средой; проект перечня учебников по родным языкам и на родных языках, изданных в субъектах Российской Федерации; 3 варианта проектов Базисных учебных планов для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения; инструментарий учёта запросов и потребностей участников образовательного процесса в изучении национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, языков изучения и обучения.

В 2009 г. планируется разработка : - законопроекта о внесении изменений в ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании»: «1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: участие совместно с уполномоченными федеральными государственными органами в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных запросов граждан и общества)»; - проектов учебных программ по родным языкам основных языковых групп (тюркской, финно- угорской, абхазо-адыгской, монгольской), русскому языку и учебного плана для 5-9 классов общеобразовательных учреждений с родным (нерусским), русским (неродным) языками обучения на базе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; - методических пособий по подготовке учителей по родным языкам по четырем основным языковым группам; - концепции повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения по группам родных языков.

3.2. В части удовлетворения этнокультурных потребностей обучающихся (по изучению истории и культуры традиционных религий): Ведется ежегодный мониторинг удовлетворения этнокультурных потребностей участников образовательного процесса субъектами РФ, результаты которого представляются в Комиссию по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Общественную палату РФ, Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ Разработано и разослано в органы управления образованием письмом от 13 июля 2007 г «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации - епархии Русской православной церкви (Московского патриархата)» В 2008 г. проведён ряд совещаний под руководством Министра образования и науки Российской Федерации, заместителя Министра образования и науки Российской Федерации, с привлечением представителей РПЦ и других централизованных религиозных организаций по вопросам о ходе подготовки федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части удовлетворения этнокофессиональных запросов граждан. По итогам совещаний в РАО была создана поликонфессиональная экспертная группа, которая подключилась к работе по подготовке книги для учителя начальных классов. В РАО подготовлена рукопись книги для учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию В рамках ФЦПРО в гг. реализуется проект «Разработка и внедрение комплекса образовательных программ, обеспечивающих духовно- нравственное воспитание учащихся в системе общего образования (2008 – 2009 гг.)» Ожидаемые в 2009 г. результаты: - выход книги для учителя в издательстве «Просвещение», - примерные образовательные программы, модули по духовно- нравственному воспитанию в начальной (до конца 2008 г.) и средней школе. - федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Теология».