Планирование и организация образовательной деятельности с детьми в условии реализации Федеральных государственных требований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи Семинар-совещание для специалистов дошкольного образования г.г. Славгород, Яровое, Славгородского.
Advertisements

Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
» Задачи планирования: Обеспечение целенаправленного развития образовательных областей образовательной программы, их интеграции; Создание базы для осуществления.
Организация образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГТ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ» Татьяна Владимировна Булкова старший.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
МКДОУ ДСКВ 14 « Дельфин ». Основные программные документы по организации образовательного процесса. В МКДОУ ДСКВ 14 «Дельфин» реализуются программы дошкольного.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Выполнили: Агаханова Г.Э. Архипова Т.Р. Вертепова В.В. Кушнир Г.А.
Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель - ная деятельность детей Основная форма – занятие ( в соответствии с расписанием.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Заведующий МКДОУ детским садом «Огонек» р.п. Линево.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Составитель : Кондюрина И. В. Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад « Солнышко » Занятие в условиях федеральных государственных требований.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида 20»
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
Транксрипт:

Планирование и организация образовательной деятельности с детьми в условии реализации Федеральных государственных требований

Зачем педагог планирует образовательную деятельность? обеспечить процесс непрерывного развития ребенка: от зоны актуального развития к зоне ближайшего развития; удержать в памяти все то, что нужно провести с детьми в течение недели (месяца); выстроить единое образовательное пространство детства; планирование – составная часть педагогической деятельности

Планирование - составная и обязательная часть профессиональной деятельности Планирование образовательного процесса является составной и обязательной частью профессиональной педагогической деятельности воспитателя. В квалификационных характеристиках должностей работников образования записано: «Воспитатель, (включая старшего воспитателя), разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников».

Термин «план» толкуется как система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий; способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, познавательные задачи, программное содержание, последовательность организации и проведения образовательной деятельности с детьми.

Планирование отражает ход реализации основной образовательной программы, специфику и развитие приоритетных направлений деятельности ДОУ, устанавливает связи между занятиями, игрой и трудом детей, ход и результаты реализуемых творческих проектов.

При составлении плана воспитатель должен учитывать требования конкретной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание и уровень уже усвоенных в ходе предыдущей работы знаний, практических навыков и опыта детей уровень личностной культуры дошкольника, реальность событий, перспективу их развития, современные нормативные требования (ФГТ, СанПиН, ).

П римерный перечень требований к структуре, содержанию планирования план должен быть лаконичным, информационно содержательным, реальным, отражать специфику деятельности ДОУ; методически грамотным, корректируемым адекватно меняющейся образовательной ситуации, содержать региональный компонент; составляться на основе анализа и учета результатов продвижения (затруднений) детей на предыдущем этапе; учитывать возрастные потребности детей, зону их ближайшего развития; выполнять ФГТ, санитарные правила и нормативы, содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования; содержать элементы прогнозирования.

Планирование и организация образовательной деятельности в условии реализации ФГТ Планировать ОД с учетом основных направлений развития ребенка: физического, социально- личностного, познавательно-речевого и художественно- эстетического: на адекватных возрасту формах работы в виде игр, которые в образовательном процессе задаются взрослым, бесед, чтения, трудовых поручений, наблюдений, детского экспериментировании и др.; с учетом принципа интеграции образовательных областей, их спецификой и возможностями; на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса

При планировании и организации образовательного процесса учитывается время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (утренний прием детей, утренняя гимнастика, завтрак, прогулка в первую половину дня, обед, динамический час после дневного сна, полдник, прогулка во вторую половину дня, вечер). самостоятельную деятельность детей в предметно – развивающем пространстве взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При составлении расписания занятий, планировании образовательного процесса с младшими дошкольниками исключается слово «занятие», с целью переориентации педагогов с учебной на игровую деятельность. «Отменяется не занятие «занимательное дело» как дидактическая форма обучения, а «форма организации образовательной деятельности подобная уроку». (Из материалов интернет - семинара «Обновление содержания дошкольного образования в контексте ФГТ (11 апреля 2011 года). Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования».

«Занимательное дело» с младшими дошкольниками проводится в совместной деятельности с взрослыми. Эффективным средством решения образовательных задач является дидактическая игра. Занятия (как дидактическая форма обучения) проводятся в старшем дошкольном возрасте. При составлении расписания занятий и планировании образовательной деятельности со старшими дошкольниками допустимо использовать термин «занятие».

Изменяется содержание понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных, а не формальных признаков. Сущностными признаками совместной деятельности взрослого и ребенка является наличие партнерской (равноправной) позиции при организации образовательной деятельности, свободное размещение оборудования и материалов, передвижение и общение детей в процессе деятельности. Самостоятельная деятельность младших дошкольников организуется при непосредственном и активном участии воспитателя с учетом возрастных потребностей детей в активном движении, обогащении чувственного опыта, самопознании, сюжетно – ролевой игре.

Самостоятельная деятельность старших дошкольников осуществляется в предметно- развивающем пространстве, организованном с учетом возрастных потребностей в игре, познании окружающего мира, общении со сверстниками, творческой самореализации. Увеличение продолжительности прогулки влечет за собой пересмотр количества и содержания её компонентов (подвижных игр, наблюдений, индивидуальных и коллективных трудовых поручений, исследований и др.), требует иной рациональной организации

Организации ОП с учетом требований санитарных правил и нормативов При составлении сетки занятий педагогам необходимо учитывать, что максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет: 11 занятий с детьми четвертого года жизни, 12 занятий с детьми пятого года жизни, 15 занятий с детьми шестого года жизни, 17 занятий с детьми седьмого года жизни

Нормативы времени Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни не превышает 15 минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. В середине занятия статического характера проводится физкультминутка

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной - трех. Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий – не более минут в зависимости от возраста детей. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей (образовательные области «коммуникация», «познание», «социализация и др.) следует проводить в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).

В разновозрастных группах продолжительность занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. Занятие следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Занятия в студиях, кружках, секциях планируются и проводятся с детьми 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут; с детьми 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; с детьми 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; с детьми 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

В дни каникул и в летний период продолжительность прогулки увеличивается. Проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, экскурсии, походы, развлечения, исследования. Соблюдение выше перечисленных требований делает процесс планирования лаконичным, целесообразным, реальным, эффективным, а образовательный процесс - здоровьесберегающим.

По видам планы делятся Перспективный план работы позволяет педагогу удерживать целостность образовательного процесса, основные направления развития ребенка, проектировать развитие собственной профессиональной компетентности и составляется воспитателем на один-три месяца. Точные сроки определяются либо требованиями администрации ДОУ, либо самостоятельным выбором педагога.

В перспективном плане целесообразно выделять следующие разделы «Сотрудничество с родителями» целесообразно планировать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению. «Индивидуальная работа с детьми» планируется, исходя из реальных проблем, выявленных в результате проведенной диагностики или по фактам конкретных затруднений детей, зафиксированных педагогом на занятиях или других формах организации детской деятельности. Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.

«Содержательная интеграция деятельности со специалистами ДОУ» выделяется при условии наличия в дошкольном учреждении специалистов: музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку, изобразительной деятельности, хореографа, логопеда, тифлопедагога. В разделе планируются совместные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение. «Профессиональное саморазвитие» педагоги планируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности. Планируемые формы работы отражают усилия педагога, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций. Содержание раздела «Организация предметно-развивающего пространства» планируется с учетом тематической направленности занятий, времени года, специфики группы, запросов, возрастных потребностей, индивидуальных интересов детей, зоны их ближайшего развития.

Слабые стороны перспективного планирования : перспективное планирование, в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана, не раскрывает содержания деятельности, методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение; не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени; избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия; затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий.

Комплексно – тематический план Основным образовательным содержанием комплексно-тематического плана являются события, позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности: мире живой и неживой природы, рукотворном мире, мире общественных (социальных отношений), мире собственной внутренней жизнедеятельности» (Концепция дошкольного воспитания).

Примерными темами для изучения с детьми могут быть: события, описанные в художественных произведениях; реальные события, происходящие в жизни детей; события, специально смоделированные педагогом; тематические мероприятия, проводимые в рамках реализации творческих проектов; сезонные явления в природе; праздники, традиции.

При разработке комплексно – тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны», т. е. они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций.

Кроме основного образовательного содержания, зафиксированного в конспектах занятий, сценарных планах, необходимо иметь дополнительное дидактическое сопровождение: тексты художественных произведений, дидактические игры, игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности. Дополнительная тематическая информация обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации.

Комплексно – тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и дополняют возможности детей, добиваясь при интеграции высоких образовательных эффектов.

Выбор тематического содержания, определение форм работы по его реализации и интеграции осуществляется педагогом на месяц. Основным принципом при подборе содержания являются образовательные области и решение их основных задач.

Месяц п/п Образовательна я область Тема месяца Задачи деятельности Сентя брь Труд «Хорошо трудиться вместе» Формирование положительного отношения к труду Содержание деятельности. Мероприятия Коллективные творческие дела на участке детского сада, школьном саду. Сюжетно – ролевые игры Экскурсии в парикмахерскую, библиотеку, театр, магазин Чтение книг о профессиях Творческое тематическое рисование «Кем я буду, когда вырасту», «Мои мечты о будущем»! и т.д.

Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми МесяцСобытия, праздники, традиции (тема) Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности Взаимодействие с семьей октябрьПраздник «Осень встречаем» добавить природный материал в уголок природы изготовление поделок из природного материала на занятиях по изодеятельности, в свободной деятельности во второй половине дня сбор природного материала, участие в конкурсе поделок «Осенние фантазии»

Содержание календарного плана структурируется по блокам и представляется в виде схемы. Образовательный блок (сетка занятий) Блок совместной деятельности взрослого и детей Блок самостоятельной деятельности детей

Планирование непосредственно организованной образовательной деятельности

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов При планировании образовательного содержания в ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму, позволяющую педагогу установить «разумный баланс» между видами образовательной деятельности, амплифицировать развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.