Преемственность и инновационность федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, его нормативно-методологические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
Advertisements

Организационные особенности перехода на ФГОС НОО второго поколения Организационные особенности перехода на ФГОС НОО второго поколения 1.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС в Московской области.
Леонтьева Маргарита Романовна. Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образованиявторого поколения»
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Северин О. И. Лицей 6 г.Одинцово Презентация Инновационность структуры и содержание ФГОС второго поколения.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Рабочие программы по учебным предметам. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: В соответствии ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Педагогический совет : Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Реализация Федеральных государственных стандартов (ФГОС) в начальной школе Родькина О.П., зам. директора по УВР МОУ «СОШ 4»
«1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2. Ввести в действие.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Сравнительный анализ Стандартов первого и второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Основные направления ФГОС Занятие 2 МОУ Игринская СОШ 2.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Транксрипт:

Преемственность и инновационность федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, его нормативно-методологические основания, ключевые особенности, структура, содержание, а также назначение и функции Преемственность и инновационность федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, его нормативно-методологические основания, ключевые особенности, структура, содержание, а также назначение и функции 1

Система образования г.Липецка с учебного года работает по «переходным» стандартам (под ред. Э.Д.Днепрова). 2 ФГОС первого поколения В настоящее время в Российской Федерации действуют 2 варианта ФГОС первого поколения: - «временный» (по ред. В.С.Леднева, М.В.Рыжакова), утвержденный приказом Министерства образования РФ от ; - «переходный» (под ред. Э.Д.Днепрова), утвержденный приказом Министерства образования РФ от Ни один из них не является в полной мере легитимным.

Порядок разработки стандартов утвержден Постановлением Правительства РФ от «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов». 3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ проект ФГОС вносится в экспертный Совет при Минобрнауки РФ (в том числе в инициативном порядке); проект ФГОС публикуется на специализированном сайте и рассылается в экспертные организации для проведения экспертизы; все экспертные заключения рассматриваются на экспертном Совете; на экспертном Совете принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС; ФГОС утверждается приказом Минобрнауки РФ (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте.

Порядок разработки стандартов утвержден Постановлением Правительства РФ от «О правилах разработки и утверждения ФГОС» 4 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС начального общего образования утвержден приказом от (зарегистрирован Минюстом РФ ); ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (срок внесения проекта - май 2010 года); ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (срок внесения проекта – май 2010 года)

ПЛАН–ГРАФИК ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ учебный год учебный год – обязательное введение ФГОС – введение ФГОС по мере готовности – продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

Назначение ФГОС первого поколения: сохранение единого ядра содержания образования в условиях возникшей в 90-ых годах ситуации многообразия образовательных систем. 6 Преимущества ФГОС первого поколения: нормативно закрепляют вариативность образования, его дифференциацию и индивидуализацию; предусматривают существенное обновление содержания образования (по данным Минобрнауки РФ, содержание образования было обновлено в начальной школе на 14%, в среднем звене – 26,8%, старшей школе – 39,9%); обеспечивают его большую практическую направленность и востребованность; делают шаг к разгрузке содержания школьного образования.

Нерешенность указанных проблем можно обозначить в качестве внутреннего противоречия образования, внутреннего «вызова» ему. 7 ФГОС первого поколения: проблемы, оставшиеся нерешенными Не удалось обеспечить: личностную ориентацию образования; деятельностный характер обучения, его направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов деятельности обучающихся; усиление воспитательного потенциала и социально- гуманитарной направленности образования.

8 ВЫЗОВЫ ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ XXI века: в 2009 году новой информации было создано больше, чем за предыдущие лет; объем новой технической информации удваивается каждые 2 года; за 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды; 10 наиболее востребованных в 2010 году профессий не существовали в 2004 году.

ФГОС второго поколения ориентированы на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. 9 ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования; впервые стандарты строятся как общественный договор между семьей, обществом и государством; впервые основой эффективного внедрения стандартов становится новая организационно-экономическая модель образования; впервые ключевые цели образования определяются через систему базовых национальных ценностей (патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур; нравственность; ценности труда и творчества, науки и искусства; семейные ценности, др.); впервые воспитание определяется как личностный результат освоения образовательных программ.

10 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Задают основные результаты образования – общие и по ступеням Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: - учебных программах (предметные, метапредметные, личностные); - программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные)

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности,применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Структура стандартов 2004 год новые стандарты Требования к уровню подготовки выпускников Общеучебные умения, навыки, способы деятельности Учебные предметы (цели, обязательный минимум содержания Требования к условиям реализации образовательных программ Требования к структуре образовательных программ (чему и как учить) Требования к результатам освоения образовательных программ Требования региона Требования региона Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников!

14 1.первое "Т" – требования к результатам освоения основных образовательных программ – является основой для проведения итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений. Эти "Три Т" существенным образом влияют на организацию деятельности системы образования в целом.

Было: понятие пространственных фигур (куб многогранник) – по изображению, модели. Результат – узнавание и называние Стало: нахождение фигур в окружающем пространстве, работа с моделями (раскрашивание граней, получение отпечатков вершин, граней, ребер, выполнение сечений и развертки) и др. Результат- умение работать с пространственными фигурами, простейшие представления планиметрии, основы для формирования пространственного мышления

Раздел Ожидаемый уровень готовности детей к обучению: Дети могут Ожидаемые результаты обучения и показатели их достижения выпускниками начальной школы В процессе обучения учащиеся научатся Примеры заданий, которые учащиеся могут выполнять самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых Примеры учебных заданий, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно Критерии оценивания АРИФМЕТИКА. ЧИСЛА и ВЫЧИСЛЕНИЯ СЧЁТ подсчитывать количество объектов с помощью натуральных чисел в пределах 10, ведя подсчет единицами и называя цифры от 1 до 10 (например, объединяясь вместе так, как того требуют считалочки/песенки, предполагающие прямой и обратный счет в пределах 10) подсчитывать объекты с помощью натуральных чисел, исследовать числовые последовательности, образующиеся при счете единицами, двойками, пятерками, десятками и другими числами (в пределах 10, 20, 100, 1 000); Учащиеся могут отгадать « секретную закономерность подсчета », введенную в калькулятор, и предсказать следующее число. С помощью числового луча, изображенного учителем, учащиеся могут определить, попадет ли 30 в последовательность чисел, если считать пятерками, и назвать следующие пять чисел в этой последовательности. Они могут объяснять свой ответ. Учащиеся могут с высокой надежностью подсчитать число предметов (например, число клеточек единицами, парами, десятками) в пределах 100. Считая парами, они могут выявить и назвать четные числа в пределах 10, 20, 100, Они могут использовать счет десятками для рационализации вычислений (например, при умножении/делении на 10, 100, 1 000). 1. правильность ответа, верность и надежность результатов подсчета 2. разумность объяснений 3. грамотность речи

17 2. Второе «Т» –требования к структуре основных образовательных программ.Это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей, и т. д. То есть это огромное количество нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы, обеспечивающих достижение планируемых результатов. Этот документ формируется самим образовательным учреждением и должен обеспечивать достижение планируемых результатов. Эти "Три Т" существенным образом влияют на организацию деятельности системы образования в целом.

18 Требования структуре основной общеобразовательной программы Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися ООП; Образовательный план НОО; Программа формирования УУД; Программы учебных предметов, курсов; Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа коррекционной работы; Система оценки достижения планируемых результатов ООП.

Структура примерных программ: назначение и особенности Примерная программа Пояснительная записка Планируемые результаты (обобщенная форма) Основное содержание Рекомендации Варианты тематического планирования Рекомендации по оцениванию Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе

Примерные программы начального общего образования Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Изобразительное искусство Музыка Технология Информационная грамотность Физическая культура начальная школа

Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Интегрированные итоговые проверочные работы по предметам

23 Интегрированная проверочная работа для 3 класса (конец года): текст Жаба ага 4 Среди жаб самая крупная – 8 жаба ага, обитатель Центральной 13 и Южной Америки. Она достигает 19 в длину 25 сантиметров, ширина ее сантиметров, вес до 1 килограмма. 30 В «ассортименте» пищи этой жабы 36 значительную роль играют насекомые – вредители тропических 45 сельскохозяйственных культур. Еще в девятнадцатом веке жаба ага была 55 завезена в Индию, где она размножилась и истребила вредных насекомых.

Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца. Задание 2. Сколько частей в этом тексте? Запиши цифрой. Ответ:______ Задание 3. Озаглавь две последние части текста..

1) Откуда жаба ага родом? 2) Чем питается жаба ага? 3) Больше или меньше она нашей жабы? 4) Чем еще она не похожа на нашу жабу? 5) Как ты думаешь, если на одну чашку весов посадить самую крупную жабу агу, а на другую положить пакет с молоком, как поведут себя весы?

Задание 5. Проведи на контурной карте мира линию, разделяющую Северное и Южное полушарие. Буквой М обозначь полушарие, в котором находится Московский планетарий, а буквой А – полушарие, где жила жаба ага, до того, как она начала странствовать по всему миру.

Задание 6. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст. Вопрос 1. Как ты думаешь, где, скорее всего, НЕ смогли бы жить наши лягушки? Обведи буквы, стоящие рядом с изображением таких мест.

Вопрос 3. Как ты думаешь, какие из изображенных на рисунке животных, являются родственниками жабы аги? Проведи к ним от жабы аги стрелки.

2) Найди в этом предложении слова с орфограммой «Правописание буквы парного согласного». Выпиши два таких слова так, как они записаны в предложении: одно с орфограммой в корне, а второе – с орфограммой в суффиксе. Орфограммы подчеркни. 1) Слово с орфограммой в корне:___________ 2) Слово с орфограммой в суффиксе:_________________; 3) В последнем абзаце найди и выпиши так, как оно записано в предложении, слово, имеющее следующий состав: корень-суффикс-соединительная гласная-корень-суффикс- окончание

Задание 8. Проследи по карте полушарий, как путешествовала жаба ага, пока не добралась до Московского зоопарка. Поставь на карте цифру 1 там, откуда она родом, а следующие цифры расставь так, чтобы они показывали путь жабы аги. Последнюю цифру поставь там, где, по твоему мнению, находится Московский зоопарк.

Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду Воспитание как важнейшая составная часть и личностный результат освоения образовательных стандартов

1. Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении 2. Программа воспитания социальных и личностных компетентностей у учащихся в системе начального общего образования 3. Программа диагностики уровня развития социальной компетентности учащихся начальной школы начальная школа

Начальное общее образование Вариант 1 Учебные предметыКоличество часов в неделюВсего IIIIIIIV Русский язык Литературное чтение Иностранный язык 2226 Математика Окружающий мир Музыка Художественный труд Физическая культура Итого: Региональный компонент (6-дн. н.) Предельно допустимая (6-дн. н.) Региональный компонент (5-дн. н.) Предельно допустимая (5-дн. н.) Внеучебная работа Всего к оплате (5-дн. н.) Всего к оплате (6-дн. н.)

Направления 1 класс2 класс3 класс4 классВсего Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Итого 10 40

образовательный процесс должен обязательно иметь ресурсное подкрепление. Для этого и существует третье "Т" – требования к условиям реализации основных образовательных программ, совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, – достижение планируемых результатов. Должен быть ресурс, который обеспечивал бы процесс достижения результата. 35

Так школа умудряется разрушать телесное и психическое здоровье подрастающего поколения (всякий раз нового!), формируя в конце концов один из самых больных народов планеты (заключение исследований РАМН РФ). 36 Факторы риска школьной среды интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки; снижение возраста начала школьного обучения; использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу; авторитарная педагогика; несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности помещений, учебной мебели, ТСО и др.; нерациональное чередование учебы и каникул; плохая организация школьного питания; гипокинезия школьников.

37 В чем новизна гигиенических требований к организации образовательного процесса? Определены условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассчитана на 1 учащегося площадь учебных кабинетов, игровых и спален. Описано оборудование спальных комнат. Увеличено количество спортивных залов. Сформулированы требования к тренажерным залам. Обновлены требования к учебной мебели (конторки)и учебным доскам. Обновлены Требования к медицинскому обеспечению ОУ. Определен перечень оборудования и инструментария медицинских кабинетов. Переработаны требования к санитарному состоянию учебных помещений и участка школы. Представлен перечень приоритетных загрязнителей воздуха в учебных помещениях. Повышен норматив искусственной освещенности в учебных помещениях. Даны нормативы непрерывной инсоляции учебных помещений и на участке школы. Сформулированы требования к сменной обуви.

38 В чем новизна гигиенических требований к организации образовательного процесса? Определена продолжительность учебного года и каникул. Подготовлены новые шкалы трудности учебных предметов для составления расписания уроков, устранены запреты для проведения сдвоенных уроков в средних и старших классах. Расширены требования к организации двигательной активности обучающихся и проведению занятий физической культурой. Расширены и пересмотрены требования к организации занятий с использованием компьютеров. Сформулированы требования к организации общественно-полезного труда и сельскохозяйственных работ учащихся. Определены требования к организации ежедневной внеурочной деятельности учащихся. Включены требования к новому виду школ - школам полного дня. Представлены нормативы веса ранца, учебных комплектов.

«Система "Трех Т" делает ситуацию прозрачной: должны быть квалифицированные учителя, должно быть абсолютно соответствующее СНиПам и СанПиНам здание, должна быть соответствующая материально-техническая база, информационные ресурсы, спортивные сооружения, библиотека и т. д., которые отвечают требованиям стандарта. Если этого нет – мы говорим, что образовательное учреждение не способно обеспечить учебный процесс для достижения планируемых результатов. Обратите внимание, что в данном случае мы с вами не говорим об уровне подготовки выпускника, как это было в предыдущих разработках стандартов. Крайним становится не ученик и не учитель, и даже не всегда директор школы, что все меняет в корне. Ведь если школа не обеспечена – это ответственность муниципалитета, управления образования. Разработка стандарта сложна и комплексна, она тянет за собой огромные системные изменения в образовательной среде. Не надо этих изменений пугаться, однако задача, которая поставлена перед разработчиками, может быть достигнута при условии – современный учитель должен быть способен реализовать новый стандарт второго поколения после повышения квалификации, потому что никакой стандарт не сможет быть реализован, если он не будет подкреплен ресурсом того человека, которого мы называем "Учитель".» 39 Из выступления руководителя проекта разработки и внедрения ФГОС второго поколения А. М. Кондакова.

Ключевая фигура процесса введения ФГОС второго поколения – учитель. 40 Наш новый учитель Доклад «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»: «Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей»; «…умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры - решающее условие повышения качества образования».

41 Наш новый учитель Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе; Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России; Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций; Профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его; Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде; Воспитатель, владеющий основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями; Квалифицированный пользователь ИКТ.