Борис Пастернак «Зимняя ночь». Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Борис Пастернак Зимняя ночь. Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
Advertisements

Идея жизни в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»
Борис Пастернак. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 года в семье академика живописи Леонида Осиповича Пастернака.
Образ света в поэзии Б. Пастернака АВТОР: Пипляева Ксения, ученица МОУ гимназии г.Советский РУКОВОДИТЕЛЬ: Куликова Светлана Александровна Учитель русского.
Ужасный! - Капнет и вслушается, Всё он ли один на свете Мнет ветку в окне, как кружевце, Или есть свидетель. Но давится внятно от тягости Отеков - земля.
Тема: «Серебряный век» русской поэзии. Трагические судьбы поэтов. Цель: осмыслить трагическую судьбу писателей «серебряного века», совершенствовать умение.
Поэты Серебряного века. План. 1. Оглавление. 2. Введене. 3. Есенин 4. Маяковский 5. Блок 6. Ахматова 7. Цветаева 8. Пастернак 9. Заключение.
КУРСОВАЯ РАБОТА Сытенко Елены Викторовны Пастернак – большой поэт. Он сейчас больше всех : большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет… М.
Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой годов и не расставался с этим замыслом несколько.
Учитель Е.И.Лебедева. Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой годов и не расставался.
Борис Леонидович Пастернак поэт, прозаик, переводчик, публицист – один из самых ярких представителей русской литературы двадцатого века. Его стихи и проза.
(урок литературы в 11 классе) Свеча Пастернака Ирина Николаевна Нелидина учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Старый Хопёр Балашовского района.
Изменение роли учителя. Уча, учимся. Сенека (4 г. до н. э. 65 г. н. э.)
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»: главный герой в системе персонажей романа.
ЗАРИСОВКА.( Медитативная проза) Виктор Петрович Астафьев «Свеча над Енисеем» ( из книги «Затеси»)
Поэзия и проза в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Интерпретация стихотворения «Зимняя ночь». Он шёл на решительное сближение языка прозы и языка поэзии…
Выполнила:Выполнила: Плющенко Валерия Сергеевна, ученица 11 класса Руководитель: Руководитель: Тарасенко Светлана Ивановна.
Урок русского языка в 6 классе 30 января года М АОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Кошелева Евдокия Павловна, учитель.
* По каким признакам вы догадались, что это зима?
Поэзия, я буду клясться Тобой и кончу, прохрипев: Ты не осанка сладкогласца Ты – лето с листом в третьем классе Ты пригород, а не припев. Борис Леонидович.
Транксрипт:

Борис Пастернак «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Зимняя ночь... Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе?

В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия.

Обратим внимание на первую строфу: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Первые две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная стихия – царица всего мира, всей земли, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот: Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Сравнение распространенное, выражено сложноподчиненным предложением. Оно неожиданное: р о й мошкары, летящей на пламя, и снежные хлопья, стремящиеся к теплому окну.

Внешний мир суетлив, жесток, бесцветен: И всё терялось в снежной мгле, Седой и белой. В нём легко пропасть, исчезнуть. Он с лёгкостью поглотит всё чуждое, несвойственное.

А вот та часть мира, где царит свеча; для её описания автор употребляет слова, обозначающие простые, домашние вещи, – это потолок, два башмачка, воск, слёзы, ночник, платье и так далее. Здесь мило и уютно…

На озарённый потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. Сравнение «воск слезами с ночника на платье капал» выражено творительным падежом существительно го, легко переводится в сравнительный оборот : «воск капал, как слезы» Таким образом, внешний мир стихотворения обрисован достаточно чётко.